Конспект индивидуального занятия по развитию связной и диалогической речи для детей подготовительной группы на тему «Игрушки». Звук [ш]
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.
Коррекционно-развивающие. Развитие навыков речевого общения, связной речи, диалогической речи, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мелкой моторики.
Воспитательные. Формирование самостоятельности, инициативности, доброжелательности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по развитию связной и диалогической речи для детей подготовительной группы на тему «Игрушки». Звук [ш]
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.
Коррекционно-развивающие. Развитие навыков речевого общения, связной речи, диалогической речи, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мелкой моторики.
Воспитательные. Формирование самостоятельности, инициативности, доброжелательности.
Оборудование. Матрёшка. Предметные картинки с изображениями игрушек, плоскостное изображение девочки, бабушки, предметов мебели. Карточки: «Игрушки», «Размеры», «Материалы», «Цвета», «Звуки», «Действия». Игрушки (машинка, неваляшка, мишка, Чебурашка).
Предварительная работа. Разучивание речевой игры «Матрёшки».
1.Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия.]
Логопед приглашает ребёнка в кабинет, организует приветствие, предлагает занять место на стульчике.
Логопед. Сегодня к нам занятие пришла девочка Маша. У неё есть много игрушек, но одна самая любимая. Ты узнаешь, что это за игрушка, если поможешь мне закончить загадку, подскажешь недостающее слово.
В этой молодице
Прячутся девицы,
Каждая сестрица –
Для меньшой темница.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки.
Хлопают в ладошки
Весёлые…
Ребёнок. Матрёшки.
Логопед. Правильно. Любимая игрушка Маши матрёшка. А теперь ответь, для чего нужны игрушки.
Ребёнок. Игрушки нужны для того, чтобы в них играть.
Логопед. Верно. Давай мы с тобой поиграем.
2. Речевая игра «Матрёшки». [Развитие тонкой моторики, чувства ритма, речевого слуха. Уточнение представления о величине, закрепление счётных навыков. Закрепление произношения звука [ш] в словах.]
Логопед достаёт 5-составную матрёшку, просит ребёнка разобрать всех матрёшек и расставить по росту. При рассказывании ребёнок прикасается пальчиком к каждой матрёшке.
Ах, матрёшки!
Ах, матрёшки!
Разноцветные куклёшки!
Раз - Катюша!
Два - Танюша!
Три - Валюша!
Четыре - Ксюша,
Крошка Света будет – пять!
Будем всех опять считать.
Логопед. В имени какой матрёшки нет звука [ш].
Ребёнок. Звука [ш] нет в имени Света.
3. Пересказ рассказа «Клади на место» с помощью плоскостных изображений. [Развитие восприятия, памяти, мышления, связной речи.]
Логопед рассказывает и раскладывает на столе картинки-символы, необходимые для составления алгоритма рассказа.
Я хочу рассказать тебе одну историю, которая произошла с девочкой Машей.
У Маши есть много хороших игрушек. Это мишка, неваляшка, Петрушка, матрёшка, машинка. Очень любит Маша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладёт в свой шкаф. И её игрушки за ней убирает бабушка. Но вот однажды Маша открыла шкаф – а там нет ни одной игрушки. Стала она свои игрушки искать. Искала под столом, под кушеткой, за шкафом, под стулом. Нигде нет игрушек. Пошла Маша на кухню и спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?» - «Как же знаю,- ответила бабушка, - вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь». Обрадовалась Маша и начала складывать в свой шкаф мишку, неваляшку, Петрушку, матрёшку, машинку.
Логопед собирает картинки плоскостных изображений и привлекает ребёнка к самостоятельному составлению картинок для пересказа.
Логопед. Составь картинки к рассказу «Клади на место» самостоятельно. Рассказывай, что ты делаешь.
Ребёнок расставляет картинки и комментирует свои действия.
Сначала я поставлю девочку. Рядом с ней нужно положить игрушки. Затем шкаф для игрушек. Дальше я поставлю бабушку. Теперь изображение стола, кушетки, шкафа, стула.
Логопед. Ты очень хорошо справился с этим заданием, а теперь попробуй пересказать историю, которую я тебе рассказала.
Ребёнок пересказывает рассказ «Клади на место» с помощью плоскостных изображений.
4. Игра «Найди игрушку». [Развитие зрительного внимания, связной речи.]
Логопед. Игрушки в моём кабинете тоже спрятались. Внимательно посмотри вокруг и найди игрушки в названии которых есть звук [ш]. Твоя задача назвать игрушку и составить про неё предложение или небольшой рассказ.
Ребёнок. Мишка очень мягкий и его приятно обнимать.
Неваляшка умеет качаться, но не падает.
У машины четыре колеса.
У Чебурашки очень большие уши.
Логопед. Молодец. Отлично справился с заданием.
5. Игра «Создай игрушку». [Развитие зрительного внимания, восприятия, диалогической речи.]
Логопед. Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть разные цеха и в каждом изготавливают игрушки из разных материалов. Сначала нужно придумать какая это будет игрушка, из какого материала и многое другое, а затем приступать к её изготовлению. А если не продумать все детали игрушки, её назначение, не правильно подобрать материал для её изготовления. Что из этого может получиться?
Ребёнок. Игрушка будет бесполезная.
Логопед. Скажи, хотелось бы тебе создать свою игрушку?
Ребёнок. Да
Логопед. Я предлагаю тебе поиграть в интересную игру. Ты можешь попробовать создать свою игрушку и выложить её модель. Вот эти карточки помогут тебе.
Логопед раскладывает перед ребёнком карточки.
Логопед. Сначала нужно определить, какая это будет игрушка.
Ребёнок. Машина. (Выбрал карточку с нарисованной на ней машиной.)
Логопед. А какого она будет размера?
Ребёнок. Большая. (Выбрал карточку с изображением большого предмета.)
Логопед. А теперь надо определить, из какого материала сделать эту игрушку.
Ребёнок. Из дерева. (Выбрал карточку с нарисованным на ней деревом.)
Логопед. Нужно выбрать подходящий цвет для игрушки.
Ребёнок. Белый. (Выбрал карточку белого цвета.)
Логопед. А какие же звуки она издаёт?
Ребёнок. Гудит как корабль. (Выбрал карточку с нарисованным на ней кораблём.)
Логопед. А, что она умеет делать?
Ребёнок. Она умеет прыгать. (Выбрал карточку с нарисованным на ней кенгуру, который прыгает.)
Логопед. Какая же машина у тебя получилась? (Выставляет на магнитную доску все выбранные карточки.)
Ребёнок. Машина большого размера, сделана из дерева, белого цвета, гудит как корабль, умеет прыгать.
Логопед. Чем хороша такая машина?
Белый цвет выглядит очень красиво.
Она сможет подавать сигналы гудком корабля.
С большой машиной интересно играть. В нее можно посадить разные игрушки.
Дерево крепкое, значит машина долго прослужит.
Машиной будет легко управлять, она сможет перепрыгивать через препятствия.
Логопед. Что плохого в такой машине?
Большая машина занимает слишком много места.
Деревянная машина выглядит несовременно.
Белый цвет очень маркий, а значит машину нужно будет часто мыть.
Громкий гудок может быстро надоесть.
Если машина будет прыгать где угодно, то может с чем-то или с кем-то столкнуться и может случиться авария.
Логопед. Ты очень хорошо справился с таким трудным делом, как создание игрушки. Молодец! Я горжусь тобой.
Окончание занятия. [Оценка работы ребёнка.]
Логопед предлагает ребёнку перечислить все задания, которые он выполнял, рассказать, что ему было интересно делать. Затем педагог оценивает работу ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи у детей подготовительной группы
Создание условий для развития навыков диалогической речи у детей подготовительной группы....
Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений и конструированию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математика»
Итоговое, открытое занятие с детьми подготовительной к школе группе, с элементами развивающего обучения....
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы на тему «Детский сад и группа. Профессии работников детского сада»....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей средней группы на тему: «Игрушки»
Конспект НОД по развитию с...
Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"
Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"....
Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»
Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...
Конспект СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему «РАННЯЯ ВЕСНА».
Конспект СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему«РАННЯЯ ВЕСНА»....