Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье говорится о важности выполнения артикуляционной гимнастики детьми с речевыми нарушениями и разными видами выполнения её выполнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikul._gimnastika.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, щёки, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо, альвеолы, состояние подъязычной уздечки ). Для выработки полноценных движений речевого аппарата полезно выполнять артикуляционную гимнастику.
Что такое - артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука;
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Когда необходимо делать артикуляционную гимнастику?
- Если ребёнок не говорит;
- Если у ребёнка смазанная и нечёткая речь;
- Если у ребёнка нарушено звукопроизношение (здесь следует отметить: если у ребёнка ослаблен речевой аппарат – подбираем укрепляющие артикуляционные упражнения, а если тонус языка повышен- подбираем спокойные, расслабляющие артикуляционные упражнения)
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка. Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
Активную артикуляционную гимнастику ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два...») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...»
Артикуляционная гимнастика подбирается и для разного комплекса нарушенных звуков:
-для свистящих звуков;
-для шипящих звуков:
-для сонорных звуков.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись;
- Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт.
5. Выполнять упражнения от простого к сложному.
6. Заниматься лучше два раза в неделю по 5-7 минут
Виды заданий по артикуляционной гимнастике:
- Артикуляционная гимнастика по картинкам;
- Артикуляционная гимнастика в стихах;
- Артикуляционная гимнастика со « смешариками»;
- Артикуляционная гимнастиками под музыку;
- Артикуляционные сказки;
- Артикуляционные раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...
Что такое "Артикуляционная гимнастика" или просто "Гимнастика для язычка"
Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов....
Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...
Презентация "Артикуляционная гимнастика. Как? Зачем? Когда?"
В презентации воспитатели найдут материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, для чего ее необходимо выполнять, какие виды артикуляционных упражнений мы можем взять для проведения с детьми ар...
Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"
В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....
Консультирование "Что такое Артикуляционная гимнастика? И зачем она нужна?"
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений,одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие-увеличить объем и силу движений, третьи - выбрать точность позыгуб,...
Артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг....