Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы "Согласный звук [ш]. Буква Ш
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Цель: развитие речевых способностей у детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со звуком [ш], буквой Ш;
- развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком).
- учить отгадывать загадки;
- закреплять навык звуко-буквенного анализа слова;
- учить правильно произносить чистоговорки.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.
- воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: игрушка «Заяц», дерево, белая ткань, картинки следов зайца, колонки, набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов, простые карандаши.
Методы и приемы:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1 – словесные: объяснения, указания, пояснения, вопросы, аудио-записи, загадки, беседа;
2 – наглядные: показ иллюстраций, образцы движения, дидактические материалы;
3 – практические: игровые приемы.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровые ситуации (приветствие, сюрпризный момент, игровые персонажи,); поощрения; прием удивления; использование занимательных ситуаций (появление мамы Зайчика, проблемная ситуация «Помочь зайчику найти маму»).
Методы контроля и самоконтроля: самооценка, оценка воспитателя деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnyy_zvuk_sh_bukva_sh.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Цель: развитие речевых способностей у детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со звуком [ш], буквой Ш;
- развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком).
- учить отгадывать загадки;
- закреплять навык звуко-буквенного анализа слова;
- учить правильно произносить чистоговорки.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.
- воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: игрушка «Заяц», дерево, белая ткань, картинки следов зайца, колонки, набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов, простые карандаши.
Методы и приемы:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1 – словесные: объяснения, указания, пояснения, вопросы, аудио-записи, загадки, беседа;
2 – наглядные: показ иллюстраций, образцы движения, дидактические материалы;
3 – практические: игровые приемы.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровые ситуации (приветствие, сюрпризный момент, игровые персонажи,); поощрения; прием удивления; использование занимательных ситуаций (появление мамы Зайчика, проблемная ситуация «Помочь зайчику найти маму»).
Методы контроля и самоконтроля: самооценка, оценка воспитателя деятельности детей.
Ход образовательной деятельности
- Введение.
- Приветствие.
(дети встают в круг)
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята.
Добрый день, мои друзья!
Перед вами сегодня я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня всех успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
- Проблемная ситуация.
(на паласе стоит дерево, под деревом лежит сугроб из белой ткани, включается звук «плач зайчика»)
Воспитатель:
- Ребята, что это?
Дети:
- Кто-то плачет.
Воспитатель:
- Откуда доносится звук?
(воспитатель вместе с детьми открывают сугроб и достают зайчика)
- Заинька, почему ты плачешь?
(включается звук зайчика)
«Я прыгала по сугробам и потеряла свою маму»
- Ребята, что же нам делать?
Дети:
- Мы поможем зайчишке найти свою маму.
Воспитатель:
- Как же мы будем ее искать, мы же не знаем где она?
(по группе на полу расклеены следы зайчихи)
Дети:
- Мы пойдем по ее следам.
Воспитатель:
- Ребята, какие Вы молодцы, заметили следы мамы Зайчика. Это будет не простой путь, так как нас ждут препятствия. Вы готовы, ребята?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Тогда вперед.
(дети берут зайчика и идут по следам Зайчихи)
- Основная часть.
- Знакомство со звуком [Ш].
(пока дети идут по следам, включается звук «Шмеля»)
Воспитатель:
- Ребята, что это за звук?
Дети:
- Ответы детей.
(дети присаживаются за столы)
Воспитатель:
- Чтобы узнать правильный ответ, нам нужно отгадать загадку.
Зима ушла за тридевять земель.
Над лугом загудел мохнатый…(шмель).
(И. Гамазкова.)
(воспитатель наклеивает картинку шмеля на доску)
Дети:
- Шмель.
Воспитатель:
- С какого звука начинается слово шмель?
Дети:
- Слово Шмель начинается со звука [ш].
Воспитатель:
- Произнесем вместе слово «шмель»
(дети произносят слово «шмель»)
Воспитатель:
- Сегодня мы познакомимся с вами со звуком [ш] и буквой Ш. Но сначала я расскажу вам историю про букву Ш.
Буква Ш долго искала, где бы ей поселиться. Наконец она решила поселиться
у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумала буква Ш.
Она сделала домик и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А буква Ш старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки буквы Ш стали популярны среди лесных обитателей. Когда ветер стихал и в лесу воцарялся покой, лесные мыши первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашёптывает благодарным слушателям буква Ш.
- Вспомните слова со звуком [ш], которые встретились вам в сказке.
Дети:
- Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите вокруг, нигде не видно Зайчихи?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Зайчик не переживай, мы обязательно найдем твою маму.
- Артикуляция звука.
(Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду)
Воспитатель:
- Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Какой это звук?
Дети:
- Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.
Воспитатель:
- Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета?
Дети:
- Фишкой синего цвета.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, а теперь попробуем сделать звуко-буквенный анализ слова «КОШКА»
3. Звуко-буквенный анализ слова «КОШКА».
(у детей на каждого ребенка карточка и фишки: красного и синего цветов. Все дети выполняют за столами, один ребенок выходит к доске)
Воспитатель:
- Ребята, кажется , зайчику очень грустно. Давайте его развеселим и сделаем музыкальную физминутку.
4. Музыкальная физкультминутка.
5. Определение позиции звука [ш] в словах.
Воспитатель:
- Ребята, у нас с вами еще есть задания, я буду показывать картинки, вы мне их называете и определяете позицию звука в слове.
шуба, карандаш, машина, шкаф, шар, кошка.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята.
6. Слова-паронимы.
Воспитатель:
- Шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:
Я буду петь наоборот Вы можете похохотать
И веселить лесной народ. И ошибки исправлять.
С другом мы играли в чашки, Петухи, затеяв шпоры,
Пили чай из белой шашки. Грозно поднимают споры.
А как правильно? А как правильно?
Вылезла из норки шишка, Мы с сестрой посуду шили
На неё упала мышка. И наряды куклам мыли.
А как правильно? А как правильно?
(И. Лопухина.)
7. Чтение чистоговорки.
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю Вам, проговорить чистоговорку. Задача: произнести правильно.
(сначала произносят все, затем воспитатель спрашивает 2-3 человека)
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
8. Знакомство с буквой.
Воспитатель:
- Пришло время познакомиться с буквой Ш.
(воспитатель демонстрирует букву и читает стихотворение)
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А. Шибаев.)
(размещение буквы на панно букв)
- Появление Зайчихи.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на этом следы Зайчихи заканчиваются, она должна быть где-то здесь. Может, нам нужно ее позвать.
(дети зовут мама Зайчиху. Выходит девочка, переодетая в зайчиху)
Зайчиха:
- Здравствуйте, ребята. Как я рада что нашли мою малышку. Спасибо Вам большое.
Воспитатель:
- Держите вашу потеряшку и больше не теряйтесь.
(Зайчиха оставляет подарки детям)
Зайчиха:
- Это Вам, ребята, спасибо большое.
(Зайчиха забирает свою дочку и уходит)
- Подведение итогов.
(дети возвращаются на палас)
Воспитатель:
- Что Вам на занятии показалось труднее всего?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
- Что далось легко?
Дети: Ответы детей.
V. Рефлексия.
- Ребята, если Вам понравилось занятие, покажите пальчик вверх, если нет – вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»
Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....
Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой «Ц»
Знакомство со звуком и буквой "Ц"...
Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста на тему «Пословицы и поговорки»
Цель: Воспитывать интерес к устному народному творчеству, через чтение пословиц и поговорок.Задачи:Пополнять активный словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнять значение.Развивать интер...
Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР: " Путешествие в страну сказок"
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР " Путешествие в страну сказок" (применение техники сторителлинг)...
Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР:" Путешествие в страну сказок"
Конспект занятия для детей подготовительного возраста ЗПР: " Путешествие в страну сказок" (применение техники сторителлинг)...
Конспект по развитию речи у детей подготовительной логопедической группы: "Земля в моих ладошках"
Конспект окажет помощь воспитателю логопедической группы в проведении занятия по экологическому воспитанию...