Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Шикина

В статье говорится о важности выполнения артикуляционной гимнастики детьми с речевыми нарушениями и разными видами выполнения её выполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul._gimnastika.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, щёки, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо, альвеолы, состояние подъязычной уздечки ).  Для выработки полноценных движений речевого       аппарата полезно выполнять артикуляционную гимнастику.

Что такое - артикуляционная гимнастика?

 Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

 • Улучшения подвижности органов артикуляции;

 • Увеличения объема и силы движений;

 • Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука;

 • Усилению кровообращения;

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

• Укреплению мышц лица.

Когда необходимо делать артикуляционную гимнастику?

 - Если ребёнок не говорит;

 - Если у ребёнка смазанная и нечёткая речь;

 - Если у ребёнка нарушено звукопроизношение (здесь следует отметить: если у ребёнка ослаблен речевой аппарат – подбираем укрепляющие артикуляционные упражнения,  а если тонус языка повышен- подбираем спокойные, расслабляющие артикуляционные упражнения)

Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка. Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку. 

Активную  артикуляционную гимнастику ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два...») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...»

Артикуляционная гимнастика подбирается и для разного комплекса нарушенных звуков:

-для свистящих звуков;

-для шипящих звуков:

-для сонорных звуков.

 Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. 

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись;
  2.  Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот  автоматизм, постоянно упражняясь.

 3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком     положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт.

5. Выполнять упражнения от простого к сложному.

6. Заниматься лучше два раза в неделю по 5-7 минут

Виды заданий по артикуляционной гимнастике:

  1. Артикуляционная гимнастика по картинкам;
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах;
  3.  Артикуляционная  гимнастика со « смешариками»;
  4. Артикуляционная гимнастиками под музыку;
  5. Артикуляционные сказки;
  6. Артикуляционные раскраски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...

Что такое "Артикуляционная гимнастика" или просто "Гимнастика для язычка"

Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов....

Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"

   В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...

Презентация "Артикуляционная гимнастика. Как? Зачем? Когда?"

В презентации воспитатели найдут материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, для чего ее необходимо выполнять, какие виды артикуляционных упражнений мы можем взять для проведения с детьми ар...

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

Консультирование "Что такое Артикуляционная гимнастика? И зачем она нужна?"

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений,одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие-увеличить объем  и силу движений, третьи - выбрать точность позыгуб,...

Артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг....