Артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
консультация
Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_i_zachem_ona_nuzhna.docx | 119.76 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika_i_zachem_ona_nuzhna.docx | 119.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика и зачем она нужна!
!!! Недостаточная подвижность артикуляторных органов языка и губ приводит к дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звука эти органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а иногда и совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича (полной неподвижности) или пареза (мышечной слабости, вялости). В этих случаях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с трудом и лишь приблизительно. При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка возможны в полном объёме, но они могут быть замедленными и недостаточно точными. Это приводит к значительно менее выраженным нарушениям в произношении звуков, чем при параличах и парезах.
Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующее:
1. Невозможность вытянуть губы вперёд «хоботком» — вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения. 2. Асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение.
3. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким, то есть склонность языка к постоянному сужению.
4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта — ребёнок не может удержать его по средней линии.
5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании языка изо рта — ребёнок не может удержать язык горизонтально.
6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребёнок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.
7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряжённо, всей своей массой («как бревно»), кончик языка не выражен.
8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык — наблюдается его дрожание, хаотичное подёргивание мышц, свидетельствующее об их слабости, то есть паретичности.
9. Склонность к удерживанию языка во рту в состоянии покоя «комком» (спазм мышц языка). Этот «комок» будет хорошо виден, если попросить ребёнка широко открыть рот. При выявлении у ребёнка перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невропатолога.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести
целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать
детям больше 3-5 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых трех-пяти упражнений новым может быть только одно, второе
и последующие даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя
игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»),
подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не
вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов
артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли
упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих
случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки
произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят
временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и
речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими. Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной, я предлагаю несколько сказок о веселом язычке, на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения. Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получиться. Комплекс артикуляционной гимнастики (Выполнять каждый день не менее 10 мин. передзеркалом)
Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить а
нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком
положении 10—15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его,
сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним
коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Удерживать в таком положении 15 с
4. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть
вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном
темпе 10—15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно
по 8—10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к
правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном
темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15
раз
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от
нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В
отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от
нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу,
то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под
счет логопеда 10—15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю
губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед,
напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и
убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые
края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык
«выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие
от упражнения «Горка» язык в форме валика пере мещается вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 5-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Упражнение №1 «УЛЫБКА»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз.
Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
Упражнение №2 «ЗАБОРЧИК»
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Упражнение №3 «ОКОШКО»
Описание. Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот - «холодно».
Упражнение лучше делать от «Заборчика»: если зубы хорошо обнажены - то «окошко» и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.
Упражнение №4 «ДУДОЧКА»
Цель: выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Если есть трудности в выполнении - поиграйте: в поцелуи.
Упражнение №5 «Кролик жует»
Описание: Губки сомкнуты, делают вращения по кругу, 5 раз в левую сторону, и в правую.
Упражнение №6 «ПРЯТКИ» (губами).
Описание. Улыбнуться губы сомкнуты, просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем спрятать его за сомкнутыми губами.»
Упражнение №7 «ЯЗЫЧОК СПИТ»
Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя - пя - пя - пя - пя - пя
Отдыхаем все, друзья!
а. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
б. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение №8 «ПОГЛАЖИВАНИЕ ЯЗЫКА ЗУБАМИ».
Описание. Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
Упражнение №9 «ПОКУСЫВАНИЕ ЯЗЫКА ЗУБАМИ».
Описание. Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед при этом слышится звук «та-та-та» и убирая назад, в полость рта, можно под счет от 1 до 10.
Упражнение №10 «ПОЖУЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА».
Описание. Высунуть кончик языка к правому уголку рта, покусываем правый бок языка, под счет от 1 до 5. Высунуть кончик к левому уголку рта, покусываем левый край языка, под счет от 1 до 5.
Упражнение № 11 «ЛОПАТКА»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения
Внимание!
а. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
в. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
г. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение №12 «ЧАСИКИ»
Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики –
Вот так!
В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!
Упражнение №13 «КАЧЕЛИ»
Цель: выработать подъем языка.
Описание: Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднимается к носу, потом опускается вниз к подбородку и т.д.
Упражнение №14 «ОРЕШКИ»
Описание: Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, имитируя выдавливание шариков, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» . Упражнение выполнять медленно, четко.
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Хорошо укрепляется кончик языка. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.
«Упражнение №15 Катушка».
Описание: Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые
края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык
«выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие
от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад
Упражнение №16 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье.
Внимание! а. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Упражнение №17 «ПОКРАСИМ ЗАБОР»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Внимание! а. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
б. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
в. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Упражнение №18 «МАЛЯР»
Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Внимание! а. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Упражнение № 18 «ЛОШАДКА»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присасывая язык к нёбу, пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок - цок - цок - цок - цок.
Внимание! а. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
б. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
в. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение №19 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).
Ходят по двору подружки –
Две болтливые индюшки.
Под окошком - блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.
Внимание!
а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
в. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться
вперед.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика и зачем она нужна!
!!! Недостаточная подвижность артикуляторных органов языка и губ приводит к дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звука эти органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а иногда и совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича (полной неподвижности) или пареза (мышечной слабости, вялости). В этих случаях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с трудом и лишь приблизительно. При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка возможны в полном объёме, но они могут быть замедленными и недостаточно точными. Это приводит к значительно менее выраженным нарушениям в произношении звуков, чем при параличах и парезах.
Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующее:
1. Невозможность вытянуть губы вперёд «хоботком» — вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения. 2. Асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение.
3. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким, то есть склонность языка к постоянному сужению.
4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта — ребёнок не может удержать его по средней линии.
5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании языка изо рта — ребёнок не может удержать язык горизонтально.
6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребёнок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.
7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряжённо, всей своей массой («как бревно»), кончик языка не выражен.
8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык — наблюдается его дрожание, хаотичное подёргивание мышц, свидетельствующее об их слабости, то есть паретичности.
9. Склонность к удерживанию языка во рту в состоянии покоя «комком» (спазм мышц языка). Этот «комок» будет хорошо виден, если попросить ребёнка широко открыть рот. При выявлении у ребёнка перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невропатолога.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести
целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать
детям больше 3-5 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых трех-пяти упражнений новым может быть только одно, второе
и последующие даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя
игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»),
подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не
вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов
артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли
упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих
случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки
произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят
временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и
речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими. Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной, я предлагаю несколько сказок о веселом язычке, на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения. Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получиться. Комплекс артикуляционной гимнастики (Выполнять каждый день не менее 10 мин. передзеркалом)
Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить а
нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком
положении 10—15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его,
сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним
коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Удерживать в таком положении 15 с
4. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть
вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном
темпе 10—15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно
по 8—10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к
правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном
темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15
раз
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от
нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В
отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от
нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу,
то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под
счет логопеда 10—15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю
губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед,
напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и
убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые
края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык
«выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие
от упражнения «Горка» язык в форме валика пере мещается вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 5-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Упражнение №1 «УЛЫБКА»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз.
Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
Упражнение №2 «ЗАБОРЧИК»
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Упражнение №3 «ОКОШКО»
Описание. Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот - «холодно».
Упражнение лучше делать от «Заборчика»: если зубы хорошо обнажены - то «окошко» и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.
Упражнение №4 «ДУДОЧКА»
Цель: выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Если есть трудности в выполнении - поиграйте: в поцелуи.
Упражнение №5 «Кролик жует»
Описание: Губки сомкнуты, делают вращения по кругу, 5 раз в левую сторону, и в правую.
Упражнение №6 «ПРЯТКИ» (губами).
Описание. Улыбнуться губы сомкнуты, просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем спрятать его за сомкнутыми губами.»
Упражнение №7 «ЯЗЫЧОК СПИТ»
Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя - пя - пя - пя - пя - пя
Отдыхаем все, друзья!
а. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
б. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение №8 «ПОГЛАЖИВАНИЕ ЯЗЫКА ЗУБАМИ».
Описание. Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
Упражнение №9 «ПОКУСЫВАНИЕ ЯЗЫКА ЗУБАМИ».
Описание. Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед при этом слышится звук «та-та-та» и убирая назад, в полость рта, можно под счет от 1 до 10.
Упражнение №10 «ПОЖУЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА».
Описание. Высунуть кончик языка к правому уголку рта, покусываем правый бок языка, под счет от 1 до 5. Высунуть кончик к левому уголку рта, покусываем левый край языка, под счет от 1 до 5.
Упражнение № 11 «ЛОПАТКА»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения
Внимание!
а. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
в. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
г. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение №12 «ЧАСИКИ»
Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики –
Вот так!
В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!
Упражнение №13 «КАЧЕЛИ»
Цель: выработать подъем языка.
Описание: Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднимается к носу, потом опускается вниз к подбородку и т.д.
Упражнение №14 «ОРЕШКИ»
Описание: Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, имитируя выдавливание шариков, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» . Упражнение выполнять медленно, четко.
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Хорошо укрепляется кончик языка. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.
«Упражнение №15 Катушка».
Описание: Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые
края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык
«выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие
от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад
Упражнение №16 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье.
Внимание! а. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Упражнение №17 «ПОКРАСИМ ЗАБОР»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Внимание! а. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
б. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
в. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Упражнение №18 «МАЛЯР»
Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Внимание! а. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Упражнение № 18 «ЛОШАДКА»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присасывая язык к нёбу, пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок - цок - цок - цок - цок.
Внимание! а. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
б. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
в. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение №19 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).
Ходят по двору подружки –
Две болтливые индюшки.
Под окошком - блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.
Внимание!
а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
в. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться
вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"
Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:· Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.· Зачем нужна артикуляционная гимнастика?· Как проводить артикуля...
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...
"Зачем нужна АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА"
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....
Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...
Презентация "Артикуляционная гимнастика. Как? Зачем? Когда?"
В презентации воспитатели найдут материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, для чего ее необходимо выполнять, какие виды артикуляционных упражнений мы можем взять для проведения с детьми ар...
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
В статье говорится о важности выполнения артикуляционной гимнастики детьми с речевыми нарушениями и разными видами выполнения её выполнения...
Консультирование "Что такое Артикуляционная гимнастика? И зачем она нужна?"
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений,одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие-увеличить объем и силу движений, третьи - выбрать точность позыгуб,...