Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звуками
Задачи:
- закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];
- тренировать в умении выделять гласные звуки в начале слов и обозначать их соответствующими буквами;
- формировать фонематический анализ и синтез;
- закрепить понятие о гласных звуках и буквах;
- упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать формировать графические навыки.
- закреплять математические представления.
- развивать внимание, мышление.
- воспитывать умение слушать педагога и ответы товарищей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»
Составитель: Тихонова Евгения Олеговна
Учитель-логопед
Дата создания: 05.11.2022 г.
Белый яр-2022г.
Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»
Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звуками
Задачи:
- закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];
- тренировать в умении выделять гласные звуки в начале слов и обозначать их соответствующими буквами;
- формировать фонематический анализ и синтез;
- закрепить понятие о гласных звуках и буквах;
- упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать формировать графические навыки.
- закреплять математические представления.
- развивать внимание, мышление.
- воспитывать умение слушать педагога и ответы товарищей.
Оборудование и материалы: человечки-звуковички, воздушный шар и привязанная к нему корзинка, картинки к игре «Четвёртый-лишний», карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал буквы А, И, У по числу детей, музыкальные игрушки бубен, ложки, колокольчики, указка.
Предварительная работа: непосредственная образовательная деятельность с детьми по темам «Звук и буква «А», «Звук и буква «У», «Звук и буква «И».
Возраст детей: 6-7 лет.
Ход занятия:
Логопед входит с корзиной со «звуковичками»
- Ребята, к нам прилетели гласные звуки
Появляется корзинка, в которую поместили человечков-звуковичков А, И, У с привязанным красным воздушным шариком. Дети рассматривают звуковичков и по нарисованной артикуляции определяют звук «А», «И», «У»
Логопед: Ребята, какие гласные звуки вы знаете? Почему их называют гласные?
Почему вы думаете, что эти человечки поют звуки «А», «И», «У»? каким цветом обозначаем эти звуки?
Дети: «Когда произносим «А», широко открываем рот, «У» - губы «Трубочкой», «И» - губы улыбаются. Это гласные звуки, их можно петь, тянуть, воздуху нет преграды».
Гласные звуки путешествовали по миру и прилетели к нам, чтобы подарить конверт с подарками, но во время путешествия, они делали остановки и наверное на какой-то из них потеряли подарки.
Как быть?
(Ответы детей)
Остановок было 5, у нас есть указатели под цифрами, они нам помогут понять на какую остановку мы пойдем сначала .
ОСТАНОВКА №1
Игра на формирование фонематического синтеза.
Логопед: Ребята, какие-то слова, не могу их прочитать, не хватает первых звуков. Может попробуем их восстановить?
Проводится игра с мячом: Назовите мне, пожалуйста, первый звук в слове, которого не хватает и слово полностью: …втобус, …пельсин, …рбуз. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?
Назови первый звук, назови слово полностью)
…дочка, …тёнок, …литка. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?
…грушки, …ва, …ндеец. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?
Под какой цифрой будет следующая остановка?
(Ответы детей)
ОСТАНОВКА № 2
Различение звуков на слух. Сундук с музыкальными инструментами (Дети выбирают инструменты сами, играют инструментами сидя на ковре)
Логопед: «Предлагаю поиграем с инструментами, звуки послушаем.
У кого ложки играйте, когда слышите звук «А» , у кого бубны играйте, когда слышите звук «И», у кого колокольчики играйте, когда слышите звук «У». также и в словах , если вы слышите свой звук играете на своем инструменте.
Под какой цифрой будет следующая станция?
(Ответы детей)
ОСТАНОВКА №3
Выделение первого гласного звука в словах.
Игра «Четвёртый-лишний».
Логопед: Игра «Четвёртый-лишний». Поиграем и мы?». Игра проводится по картинкам: ( Работать с указкой)
Рис.1. Картинки для игры «Четвёртый-лишний».
Логопед: «Иванушка, индеец, ива, аист. Повторите слова, протягивая первый звук. Что лишнее?»
Ответы детей: «Лишняя картинка аист. Начинается на звук «А», остальные картинки на звук «И».
Логопед: «Апельсины, ананас, арбуз, улитка. Повторите слова, проговаривая первый звук долго. Что лишнее?»
Дети: «Лишняя картинка улитка. Начинается на звук «У», остальные картинки на звук «А».
Логопед: «Учитель, утюг, индюк, утки. Повторите слова, протягивая первый звук. Что лишнее?»
Дети: «Лишняя картинка индюк. Начинается на звук «И», остальные картинки на звук «У».
Под какой цифрой будет следующая станция?
(Ответы детей)
ОСТАНОВКА № 4
Индивидуальная работа с карточками.
Логопед: На столе лежат карточки, выберете себе одну, определите первый звук в каждой картинке и закройте соответствующей буквой. Кто справится с заданием, позвоните в колокольчик.
Дети закрывают картинки на карточках буквами А, И, У, определяя первый звук в словах.
Рис.2. Карточка для индивидуальной работы.
ОСТАНОВКА № 5
Упражнение в чтении сочетаний из двух гласных.( За доской конверт с подарками)
Логопед: «Наши звуки подружились и встали парами. Буквы тоже встали парами. Предлагаю прочитать, что получилось».
Где мы можем услышать эти слова?
Дети читают сочетания из двух гласных, напечатанные на плоскостных изображениях шариков, переворачивают их и рассматривают иллюстрации: АУ- Маша заблудилась в лесу, УА – плачет малыш, ИУ – поёт птичка, ИА – кричит ослик.
Рис.4. Чтение сочетаний из двух гласных.
Ребята, вы нашли конверт с подарками.
Гласные звуки с вами прощаются, они полетели к себе домой!
Список литературы:
1.Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников / Русич 1993;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации
Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...
Итоговое логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)Тема :"Занимательные приключения на таинственном острове".
Конспект итогового открытого логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию основ здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы Путешествие в страну «Здоровеек»
С каждым годом в нашем современном обществе наблюдается рост детей, имеющих проблемы со здоровьем. Данная проблема решается в комплексе не только с помощью медикаментозных средств, но и с помощью форм...
Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые
Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"...
Подгрупповое логопедическое занятие на тему: Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Космический гость»
Цель: формирование лексико-грамматической и связной стороны речи.Задачи:-развитие фонематических представлений, определение места звука в слове;- упражнять в составление предложений;-упражнять в согла...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....