Презентация "Артикуляционная гимнастика. Как? Зачем? Когда?"
презентация по логопедии на тему

В презентации воспитатели найдут материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, для чего ее необходимо выполнять, какие виды артикуляционных упражнений мы можем взять для проведения с детьми артикуляционной гимнастики. Эти упражнения выполняются ежедневно и благотворно сказываются на развитии артикуляционного аппарата и, как следствие, звукопроизношения и развития речи в целом. Материал был подготовлен для воспитателей, но и родителям он тоде будет полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika._kak_zachem_kogda.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика. Как? Зачем? Когда? Автор: Чапурина Вера Геннадьевна Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №8 «Березка»

Слайд 2

Хорошая речь — яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: — речевой слух, — речевое внимание, — речевое дыхание, — голосовой и речевой аппарат. Речь не является врожденной способностью , она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно.

Слайд 3

Примерно 80-90% детей старшего дошкольного возраста имеют нарушения в развитии речи.

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 5

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Слайд 7

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ .

Слайд 8

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Слайд 9

Профиль артикуляционного аппарата

Слайд 10

Методические указания к проведению гимнастики. 1 . Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя , так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого , а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый могут воспользоваться небольшим ручным или настенным зеркалом. 2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по несколько минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. 3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим. 4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10−15 раз. 5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их эмоционально, в игровой форме . Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, дудочка,...) Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Слайд 11

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности: -рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов; -показ педагогом упражнения; -выполнение упражнения детьми перед зеркалом; -проверка правильности выполнения, указание на ошибку. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений : статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Слайд 12

Виды артикуляционных упражнений Упражнения бывают: статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка... динамические (подвижные): лошадка, часики, качели... — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Слайд 13

Все упражнения объединяются в комплексы , каждый из которых имеет определенную направленность: 1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения ОАА, 2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров , заднеязычных). 3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Слайд 14

В младших группах берутся упражнения на развитие основных движений. В средних — на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие). В старших — для сонорных звуков. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5−10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок). Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6−8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки). Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Бублик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...