Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования
методическая разработка

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

 

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

 

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения.

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему: Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования Материал подготовила в оспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» Еремчук И.Н. Г. Таганрог 2021

Слайд 2

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически» К.Д. Ушинский

Слайд 3

ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Слайд 4

«Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». ФГОС дошкольного образования

Слайд 5

Система взаимодействия с семьями воспитанников в МБДОУ «Детский сад № 5» В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

Слайд 6

Цель взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Система взаимодействия с семьями воспитанников в МБДОУ «Детский сад № 5»

Слайд 7

Основные принципы работы с родителями: Принцип активности и сознательности; Принцип открытости и доверия; Принцип сотрудничества; Принцип согласованного взаимодействия; Принцип воздействия на семью через ребенка; Система взаимодействия с семьями воспитанников в МБДОУ «Детский сад № 5»

Слайд 8

Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 9

У словия положительного направления взаимодействия : Доверительные отношения между воспитателями, и родителями . Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 10

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детского сада группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы составление программы совместных действий педагога и родителей анализ промежуточных и конечных результатов воспитательной деятельности. Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 11

М етоды и формы педагогического просвещения родителей. Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 12

Наглядная пропаганда Взаимодействие педагогов и родителей Групповые стенды Папки-передвижки

Слайд 13

Родительские собрания. Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 14

Беседы и консультации Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 15

Семейные клубы Взаимодействие педагогов и родителей Н еформальное объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания.

Слайд 16

Рукописные газеты и журналы Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 17

Таким образом, создание единой системы взаимодействия с семьями воспитанников способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым способствуя повышению качества образовательного процесса. Взаимодействие педагогов и родителей

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

1 слайд.

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения.

2 слайд

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки  восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей: за воспитание  детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.

         

    Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов -  вовлечение родителей в педагогический процесс.

3 слайд

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

4 слайд.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнѐрства с семьѐй. В нѐм говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

 Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнѐрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.

 Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребѐнка, раскрытии его возможностей и способностей.

5 слайд

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников  - это один из основных разделов и Основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада.

6 слайд

Цель взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных  и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

7 слайд

Основные принципы работы с родителями:

Принцип активности и сознательности– участие всего коллектива МБ ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия– предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества- общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Принцип воздействия на семью через ребенкаесли жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

8 слайд

Воспитатели должны постоянно повышать требование к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усилия положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

9 слайд

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предлагают равенство сторон. Взаимную доброжелательность и уважение.

10 слайд

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детского сада
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы
  • составление программы совместных действий педагога и родителей
  • анализ промежуточных и конечных результатов воспитательной деятельности.

11 слайд

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившееся в этой области, так и, новаторские, нетрадиционные методы.

Используются:

- наглядная пропаганда;

— родительские собрания

- беседы и консультации;

 - дни открытых дверей

 - круглые столы;

 — организация семейных клубов;

 — рукописные газеты и журналы

12 слайд

Наглядная пропаганда: можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. При работе с родителями можно использовать динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с родителями. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками.

13 слайд

Родительские собрания.

 обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родителей не проявляют никакой активности. А пассивность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Деловые игры, вечер вопросов и ответов, встречи за круглым столом – вот лишь немного нетрадиционных форм проведения родительских собраний.

14 слайд

Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа проходящая в атмосфере доброжелательности позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка) увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Беседа воспитателя с родителями начинается с краткого вступления, в котором обозначаются тема, цели и задачи разговора.

Беседа с родителями должна протекать в индивидуальной корректной форме

15 слайд

Семейные клубы – это неформальное объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группировкой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. Здесь не может быть приказов, назначений на должность, поручений вопреки желанию самого исполнителя.

Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными. Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада и семей. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

16 слайд

Рукописные журналы и газеты: целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников; о жизни ребят в детском саду дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или иным журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.

17 слайд

Нетрадиционные формы работы с родителями позволяют достичь большей эффективности. Критериями эффективности являются: проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ, повышения активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных мероприятиях, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ; увеличения количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера; возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, увеличения количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания; повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями, снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.

Солидарность и оптимизм родителей, ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

Таким образом, создание единой системы взаимодействия с семьями воспитанников  способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым способствуя повышению качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. Знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и...

Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как  возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...

Педагогический совет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОО и семьи в воспитании и развитии дошкольника»

Форма проведения: деловая игра.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Взаимодействие с социумом, как фактор повышения качества дошкольного образования

социальное партнерство в форме социально-культурных связей ДОУ...

Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...