НОД по "Развитию речи", "Познанию" для детей подготовительного возраста "Дифференциация звуков [С-Ш].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Обухова Любовь Николаевна

В данном занятии формируется умение различать звуки по аккустическим и артикуляционным признакам;

учу детей определять позицию звука в слове;

формирую умение различать буквы, называть буквы и звуки; 

автоматизирую  и дифференцирую их на слух и в произношении;развиваю  фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного и слогового анализа;

развиваю общую, мелкую и артикуляционную моторику;закрепляю точное сочетание речи и движения, темпа и ритма речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_s-sh.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по « Развитию речи», «Познанию»

для детей подготовительного возраста

Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков

[с] - [ш] на слух и в произношении».

                                                                                                                     Обухова Любовь Николаевна

                                                                                                         Учитель-логопед                                                                                                                                                                                                      Подготовительной группы

   компенсирующей направленности

2021г.

                                                   

Цель:

Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.

1.Коррекционно-образовательные задачи.

  • Формировать умение различать звуки с — ш  по акустическим и артикуляционным признакам.
  • Учить определять позицию звука в слове.
  • Формировать умение различать буквы.
  • Закрепить умение называть буквы и звуки, их обозначающие.
  • Повторить понятия « звук », « буква », « гласный , согласный звук», « мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

          2.Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного, слогового анализа слов.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  • Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи.
  • Развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

         3.Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.

          Оборудование: Буквы (гласные и согласные); «звуковички», для составления звуковых схем; игрушки, «Логопедический домик», мимио доска, мяч, шарики «Су-Джок»; листы со словами, в которых пропущены буквы; карандаши.

  1. Организационный момент. Вводная часть.

Логопед:

 Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Как – то вечером старушки

     Пили чай и грызли …(сушки) – дети.

- Правильно, сушки. Назовите первый звук в слове - отгадке.

- Звук [с].

Сижу верхом

Не ведая на ком.

- Шапка.

- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.

- Звук [ш].

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это …..

- Слон.

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

- Звук [с].

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

- Шарик, шар.

- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

- Звук [ш].

       Молодцы, ребята, на какие звуки начинались слова-отгадки?

-С, -Ш. (дети)

Стук в дверь. Приходит в гости девочка Саша.

Саша :- Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами играть.

Логопед: - Как тебя зовут?

Саша : - Меня зовут Фафа.

Логопед: -Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

Саша : - Я не умею произносить только некоторые звуки.

Логопед : - Но как мы узнаем твоё имя?

Саша : - Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

  1. Основная часть.

 Логопед: Чтобы отгадать нам имя, мы с вами вспомним некоторые буквы и звуки.

- Скажите, какие согласные звуки вы можете назвать в ряду букв: А О С И Э Ш А Ы?

Дети: - С ,Ш .

Логопед: Правильно, ребята, сегодня на мы с вами будем закреплять умение четко , правильно произносить и различать на слух согласные звуки [С] и [Ш] и вспомним какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки. Ну и конечно, тогда мы отгадаем имя нашей гостьи и научим правильно ее говорить.

Ребята, вы догадались, как зовут нашу гостью?

Дети :- Саша

Логопед: - Молодцы! Саша, ребята  могут  выложить схемой твоё имя.

Саша :- А как это?

 Логопед: - Сейчас увидишь. (Дети составляют слово и  схему слова «Саша».)

Дети: Согласные мы обозначаем синим или зелёным цветом, а гласные-красным)

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

- Какой первый звук в слоге СА?

- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

-Ребята, давайте расскажем Саше все по порядку , что мы знаем о этих звуках и как нужно их  произносить .

Произнесите звук С. Где находится язычок?

Дети :-Внизу. (Использование жеста, дети показывают положение языка).

 Логопед: В  каком положении губы?

Дети: - В улыбке.

 Логопед: Какой воздух выходит изо рта?

Дети :- Холодный.

 Логопед:  Как ещё можно назвать звук С?

 Дети :-Свистящий. Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед:  Произнесите звук Ш. Где находится язычок?

Дети :- Вверху. . (Использование жеста, дети показывают положение языка).

Логопед:  В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта?

Дети :-Губы  вытянуты вперед, губы  в положении трубочка. Воздух выходит изо рта теплый.

Дети :- Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед:  Как ещё можно назвать звук Ш?

Дети :- Шипящий. Согласный, твердый, глухой.

Логопед:  Чем похожи эти звуки?

 Дети :-Они оба согласные, Твёрдые.

Логопед:  Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Дети : -Произношением.

Игра «Дирижер» (физминутка)

Руки вверх –ша-ша-ша, кашка ,пышка и лапша ,

Руки вниз – са-са-са ,масло ,сыр и колбаса.

Руки вверх – ша-ша-ша ,уши ,шея и душа.

Руки вниз – са-са-са ,глазки ,спинка и коса.

Логопед: Ну что, Саша ,все поняла?

Саша :-Да, ребята, спасибо!А я к вам пришла еще и  поиграть ,посмотрите ,сколько у меня игрушек…

(Саша достает игрушки из пакета и выкладывает на стол ).-Слон, кошка, мишка, собака, сумка, мышка, самолет, маска ,шары…

Дети берут шарики су-джок.

Саша в гости к нам пришла

И игрушки принесла

Мышки ,мишки и слоны

Самолеты и шары .

Логопед: -Саша ,а давай каждой игрушке мы определим свое место.

- В домике ,на котором написана буква С, будут находиться игрушки ,в названии которых есть звук С.

-В домике, на котором написана буква Ш, будут находиться игрушки ,в названии которых есть звук Ш. (дети помогают выполнять задание).

Логопед : Ребята ,давайте посмотрим на картинки и сравним слова : (МИМИО-3 слайда)

      (Сравнение их буквенного состава)

                     - Для чего нужна кашка?                       - Кому нужна каска?

http://festival.1september.ru/articles/576152/img6.jpg

КА . КА

                                 http://festival.1september.ru/articles/576152/img7.jpg

                                  КА . КА

 ( На мимио доске изображены картинки  ).

Какой звук — [ш] или [с] — есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в конце или в середине слова?

Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, ... КАСКА.

Какую букву нужно написать вместо кружка?

Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.

Логопед Мы изменили одну букву в слове, и получилось новое слово.

-Сколько слогов в этих словах?

- Сколько звуков в этих словах?

А теперь давайте выполним звуковой разбор этих слов.

Те же задания со словами: баШня-баСня; миШка-миСка.

 Дидактическая игра «Измени слово»:

Логопед : Ребята, сейчас мы с вами поиграем , заменяя  звук [С] на звук [Ш]. (Игра с мячом)

сутки — шутки                           вас-ваш                               касса каша            маска Машка                          плюс – плюш                      нос-нож                        усы-уши                                       мыс-мышь                          посол-пошёл              масса-Маша

 Чтение слов с пропущенными буквами.

Логопед : Ребята , посмотрите ,у вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах. Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

...апка       ...ипы         ква...       насо...      ...анки       ...ина          ...уба

шала...     ...утки        ...ова       ...ода        ...умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

Ребята ,а какие скороговорки вы знаете со звуками С (Ш)

 Произнесение скороговорок.

Шла  Саша по шоссе.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

У нашей Иришки сладкие ириски.

Кошка сидит на окошке.

Смешная кошка упала с окошка.

Мишка ест из миски.

-Ребята, а что за короткие слова вы выделяете, когда проговариваете скороговорки?

-Предлоги. Это маленькие слова-забывать о них нельзя.

Логопед : Молодцы , ребята , вы справились со всеми заданиями.

III. Заключительная часть. Итог. Ребята, с какими звуками мы сегодня путешествовали?  Кто приходил к нам в гости?

Саша : Дети, спасибо ,что  научили меня красиво говорить, и я хочу вас угостить сушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 лет. Звук "У".

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители! В данной разработке выделены задачи, которые решаются комплексно:1. Развитие звуковой куль...

Конспект индивидуального занятия по развитию связной и диалогической речи для детей подготовительной группы на тему «Игрушки». Звук [ш]

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.Коррекционно-развивающие. Ра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы Тема: «Дифференциация звуков [л] и [л’]» Автор-составитель: Харзина Таисья Евгеньевна воспитатель

Конспект НОД по ЗКР для детей подготовительной группы по теме "Дифференциация звуков Л -Ль"Занятие с детьми (по содержанию конспекта) прошло живо и интересно. Использованы познавательные мом...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...

Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы "Согласный звук [ш]. Буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква ШЦель: развитие речевых способностей у детей.Задачи:Образовательные:- познакомить со звуком [...