НОД по "Развитию речи", "Познанию" для детей подготовительного возраста "Дифференциация звуков [С-Ш].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В данном занятии формируется умение различать звуки по аккустическим и артикуляционным признакам;
учу детей определять позицию звука в слове;
формирую умение различать буквы, называть буквы и звуки;
автоматизирую и дифференцирую их на слух и в произношении;развиваю фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного и слогового анализа;
развиваю общую, мелкую и артикуляционную моторику;закрепляю точное сочетание речи и движения, темпа и ритма речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-sh.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по « Развитию речи», «Познанию»
для детей подготовительного возраста
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков
[с] - [ш] на слух и в произношении».
Обухова Любовь Николаевна
Учитель-логопед Подготовительной группы
компенсирующей направленности
2021г.
Цель:
Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
1.Коррекционно-образовательные задачи.
- Формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам.
- Учить определять позицию звука в слове.
- Формировать умение различать буквы.
- Закрепить умение называть буквы и звуки, их обозначающие.
- Повторить понятия « звук », « буква », « гласный , согласный звук», « мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».
2.Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного, слогового анализа слов.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи.
- Развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
3.Коррекционно-воспитательные задачи.
- Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.
Оборудование: Буквы (гласные и согласные); «звуковички», для составления звуковых схем; игрушки, «Логопедический домик», мимио доска, мяч, шарики «Су-Джок»; листы со словами, в которых пропущены буквы; карандаши.
- Организационный момент. Вводная часть.
Логопед:
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …(сушки) – дети.
- Правильно, сушки. Назовите первый звук в слове - отгадке.
- Звук [с].
Сижу верхом
Не ведая на ком.
- Шапка.
- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.
- Звук [ш].
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Потому что это …..
- Слон.
Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.
- Звук [с].
Твой хвостик я в руке держу,
Ты полетишь – я побегу.
- Шарик, шар.
- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.
- Звук [ш].
Молодцы, ребята, на какие звуки начинались слова-отгадки?
-С, -Ш. (дети)
Стук в дверь. Приходит в гости девочка Саша.
Саша :- Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами играть.
Логопед: - Как тебя зовут?
Саша : - Меня зовут Фафа.
Логопед: -Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?
Саша : - Я не умею произносить только некоторые звуки.
Логопед : - Но как мы узнаем твоё имя?
Саша : - Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.
- Основная часть.
Логопед: Чтобы отгадать нам имя, мы с вами вспомним некоторые буквы и звуки.
- Скажите, какие согласные звуки вы можете назвать в ряду букв: А О С И Э Ш А Ы?
Дети: - С ,Ш .
Логопед: Правильно, ребята, сегодня на мы с вами будем закреплять умение четко , правильно произносить и различать на слух согласные звуки [С] и [Ш] и вспомним какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки. Ну и конечно, тогда мы отгадаем имя нашей гостьи и научим правильно ее говорить.
Ребята, вы догадались, как зовут нашу гостью?
Дети :- Саша
Логопед: - Молодцы! Саша, ребята могут выложить схемой твоё имя.
Саша :- А как это?
Логопед: - Сейчас увидишь. (Дети составляют слово и схему слова «Саша».)
Дети: Согласные мы обозначаем синим или зелёным цветом, а гласные-красным)
- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.
- Какой первый звук в слоге СА?
- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
-Ребята, давайте расскажем Саше все по порядку , что мы знаем о этих звуках и как нужно их произносить .
Произнесите звук С. Где находится язычок?
Дети :-Внизу. (Использование жеста, дети показывают положение языка).
Логопед: В каком положении губы?
Дети: - В улыбке.
Логопед: Какой воздух выходит изо рта?
Дети :- Холодный.
Логопед: Как ещё можно назвать звук С?
Дети :-Свистящий. Звук С – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Произнесите звук Ш. Где находится язычок?
Дети :- Вверху. . (Использование жеста, дети показывают положение языка).
Логопед: В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта?
Дети :-Губы вытянуты вперед, губы в положении трубочка. Воздух выходит изо рта теплый.
Дети :- Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Как ещё можно назвать звук Ш?
Дети :- Шипящий. Согласный, твердый, глухой.
Логопед: Чем похожи эти звуки?
Дети :-Они оба согласные, Твёрдые.
Логопед: Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети : -Произношением.
Игра «Дирижер» (физминутка)
Руки вверх –ша-ша-ша, кашка ,пышка и лапша ,
Руки вниз – са-са-са ,масло ,сыр и колбаса.
Руки вверх – ша-ша-ша ,уши ,шея и душа.
Руки вниз – са-са-са ,глазки ,спинка и коса.
Логопед: Ну что, Саша ,все поняла?
Саша :-Да, ребята, спасибо!А я к вам пришла еще и поиграть ,посмотрите ,сколько у меня игрушек…
(Саша достает игрушки из пакета и выкладывает на стол ).-Слон, кошка, мишка, собака, сумка, мышка, самолет, маска ,шары…
Дети берут шарики су-джок.
Саша в гости к нам пришла
И игрушки принесла
Мышки ,мишки и слоны
Самолеты и шары .
Логопед: -Саша ,а давай каждой игрушке мы определим свое место.
- В домике ,на котором написана буква С, будут находиться игрушки ,в названии которых есть звук С.
-В домике, на котором написана буква Ш, будут находиться игрушки ,в названии которых есть звук Ш. (дети помогают выполнять задание).
Логопед : Ребята ,давайте посмотрим на картинки и сравним слова : (МИМИО-3 слайда)
(Сравнение их буквенного состава)
- Для чего нужна кашка? - Кому нужна каска?
КА . КА |
КА . КА |
( На мимио доске изображены картинки ).
Какой звук — [ш] или [с] — есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в конце или в середине слова?
Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, ... КАСКА.
Какую букву нужно написать вместо кружка?
Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.
Логопед Мы изменили одну букву в слове, и получилось новое слово.
-Сколько слогов в этих словах?
- Сколько звуков в этих словах?
А теперь давайте выполним звуковой разбор этих слов.
Те же задания со словами: баШня-баСня; миШка-миСка.
Дидактическая игра «Измени слово»:
Логопед : Ребята, сейчас мы с вами поиграем , заменяя звук [С] на звук [Ш]. (Игра с мячом)
сутки — шутки вас-ваш касса — каша маска — Машка плюс – плюш нос-нож усы-уши мыс-мышь посол-пошёл масса-Маша
Чтение слов с пропущенными буквами.
Логопед : Ребята , посмотрите ,у вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах. Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.
...апка ...ипы ква... насо... ...анки ...ина ...уба
шала... ...утки ...ова ...ода ...умка
Прочитайте слова с буквой С (Ш).
Ребята ,а какие скороговорки вы знаете со звуками С (Ш)
Произнесение скороговорок.
Шла Саша по шоссе.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
У нашей Иришки сладкие ириски.
Кошка сидит на окошке.
Смешная кошка упала с окошка.
Мишка ест из миски.
-Ребята, а что за короткие слова вы выделяете, когда проговариваете скороговорки?
-Предлоги. Это маленькие слова-забывать о них нельзя.
Логопед : Молодцы , ребята , вы справились со всеми заданиями.
III. Заключительная часть. Итог. Ребята, с какими звуками мы сегодня путешествовали? Кто приходил к нам в гости?
Саша : Дети, спасибо ,что научили меня красиво говорить, и я хочу вас угостить сушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...
Развитие звуковой культуры речи у детей 3 лет. Звук "У".
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители! В данной разработке выделены задачи, которые решаются комплексно:1. Развитие звуковой куль...
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой «Ц»
Знакомство со звуком и буквой "Ц"...
Конспект индивидуального занятия по развитию связной и диалогической речи для детей подготовительной группы на тему «Игрушки». Звук [ш]
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.Коррекционно-развивающие. Ра...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы Тема: «Дифференциация звуков [л] и [л’]» Автор-составитель: Харзина Таисья Евгеньевна воспитатель
Конспект НОД по ЗКР для детей подготовительной группы по теме "Дифференциация звуков Л -Ль"Занятие с детьми (по содержанию конспекта) прошло живо и интересно. Использованы познавательные мом...
Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»
Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...
Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы "Согласный звук [ш]. Буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква ШЦель: развитие речевых способностей у детей.Задачи:Образовательные:- познакомить со звуком [...