Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы "Согласный звук [ш]. Буква Ш
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Журавлева Вера Владимировна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Цель: развитие речевых способностей у детей.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить со звуком [ш], буквой Ш;

- развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком).

- учить отгадывать загадки;

- закреплять навык звуко-буквенного анализа слова;

- учить правильно произносить чистоговорки.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, внимание и память.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

- воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: игрушка «Заяц», дерево, белая ткань, картинки следов зайца, колонки,  набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов, простые карандаши.

Методы и приемы:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

1 – словесные: объяснения, указания, пояснения, вопросы, аудио-записи, загадки, беседа;

2 – наглядные: показ иллюстраций, образцы движения, дидактические материалы;

3 – практические: игровые приемы.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровые ситуации (приветствие, сюрпризный момент, игровые персонажи,); поощрения; прием удивления; использование занимательных ситуаций (появление мамы Зайчика, проблемная ситуация «Помочь зайчику найти маму»).

Методы контроля и самоконтроля: самооценка, оценка воспитателя деятельности детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnyy_zvuk_sh_bukva_sh.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Цель: развитие речевых способностей у детей.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить со звуком [ш], буквой Ш;

- развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком).

- учить отгадывать загадки;

- закреплять навык звуко-буквенного анализа слова;

- учить правильно произносить чистоговорки.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, внимание и память.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

- воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: игрушка «Заяц», дерево, белая ткань, картинки следов зайца, колонки,  набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов, простые карандаши.

Методы и приемы:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

1 – словесные: объяснения, указания, пояснения, вопросы, аудио-записи, загадки, беседа;

2 – наглядные: показ иллюстраций, образцы движения, дидактические материалы;

3 – практические: игровые приемы.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровые ситуации (приветствие, сюрпризный момент, игровые персонажи,); поощрения; прием удивления; использование занимательных ситуаций (появление мамы Зайчика, проблемная ситуация «Помочь зайчику найти маму»).

Методы контроля и самоконтроля: самооценка, оценка воспитателя деятельности детей.

Ход образовательной деятельности

  1. Введение.
  1. Приветствие.

(дети встают в круг)

Воспитатель:

-  Здравствуйте ребята.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами сегодня я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня всех успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

  1. Проблемная ситуация.

(на паласе стоит дерево, под деревом лежит сугроб из белой ткани, включается звук «плач зайчика»)

Воспитатель:

- Ребята, что это?

Дети:

- Кто-то плачет.

Воспитатель:

- Откуда доносится звук?

(воспитатель вместе с детьми открывают сугроб и достают зайчика)

- Заинька, почему ты плачешь?

(включается звук зайчика)

«Я прыгала по сугробам и потеряла свою маму»

- Ребята, что же нам делать?

Дети:

- Мы поможем зайчишке найти свою маму.

Воспитатель:

- Как же мы будем ее искать, мы же не знаем где она?

(по группе на полу расклеены следы зайчихи)

Дети:

- Мы пойдем по ее следам.

Воспитатель:

- Ребята, какие Вы молодцы, заметили следы мамы Зайчика. Это будет не простой путь, так как нас ждут препятствия. Вы готовы, ребята?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Тогда вперед.

(дети берут зайчика и идут по следам Зайчихи)

  1. Основная часть.
  1. Знакомство со звуком [Ш].

(пока дети идут по следам, включается звук «Шмеля»)

Воспитатель:

- Ребята, что это за звук?

Дети:

- Ответы детей.

(дети присаживаются за столы)

Воспитатель:

- Чтобы узнать правильный ответ, нам нужно отгадать загадку.

                          Зима ушла за тридевять земель.

                          Над лугом загудел мохнатый…(шмель).

                                                                   (И. Гамазкова.)

 (воспитатель наклеивает картинку шмеля на доску)

Дети:

- Шмель.

Воспитатель:

- С какого звука начинается слово шмель?

Дети:

- Слово Шмель начинается со звука [ш].

Воспитатель:

- Произнесем вместе слово «шмель»

(дети произносят слово «шмель»)

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся с вами со звуком [ш] и буквой Ш. Но сначала я расскажу вам историю про букву Ш.

  Буква Ш долго искала, где бы ей поселиться. Наконец она решила поселиться

у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумала буква Ш.

Она сделала домик и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А буква Ш старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки буквы Ш стали популярны среди лесных обитателей. Когда ветер стихал и в лесу воцарялся покой, лесные мыши первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины  и тихонько нашёптывает благодарным слушателям буква Ш.

- Вспомните слова со звуком [ш], которые встретились вам в сказке.

Дети:

- Ответы детей.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите вокруг, нигде не видно Зайчихи?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- Зайчик не переживай, мы обязательно найдем твою маму.

  1.  Артикуляция звука.

(Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду)

Воспитатель:

- Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Какой это звук?

Дети:

- Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.

Воспитатель:

- Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета?

Дети:

- Фишкой синего цвета.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, а теперь попробуем сделать звуко-буквенный анализ слова «КОШКА»

3. Звуко-буквенный анализ слова «КОШКА».

(у детей на каждого ребенка карточка и фишки: красного и синего цветов. Все дети выполняют за столами, один ребенок выходит к доске)

Воспитатель:

- Ребята, кажется , зайчику очень грустно. Давайте его развеселим и сделаем музыкальную физминутку.

4. Музыкальная физкультминутка.

5. Определение позиции звука [ш] в словах.

Воспитатель:

- Ребята, у нас с вами еще есть задания, я буду показывать картинки, вы мне их называете и определяете позицию звука в слове.

   шуба, карандаш, машина, шкаф, шар, кошка.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята.

6. Слова-паронимы.

Воспитатель:

-  Шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:

                 Я буду петь наоборот                         Вы можете похохотать  

                 И веселить лесной народ.                  И ошибки исправлять.

                 С другом мы играли в чашки,           Петухи, затеяв шпоры,

                 Пили чай из белой шашки.                Грозно поднимают споры.

                           А как правильно?                                  А как правильно?

                 Вылезла из норки шишка,                 Мы с сестрой посуду шили

                 На неё упала мышка.                          И наряды куклам мыли.

                           А как правильно?                                А как правильно?

                                                                                                    (И. Лопухина.)

7. Чтение чистоговорки.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю Вам, проговорить чистоговорку. Задача: произнести правильно.

(сначала произносят все, затем воспитатель спрашивает 2-3 человека)

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

8. Знакомство с буквой.

Воспитатель:

- Пришло время познакомиться с буквой Ш.

(воспитатель демонстрирует букву и читает стихотворение)

                  Посмотри на букву Ш –

                  Буква очень хороша,

                  Потому что из неё

                  Можно сделать Е и Ё.

                                        (А. Шибаев.)                                  

 (размещение буквы на панно букв)

  1. Появление Зайчихи.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на этом следы Зайчихи заканчиваются, она должна быть где-то здесь. Может, нам нужно ее позвать.

(дети зовут мама Зайчиху. Выходит девочка, переодетая в зайчиху)

Зайчиха:

- Здравствуйте, ребята. Как я рада что нашли мою малышку. Спасибо Вам большое.

Воспитатель:

- Держите вашу потеряшку и больше не теряйтесь.

(Зайчиха оставляет подарки детям)

Зайчиха:

- Это Вам, ребята, спасибо большое.

(Зайчиха забирает свою дочку и уходит)

  1. Подведение итогов.

(дети возвращаются на палас)

Воспитатель:

- Что Вам на занятии показалось труднее всего?

Дети:  Ответы детей.

Воспитатель:

- Что далось легко?

Дети: Ответы детей.

V. Рефлексия.

- Ребята, если Вам понравилось занятие, покажите пальчик вверх, если нет – вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...

Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста на тему «Пословицы и поговорки»

Цель: Воспитывать интерес к устному народному творчеству, через чтение пословиц и поговорок.Задачи:Пополнять активный словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнять значение.Развивать интер...

Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР: " Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР " Путешествие в страну сказок" (применение техники сторителлинг)...

Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР:" Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия  для детей подготовительного возраста ЗПР: " Путешествие в страну сказок" (применение техники сторителлинг)...

Конспект по развитию речи у детей подготовительной логопедической группы: "Земля в моих ладошках"

Конспект окажет помощь воспитателю логопедической группы в проведении занятия по экологическому воспитанию...