«Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы»
материал по развитию речи
Восприятие художественной литературы – один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях.
Восприятие художественной литературы способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
Дошкольное детство является периодом становления и развития речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В это время развиваются и такие важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.
Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры. Имеющиеся в них выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения), фразеологизмы обогащают эмоции, будят воображение, оживляют речь, обогащают и совершенствуют словарь детей.
Речевое развитие дошкольника включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни.
До полутора лет | Словарь возрастает до 40 слов (преобладают существительные и глаголы используются как предложения, сопровождаются мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается ребенком, как инструкция к действию. «Возьми ложку и сядь за стол»). |
В 1.8 | Словарь ребенка может достигать 100 слов. |
В 2 года | 300 слов (прилагательные, местоимения, строятся 2- 3 сложные предложения, пытается применять согласования). |
В 3 года | Малыш пополняет свой запас 1300 слов (слова вежливости, легко участвует в разговоре, диалоге, запоминает стихи, адекватно оценивает позитивные и негативные слова). Формируется речевой этикет. |
В 4 года | запас 2500 слов (развивается языковой аппарат, подвижность языка, речевое дыхание; употребляет все части речи в разговоре). |
В 5 лет | Словарь достигает 3500 слов (ребенок своевременно и логично отвечает на вопросы, формируется образная речь дошкольника). |
В 6 лет | Словарь достиг 4000 слов (дети проявляют инициативу в общении, используют слова оценочного содержания, рассказывают интересные события). |
В 7 лет | Словарь 5000 слов (завершен процесс фонематического развития, что делает его готовым к обучению грамоты; дошкольник также усваивает морфологию, синтаксис одного языка, легко образует новые слова, использует разнообразные лексические эпитеты, сравнения, синонимы, омонимы). Речь образная, разнообразная и эмоциональная. |
Учтите, что эта характеристика приблизительная. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень, различными.
Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, дополнительные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.
Художественная литература используется мною не только в организованной учебной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.
С самого раннего возраста я начинаю знакомить детей с потешками, песенками, закличками русского фольклора.
Я знакомила детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. Нравятся детям произведения детского фольклора.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть.
Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.
В своей работе я использую разнообразные новые технологии помогающие в развитии речи дошкольников: прослушивание DVD - дисков художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, элементы драматизации частей текста, игры-инсценировки на сюжет знакомого текста, дидактические игры и упражнения, сказкотерапия и т.д.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Выстраивая систему работы по развитию образной речи, важно определить основные направления педагогической деятельности:
- систематическая, комплексная работа по общению и взаимодействию с
детьми и использование инновационных методов в педагогической
деятельности;
- взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей в выстраивании единой позиции и понимании перспектив развития детей по данному
направлению;
- создание условий: развивающая предметно-пространственная среда (далее
РППС) для свободной, самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество с социальными партнерами (городская библиотека, музей,
театр) для развития представлений о многообразии окружающего мира.
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы»
Восприятие художественной литературы – один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях.
Восприятие художественной литературы способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
Дошкольное детство является периодом становления и развития речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В это время развиваются и такие важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.
Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры. Имеющиеся в них выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения), фразеологизмы обогащают эмоции, будят воображение, оживляют речь, обогащают и совершенствуют словарь детей.
Речевое развитие дошкольника включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни.
До полутора лет | Словарь возрастает до 40 слов (преобладают существительные и глаголы используются как предложения, сопровождаются мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается ребенком, как инструкция к действию. «Возьми ложку и сядь за стол»). |
В 1.8 | Словарь ребенка может достигать 100 слов. |
В 2 года | 300 слов (прилагательные, местоимения, строятся 2- 3 сложные предложения, пытается применять согласования). |
В 3 года | Малыш пополняет свой запас 1300 слов (слова вежливости, легко участвует в разговоре, диалоге, запоминает стихи, адекватно оценивает позитивные и негативные слова). Формируется речевой этикет. |
В 4 года | запас 2500 слов (развивается языковой аппарат, подвижность языка, речевое дыхание; употребляет все части речи в разговоре). |
В 5 лет | Словарь достигает 3500 слов (ребенок своевременно и логично отвечает на вопросы, формируется образная речь дошкольника). |
В 6 лет | Словарь достиг 4000 слов (дети проявляют инициативу в общении, используют слова оценочного содержания, рассказывают интересные события). |
В 7 лет | Словарь 5000 слов (завершен процесс фонематического развития, что делает его готовым к обучению грамоты; дошкольник также усваивает морфологию, синтаксис одного языка, легко образует новые слова, использует разнообразные лексические эпитеты, сравнения, синонимы, омонимы). Речь образная, разнообразная и эмоциональная. |
Учтите, что эта характеристика приблизительная. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень, различными.
Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, дополнительные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.
Художественная литература используется мною не только в организованной учебной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.
С самого раннего возраста я начинаю знакомить детей с потешками, песенками, закличками русского фольклора.
Я знакомила детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. Нравятся детям произведения детского фольклора.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть.
Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.
В своей работе я использую разнообразные новые технологии помогающие в развитии речи дошкольников: прослушивание DVD - дисков художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, элементы драматизации частей текста, игры-инсценировки на сюжет знакомого текста, дидактические игры и упражнения, сказкотерапия и т.д.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Выстраивая систему работы по развитию образной речи, важно определить основные направления педагогической деятельности:
- систематическая, комплексная работа по общению и взаимодействию с
детьми и использование инновационных методов в педагогической
деятельности;
- взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей в выстраивании единой позиции и понимании перспектив развития детей по данному
направлению;
- создание условий: развивающая предметно-пространственная среда (далее
РППС) для свободной, самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество с социальными партнерами (городская библиотека, музей,
театр) для развития представлений о многообразии окружающего мира.
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
сертификат участника вебинара "Развитие ребенка дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы"
сертификат участника вебинара "Развитие ребенка дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы"...
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»...
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»
Восприятие художественной литературы и фольклора – один из видов деятельности обеспечивающий развитие детей во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решат...
Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...