Речевая карта для обследования детей с ОНР I уровня.
методическая разработка по логопедии
Речевая карта для обследования устной речи дошкольников с первым уровнем общего недоразвития речи разработана на основе методики обследования речи детей Н.В. Нищевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_onr_i_urovnya.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
(для обследования ребенка с первым уровнем речевого развития)
1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________
3. Дата поступления _________________________________________________
4. Краткий анамнез, раннее развитие, перенесенные заболевания__________ ___________________________________________________________________
5. Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии________________
6. Состояние слуха, зрения____________________________________________
7. Речевая среда (благополучная, неблагополучная, двуязычие) и социальные условия _________________________________________________________
I. Исследование неречевых психических функций
1. Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) _____
2. Проявление способности к подражанию: «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) - «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик» ___________________
3. Слуховое восприятие:
а) различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________
б) определение количества неречевых звуков __________________________
в) определение направления источника звука __________________________
4. Зрительное восприятие:
а) восприятие величины, цвета, формы ________________________________
б) ориентировка в пространстве ______________________________________
в) складывание фигур из палочек по образцу ___________________________
5. Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линии; прыжки на одной, двух ногах)____________________________
6. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»;
чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак»; выполнение шнуровки)
точность движений ____________ переключение ___________темп ______________
II. Исследование фонетической стороны речи
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы _________ прикус _________зубы ________ язык (состояние подъязычной связки) _______ челюсти _________твердое небо ________мягкое нёбо _______
2. Состояние мимической мускулатуры:
а) лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)_____
б) возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх «удивиться», нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок») ___________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
3. Состояние артикуляционной моторики:
губы ________язык ________ нижняя челюсть _______мягкое нёбо ________
(наличие или отсутствие движений, тонус, объем движений, переключаемость, синкенезии, тремор, саливация).
4. Состояние дыхательной и голосовой функции:
Дыхание (тип дыхания, объем, продолжительность выдоха, плавность)______
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, носовой оттенок) ___________
5. Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, смех, плач, крик) _____________________________
6. Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры) _______________
7. Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков:
гласные ___________________________________________________
согласные ___________________________________________________
III. Исследование фонематической стороны речи
- Показать на картинках предметы, называемые педагогом: стол-стул, миска-мишка, косы-козы и пр.
- Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование импрессивной речи
Состояние номинативного словаря:
1. Соотнесение собственного имени с личностью (знает своё имя, отзывается на него) ________________________________________________________________________
2. Соотнесение предметов с их названием
- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол______________________________
- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)__________
- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)_________
- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)_______
3. Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.________________
Понимание слов обобщающего характера
- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)____________________________
Состояние предикативного словаря:
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)______
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)_____________________________
Понимание названий признаков предметов:
- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ________________________
- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) ____________________________
- покажи где красный (желтый, синий) мячик (кубик)?___________________
Состояние грамматического строя речи:
1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины) _________
2. Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой) _______________________________________________________
3. Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка) ______________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку__________________________
Логопедическое заключение: ______________________________________
Дата: _______________ Подпись: ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....
Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....
Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).
Не один год для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...
Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)
Речевая карта Фамилия, имя ___________________________________________________________________Возраст...
Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....
Речевая карта для обследования детей 4 - 7 лет
За основу взята карта, Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного обр...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...