Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_k-t_dlya_konkursa.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по формированию фонетической стороны речи
в старшей группе для детей с ОНР
на тему «Дифференциация звуков К – Т»
Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ д/сад №13, г. Россошь
Воронежской области
Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки К – Т.
Коррекционно-образовательные задачи:
уточнить знания детей о согласных звуках;
расширять словарный запас детей;
закреплять навык словообразования ( уменьшительно-ласкательная форма существительных, приставочные глаголы);
совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных по падежам, употребление в речи предлогов с, для, к, от).
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать фонематический слух:
- различение звуков К – Т в ряду других звуков, слогах, словах, предложениях;
- определение позиции звука в слове (начало, конец);
- анализ обратного слога типа АТ;
развивать зрительное внимание и восприятие;
развивать речевой слух, память, мышление;
развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.
Оборудование:
мешочек с маленькими игрушками, 2 куклы, символы гласных и согласных звуков, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, слайд-шоу.
Ход занятия:
1. Оргмомент психогимнастика 2. Введение в тему (загадки)
Сообщение темы Сравнительная характеристика звуков 3. Игра «Эхо» 4. Игра «Поймай звук!» 5. Д/игра «Подарки»
6. Составление рассказа (совместная дея- тельность лого- педа и детей) 7. Динамическая пауза
8. Работа со звуковыми сигналами (анализ и выкла- дывание слогов) 9. Д/и «Гномик» 10. Выделение звуков К-Т в словах 11.Д/и«Наоборот»
12. Игра «Кто быстрее?» 13. Итог Сюрпризный момент
| Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда: - изобразите ласкового котёнка, который просит молочка… - изобразите сердитого козлика… - покажите, как важно ходит индюк... - изобразите походку маленьких утят… - изобразите маленьких мышат, которые тихо и быстро юркнули в норки… А сейчас тихонько садитесь на свои места. Логопед: - Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки. А что это за звуки, вы сейчас скажете сами. - Отгадайте загадки: Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (туча)
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … (карандаш)
- Назовите первый звук в слове «туча»… в слове «карандаш»… - Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (К и Т)
- Чем похожи звуки К и Т? ( они согласные ) - Почему их называют согласными? (их нельзя петь) - А чем различаются звуки К и Т? (когда произносим Т, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута горкой) Повторить за логопедом: АТ-АТ-АТ – у Толи самокат; АК-АК-АК – вот какой гамак; УТ-УТ-УТ – детки побегут; УК-УК-УК – вот какой индюк; ТА-ТА-ТА – новая плита; КА-КА-КА – у Кати мука; ТЫ-ТЫ-ТЫ – в комнате коты; КУ-КУ-КУ – я куплю муку.
Логопед: - Глазки закройте…Хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук К в ряду других звуков (к-к-т-а-к-п-у-к-к-т-т-и-к-т …) - Глазки откройте… Хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Т (ип-ит-ик-ак-ут-им-ок-от-ап-ат-ик-ут …) Логопед: -У нас в гостях куклы Катя и Таня. Сегодня у них день рождения. И мы сейчас будем дарить куколкам подарки: Кате – те, в названии которых первый звук К, а Тане – те, в назва- нии которых первый звук Т. Все подарки вот в этом мешочке. Каждый из детей берёт из мешочка игрушку, определяет первый звук в слове, ставит игрушку возле куклы (Кати или Тани) и говорит: кубик – для Кати такси – для Тани и т.д. (в мешочке – карандаш, трещотка, кубик, кошелёк, туфельки, кон- фета, кастрюлька, такси, колечко, тарелка, …) (На экране слайд 2) Логопед: - Дети, посмотрите на экран…Кто это? (девочка) Эту девочку зовут Тома… Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы мне поможете. Когда я буду показывать картинку и молчать, вы будете слово говорить за меня.
(все подчёркнутые слова произносят дети) - Итак, девочка Тома жила в деревне… (На экране слайд 3) У неё была кошка с…котятами, крольчиха с…крольчатами, коза… с козлёнком, корова…с телёнком, курица …с цыплятами, утка… с утятами. Как-то побежали …утята к реке, стали там плавать, нырять, а …котята, …крольчата, …козлёнок, …телёнок и …цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось «трах-та-та-тах!» Испугались все малыши – и …утята, и …цыплята, и …котята, и …крольчата, и …козлёнок, и …телёнок. Побежали они к своим мамам: котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок – …к козе, телёнок - …к корове, цыплята - …к курице, утята - … к утке. Успокоили мамы своих детёнышей. Побежали к воде … утята, за ними кошкины …котята, крольчихины …крольчата и все остальные. И вдруг снова «трах-та-та-тах!» Опять побежали малыши к своим мамам: утята - …к утке, цыплята - …к курице, котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок - …к козе, телёнок - …к корове. И все в один голос: «Кто так страшно кри- чит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то – сама чёрная, бока белые, хвост длинный – и опять затрещав «трах-та-та-тах», - скрылась с глаз. Кто же напугал малышей – и …утят, и …цыплят, и …котят, и …крольчат, и …козлёнка, и …телёнка?... - Правильно, это сорока. (на экране слайд 4) Под динамичную музыку дети выполняют движения: Ток-ток, ток-ток, - так стучит каблучок. Тук-ток, тук-ток, - так стучит молоток. Тик-так, тик-так, - ходит маятник вот так. Так-так, так-так, - так колёсики стучат.
- Устали? А теперь поиграем с нашими пальчиками… и отдохнём на лесной полянке. (на экране слайд 6) Звучит спокойная мелодия. - Посмотрите, как здесь красиво! Вокруг поляны растёт много деревьев …(все подчёркнутые слова-предметы дети изображают пальчиками)…Летают птички …А сколько на поляне цветов!... Утром под лучами солнышка…бутончики… раскрывают свои лепестки. Мы выбираем самый большой и красивый цветок и подходим к нему… (на экране слайд 7) Вырос высокий цветок на поляне, Утром чудесным раскрыл лепестки... Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землёй корешки… - А что это там слышится? (на экране слайд 8) Вода журчит. Это ручеёк…с пригорка бежит. - А кто прилетает к цветам на поляну? (на экране слайд 9) Бабочки…Пчёлки… Нежно дует ветерок, Будет пчёл качать цветок… - А кого в траве можно увидеть? (на экране слайд 10) Паучков… - А кто спрятался под ёлкой? (на экране слайд 11) Зайчик… - Хорошо мы отдохнули в лесу! Но вот наступает вечер… (на экране слайд 12) Солнышко спрятало свои лучики…Подул ветерок… А время нашей прогулки подошло к концу. Дети садятся на свои места. Логопед: - Дети, послушайте: АК. - Сколько звуков вы услышали? (два) - Какой 1-ый звук? (А) - Он гласный или согласный? (гласный) - Какой 2-ой звук? (К) - Он гласный или согласный? (согласный) Аналогично анализируются слоги УК, ИК. Затем дети на столиках выкладывают из звуковых сигналов слоги АТ, УТ, ИТ, прочитывают их. (на экране слайд 14) Логопед: - Жил-был в лесу маленький гномик. И был у него маленький домик, и всё-всё у него было маленькое: у нас – нос, а у гномика – носик, у нас – рот, а у гномика – ротик. А теперь вы будете говорить, что было у гномика… (у нас туфли…, комната…, кровать…, окно…, костюм…, колпак…, кастрюля…, тарелка…) Логопед: - Послушайте слова: халат, билет, самолёт, бант. - Чем похожи эти слова? (в конце слов звук Т) - Назовите слова ласково: Самолёт – самолётик, халат - …, солдат - …, зонт - …, бант - …, билет - …, куст - …, мост - …, лист - …, салат - … - Какой звук появился в конце этих слов? (К) Логопед: - Дети, а вы знаете мальчика, которого зовут «Наоборот»? (нет) - А я знаю. Вот он… (на экране слайд 15) - Это такой мальчик, который всё говорит и делает наоборот. Ему говорят: «Убери свои вещи, а он их разбрасывает. Ему говорят: «Дверь закрыта», а он говорит: «Дверь открыта». Как скажет мальчик «Наоборот», если ему говорят: - Колобок подкатился к пеньку. – (Колобок откатился от пенька.) - Толя подвинул миску к коту. - … - Лодка подплыла к берегу. - … - Катя придвинула стул к дивану. - … - Тома подошла к окну. - … - Собака подбежала к Коле. - … - Машина подъехала к остановке. - … Повторить скороговорку: Катает кот моток, Паук паутинку ткёт. Логопед: - Дети, чему мы учились на занятии? (различать звуки К и Т) - За хорошую работу я вам приготовила угощение… Я угощенье положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Катя, загляни-ка, Угощенье назови-ка! ( Трубочка (с кремом), пряник) - А какой 1-ый звук в слове «трубочка»? (Т) - А последний звук в слове «пряник»? (К) -Молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »
Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»
Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"
План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...