Речевая карта для обследования детей с ОНР I уровня.
методическая разработка по логопедии

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Речевая карта для обследования устной речи дошкольников с первым уровнем общего недоразвития речи разработана на основе методики обследования речи детей  Н.В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_onr_i_urovnya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

(для обследования ребенка с первым уровнем речевого развития)

1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________

3. Дата поступления _________________________________________________

4. Краткий анамнез, раннее развитие, перенесенные заболевания__________ ___________________________________________________________________

5. Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии________________

6. Состояние слуха, зрения____________________________________________

7. Речевая среда (благополучная, неблагополучная, двуязычие) и социальные условия _________________________________________________________

                          I. Исследование неречевых психических функций

1. Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) _____

2. Проявление способности к подражанию: «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) -  «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик»  ___________________

3. Слуховое восприятие:

 а) различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________

 б) определение количества неречевых звуков __________________________

 в) определение направления источника звука __________________________

4. Зрительное восприятие:

 а) восприятие величины, цвета, формы ________________________________

 б) ориентировка в пространстве ______________________________________

 в) складывание фигур из палочек по образцу ___________________________

5. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линии; прыжки на одной, двух ногах)____________________________

6. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»;

чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак»; выполнение шнуровки)

точность движений ____________ переключение ___________темп ______________

II. Исследование фонетической стороны речи

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы _________ прикус _________зубы ________   язык (состояние подъязычной связки) _______ челюсти  _________твердое небо ________мягкое нёбо _______

2. Состояние мимической мускулатуры:

 а) лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)_____

 б) возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх «удивиться», нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок») ___________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

3. Состояние артикуляционной моторики:

  губы ________язык ________ нижняя челюсть _______мягкое нёбо ________

(наличие или отсутствие движений, тонус, объем движений, переключаемость, синкенезии, тремор, саливация).

4. Состояние дыхательной и голосовой функции:

Дыхание (тип дыхания, объем, продолжительность выдоха, плавность)______

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, носовой оттенок) ___________

5. Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, смех, плач, крик) _____________________________

6. Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры) _______________

7. Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков:

 гласные   ___________________________________________________

согласные ___________________________________________________

III. Исследование фонематической стороны речи

  1. Показать на картинках предметы, называемые педагогом: стол-стул, миска-мишка, косы-козы и пр.
  2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

                                       IV. Исследование импрессивной речи

Состояние номинативного словаря:

1. Соотнесение собственного имени с личностью (знает своё имя, отзывается на него) ________________________________________________________________________

2. Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол______________________________

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)__________

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)_________

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)_______

3. Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.________________

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)____________________________

Состояние предикативного словаря:

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)______

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)_____________________________

Понимание названий признаков предметов:

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ________________________

- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) ____________________________

- покажи где красный (желтый, синий) мячик (кубик)?___________________

Состояние грамматического строя речи:

1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины) _________

2. Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой) _______________________________________________________        

3. Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка) ______________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку__________________________

Логопедическое заключение:  ______________________________________

 

Дата: _______________                                          Подпись: ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).

Не один год  для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...

Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)

Речевая карта Фамилия, имя  ___________________________________________________________________Возраст...

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет

За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...