Единый речевой режим в разновозрастной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данный материал будет интересен логопедам как образец по заполнению документации по взаимодействию с воспиателями логопедической группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimsvyaz_s_vospitatelem.docx | 88.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Департамент образования
комитета по социальной политике и культуре
администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 15
664013, город Иркутск, улица Академика Образцова, дом 41, телефон 8 (3952) 63-56-70
эл. адрес: mdou15irk@yandex.ru
Единый речевой режим
в разновозрастной группе №9
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Воспитатели: Ольга Анатольевна Глушач
Наталья Анатольевна Беломестных
Учитель-логопед: Постникова Валентина Юрьевна
Иркутск
2020
Перспективное календарно-тематическое планирование учителя-логопеда
в разновозрастной группе (4-6 лет) на учебный год
Дата | Лексические темы соответствуют темам ООП детского сада | Темы по развитию звуковой культуре речи | Итоговое мероприятие с участием родителей | ||
1 – 4 сентября | Детский сад. Труд работников детского сада. Помещения ДОО. Игры и игрушки. День знаний | Адаптация к группе, новому коллективу | Развлечение на улице | ||
7 – 11 сентября | Осень. | Адаптация | Развлечение на улице | ||
14 –18 сентября | Огород. Овощи. | Адаптация | Выставка «Наш урожай» (поделки из овощей, выполненные детьми совместно с родителями) | ||
21 – 25 сентября | Сад. Фрукты. | Адаптация | Выставка «Наш урожай» (поделки из фруктов, выполненные детьми совместно с родителями) | ||
28 сентября - 2 октября | Лес. Растения леса. Деревья осенью. | Органы артикуляции. Понятие «звук». Неречевые и речевые звуки. | Аппликация из осенних листьев «Осеннее настроение» (совместные поделки детей и родителей); сбор осенних листьев (гербарий) | ||
5 – 9 октября | Дары леса. Грибы, лесные ягоды, орехи, травы... | Закрепление понятия «звук» - неречевые и речевые звуки. | Фотовыставка «Дары лесов Прибайкалья» | ||
12– 16 октября | Птицы (перелетные, зимующие, мигрирующие). | Речевые звуки. Звук [а]. Гласные звуки. Понятие «Слово» | Просмотр видеофильмов «Птицы Прибайкалья» | ||
19– 23 октября | Дикие животные осенью | Звук [у] | Проект «Расскажи о животном Прибайкалья» | ||
26 −30 октября | Улица, дома жилые и административные. Мой дом. Квартира. Мебель. | Гласные звуки А,У. Дифференциация звуков [а], [у]. Анализ слияний гласных. | Фотовыставка «Я и мой Иркутск» (фотографии ребенка на фоне иркутских достопримечательностей) | ||
2 – 6 ноября | Домашние животные осенью. Забота человека о них. | Гласные звуки А,У. Дифференциация звуков [а], [у]. Анализ слияний гласных. | Фотовыставка «Мой питомец» | ||
9 – 13 ноября | Домашние птицы осенью. Забота человека о них. | Звук [о]. Понятие «Предложение» Предлог. | Просмотр видеофильмов о домашних птицах. | ||
16 – 20 ноября | «Я – человек». Части тела. Значение соблюдения чистоты для сохранения здоровья. Роль продуктов в жизни человека. | Звуки А – У – О. Дифференциация звуков [а] – [у] – [о]. Звуковой анализ слияний гласных звуков. | Проект «Мой распорядок дня» | ||
23 – 27 ноября | Семья. | Звуки А – У – О. Дифференциация звуков [а] – [у] – [о]. Звуковой анализ слияний гласных звуков. | Фотовыставка «Моя семья» | ||
30.11 – 4 декабря | Зима. Животные и птицы зимой (региональный компонент). | Звук [и] | Размещение кормушек на участке. Изготовление кормушек совместно с папами «Лучшая кормушка» | ||
7 – 11 декабря | Продукты. Продуктовые магазины. Витамины. Моя безопасность. | Звуки А – У – О – И. Дифференциация звуков, анализ и синтез слияний гласных. | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | ||
14– 18 декабря | Зимние игры. Развлечения. спорт | Звуки А – У – О – И. Дифференциация звуков, анализ и синтез слияний гласных | Спортивное развлечение на улице | ||
21 – 25 декабря | Новый год | Звуки А – У – О – И. Дифференциация звуков, анализ и синтез слияний гласных | Изготовление ёлочных украшений совместно с родителями | ||
28 – 31 декабря | Подготовка к новогодним утренникам | Новогодний утренник | |||
1 – 10 января новогодние и рождественские каникулы | |||||
11 – 15 января | Посуда, бытовая техника, правила безопасности | Повторение пройденных звуков и букв. | Правила поведения с электроприборами: мир технических чудес. | ||
18 – 22 января | Животный и растительный мир Севера. Характерные особенности. | Звук [Т]. Гласные и согласные звуки | Просмотр видеофильма о животных холодных стран (Антарктида, Арктика, тундра) | ||
25 – 29 января | Животный и растительный мир жарких стран. Характерные особенности. | Звук [Т']. Дифференциация звуков [Т - Т'] | Просмотр видеофильмов о животных жарких стран (Африка, (пустыня, савана), Австралия, Индия, Китай (джунгли) | ||
1 – 5 февраля | Вода. Вода источник жизни. Водные покровы Земли. | Звук [П]. | Выставка рисунков «Байкал» | ||
8– 12 февраля | Рыбы. Животный мир морей и океанов | Звук [П']. Дифференциация звуков [П - П'] | Просмотр видеофильмов о подводном мире озера Байкал (голомянка, омуль); Аппликация «Подводный мир Байкала» совместное творчество родителей и детей | ||
15 – 19 февраля | Наша Армия. Военные профессии. Военный транспорт. | Дифференциация звуков [т –п] | Рисунки или фотовыставка «Мой папа в Армии» | ||
22 – 26 февраля | 23 февраля – День защитника Отечества. | Звук [Н]. | Поздравляем папу. Музыкальное развлечение. | ||
1 – 5 марта | Весна. Праздник мам. Профессии, домашние хлопоты и заботы наших мам. Женские профессии. | Звук [Н']. Дифференциация звуков [Н - Н'] | Праздничный утренник | ||
8 – 12 марта | Цветы садовые, полевые, декоративные. Комнатные растения, уход. | Дифференциация звуков [т –п –н] | Посадка лука в группе. Огород на окне. | ||
15– 19 марта | Транспорт. Дорожная безопасность. Профессии на транспорте. | Звук [М].
| Выставка «Азбука дорожгной безопасности!» совместное творчество родителей и детей Сюжетно-ролевые игры «В автобусе», «На перекрестке» | ||
22 – 26 марта | Профессии. | Звук [М']. Дифференциация звуков [М - М'] | Фотовыставка «Кем работает моя мама/папа» | ||
29.03 – 2 апреля | Знакомство с творчеством детских писателей. | Дифференциация звуков [т ] – [п] – [н] –[м] | Выставка книг иркутских писателей для детей | ||
5– 9 апреля | Весна. Весенние заботы. Животный мир весной. Труд людей. | Звук [К ] | Выставка рисунков «Весна-красна» | ||
12 – 16 апреля | Планета Земля. Континенты. Страна. Город. День космонавтики. | Звук [К']. Дифференциация звуков [К - К'] | Рекомендация посещения Планетария города Иркутска. Выставка детских работ посвященных космосу. | ||
15 – 19 апреля | Одежда, обувь | Повторение пройденных звуков. (АОУИ; ТПНМК) | Секреты моей бабушки «Наши рукодельницы». Выставка поделок ручной работы бабушек (вышивка, вязание) | ||
19 – 23 апреля | Знакомство с творчеством детских писателей | Звуки [Б-Б']. | Дополнение книжной выставки из книг иркутских писателей для детей | ||
26 – 30 апреля | Сказки о животных, бытовые и волшебные, русские народные и авторские | Дифференциация звуков [Б, Б'-П, П']. | Театрализация, конкурс на лучшего сказочника | ||
3 – 7 мая | День Победы.Герои войны и наших дней. | Звуки [Д - Д']. | Тематические мероприятия ко дню Победы. Фотовыставка «Наши ветераны» | ||
10– 14 мая | Цветы, насекомые | Дифференциация звуков [Д, Дь-Т, Ть] | Просмотр видеофильмов «Насекомые Прибайкалья» | ||
17 – 21 мая | Лето. Цветы на лугу и в лесу. | Повторение пройденных звуков. | Логопедический досуг с родителями КВН «Страна звуков и букв» | ||
24 – 31 мая | Лето. Безопасность летом. | Повторение пройденных звуков. | Развлечение по ПДД |
Сентябрь, 2020
Дата (неделя) | Содержание работы воспитателя по заданию учителя-логопеда | Отметка о выполнении | Примечания воспитателя |
14 - 18
| Огород. Овощи Знакомство с группой. Адаптация детей в новом коллективе. Беседа об органах речи человека «Что помогает нам говорить?», рассмотреть строение артикуляционного аппарата в игровой форме; разучивание основного комплекса артикуляционной гимнастики (начинать с одного упражнения, постепенно к концу месяца выучить все упражнения); Познакомить детей с понятием неречевой звук. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, речевого слуха на материале неречевых звуков; Беседа об огороде, овощах. Игра «Волшебный мешочек» - на ощупь определить, какой овощ в мешочке. Организация творческой выставки «Наш урожай» (поделки из овощей и фруктов, выполненные с помощью родителей) Игра «Угадай овощ» по запаху (развитие глубокого вдоха). Описание из чего и как делали поделку. | ||
21 - 25 | Сад. Фрукты. Адаптация детей в новом коллективе. Продолжать знакомить детей с понятием неречевой звук. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, речевого слуха на материале неречевых звуков; Основной комплекс артикуляционной гимнастики (Лягушка – хоботок) Беседа о саде, фруктах. Игра «Волшебный мешочек» - на ощупь определить, какой фрукт в мешочке. Организация творческой выставки «Наш урожай» (поделки из овощей и фруктов, выполненные с помощью родителей) Игра «Угадай фрукт» по запаху (развитие глубокого вдоха). Описание из чего и как делали поделку. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 28 сентября – 2 октября |
Тема недели. Лес. Растения леса. Деревья осенью. Органы артикуляции. Понятие «звук». Неречевые и речевые звуки. |
Игра «Четвертый лишний» - деревья − кустарники (по картинкам) – назвать в ряду первый, последний предмет, предмет в середине ряда (из оставшихся трех деревьев); |
2.Игры на развитие фонематических представлений Различение на слух неречевых звуков, например, «Угадай, что звучит?» (предметы – бумага, вода, ключи…, шумовые игрушки, муз. инструменты), «Кто пришел, что принёс?», «Где колокольчик?» (направление звука), «Жмурки», «Угадай, кто позвал»; Длинные и короткие слова (дуб, клён, берёза, осина, рябина) Определяем хлопками. Один хлопок – слог –часть слова. |
Упр. «Назови ласково» (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) – дуб – дубок, береза – березка, рябина – рябинка, осина – осинка) Упр. «Один – много» (словообразование существительных множественного числа) – дуб − дубы, береза – берёзы, клён – клёны...; Игра «Весёлый счёт» до пяти: числовой ряд + картинка (согласование существительных с числительными) Словообразование относительных прилагательных: игра «С какого дерева лист? Какой лист?» − лист клёна – кленовый лист, лист с берёзы – берёзовый лист… |
«Осенние листочки» |
Беседа о лесе, растениях леса. Составление описательного рассказа о любом дереве по опорной схеме (3 – 4 предложения); составление описательного рассказа об осени по опорной схеме и сюжетной картине (схема Ткаченко). |
«Осенний букет»; в тетради работа по теме «Осень. Деревья» (раскрашивание) |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; Развитие дыхания, глубокого вдоха, длительного плавного выдоха: упражнение «Осенние листочки» (глубокий вдох через нос, дуем в «Хоботок», при вдохе плечи не поднимаем, щёки не надуваем) |
Дата. 5 − 9 октября |
Тема недели. Дары леса. Грибы, лесные ягоды, орехи, травы... Закрепление понятия «звук» - неречевые и речевые звуки. |
Игра «Четвертый лишний» - грибы − ягоды (по картинкам) – назвать в ряду первый, последний предмет, предмет в середине ряда (из оставшихся трех грибов (ягод)); «Запомни, повтори» воспроизвести названия 4 – 6 грибов (ягод) |
Различение на слух неречевых звуков (см прошлую неделю) + громкий – тихий звук («Кто кричит?» − Кошка или котенок, корова или теленок, собака или щенок…; «Какая машина проехала?» (большая или маленькая), «Солнце – дождик» (1 вариант: дети двигаются под звон бубна, звук прекращается замирают; 2 вариант: быстрый темп игры на бубне – быстрые движения, медленный – медленные движения, например, бег – шаги;…) Длинные и короткие слова (названия грибов, ягод). Игра «Собираем грибы», «Перебираем ягоды» − три корзины −; −−; −−− хлопка: Определяем хлопками. Один хлопок – слог –часть слова. |
Упр. «Назови ласково» (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) – ягода– ягодка, гриб – грибок, грибочек, клюква – клюквочка, черника – черничка, голубика – голубичка…; масленок – масленочек, волнушка – волнушечка…) Упр. «Один – много» (словообразование существительных множественного числа) – ягода – ягоды, гриб – грибы, малина – малины, волнушка − волнушки...; Игра «Весёлый счёт» до пяти: числовой ряд + картинка (согласование существительных с числительными) Словообразование относительных прилагательных: игра «Веселый повар» − малиновое (земляничное, черничное) варенье, брусничный сок, жареные (соленые, вареные, маринованные) грибы, грибной суп… |
«Гриша шел, шел, шел, белый гриб нашел» |
Беседа о лесе, растениях леса. Составление описательного рассказа о любом грибе, ягоде по опорной схеме (3 – 4 предложения) (схема Ткаченко). |
«За ягодами»; в тетради работа по теме «Грибы. Ягоды.» (раскрашивание) |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; Развитие дыхания, глубокого вдоха, длительного плавного выдоха: упражнение «Одуванчик» (глубокий вдох через нос, дуем в «Хоботок», при вдохе плечи не поднимаем, щёки не надуваем) – дуем на кусочки ваты или одуванчик из бумаги; Разучивание стихотворений о грибах и ягодах. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 12 − 16 октября |
Тема недели. Птицы (перелетные, зимующие, мигрирующие). Речевые звуки. Звук [а]. Гласные звуки. Понятия «Слово. Слог» |
Игра «Четвертый лишний» − зимующие и перелетные птицы. Игра «Кто прилетел, кто улетел» + закрепление понятия «Ряд – начало, середина, конец» |
Выделение звука А среди других гласных звуков, в слогах, словах (начало слова).Упр. «Руки вверх». Закрепить понятие гласный звук – произносится свободно, без преграды; обозначаем красным цветом. Правило: Звуки мы слышим, произносим, букву – видим пишем, читаем. |
Подбор родственных слов к слову «птица» − голос птичий, гнездо птичье, много птицы, ласково – птичка. Употребление в речи приставочных глаголов от слова «лететь»: ласточка весной прилетает, осенью улетает, с одного на другое место перелетает Употребление в речи предлогов В, НА, ПОД. «Птица и дерево» − Птица сидит на ветке. Птица сидит в гнезде. Птица летает под веткой. |
ДП «Ласточка» |
Беседа о птицах; рассматривание картин, отгадывание загадок с пояснениями. Составление предложений описательного характера о перелетных птицах по опорной схеме (Ткаченко) и предметной картинке. |
ПГ «Птички», раскрашивание по теме; буква А |
Основной комплекс артикуляционной гимнастики; упражнение «Укачай куклу» − произношение гласного звука А на твёрдой атаке; упражнение «Птичка» − закрепление глубокого носового вдоха – подуть в «Хоботок» − переместить птичку. Разучивание стихотворений о птицах. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 19 − 23 октября |
Тема недели. Дикие животные осенью Речевые звуки. Звук [у]. Гласные звуки. Понятия «Слово. Слог» |
Игра «Кого не стало?», «Что изменилось?» с предметными картинками + закрепление понятия «Ряд – начало, середина, конец» |
Выделение звука У среди других гласных звуков, в слогах, словах (начало слова).Упр. «Руки в стороны». Закрепить понятие гласный звук – произносится свободно, без преграды; обозначаем красным цветом. Правило: Звуки мы слышим, произносим, букву – видим, пишем, читаем. |
Словообразование названий детенышей «У кого кто?»; мн.ч сущ. «Один – много»; притяжательных прилагательных «Чей, чья, чьи?». Употребление в речи предлога ЗА. (например, За деревом прячется медведь) |
ДП «На водопой» |
Беседа о диких животных; рассматривание картин, отгадывание загадок с пояснениями. Составление предложений описательного характера о диких животных по опорной схеме (Ткаченко) и предметной картинке. |
ПГ «Сидит белка на тележке», раскрашивание по теме; буква У |
Основной комплекс артикуляционной гимнастики; упражнение «Волк воет» − длительное протяжное произношение гласного звука У на выдохе, вдох через нос; упражнение «Паровоз»: произношение звука У громко – тихо «Поезд едет далеко – близко» Разучивание стихотворений о животных. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 26 − 30 октября |
Тема недели. Улица, дома жилые и административные. Мой дом. Квартира. Мебель. Гласные звуки А,У. Дифференциация звуков [а], [у]. Анализ слияний гласных. |
Игра «Что лишнее?» с предметными картинками: дома в деревне и в городе, в чем отличие? |
Выделение звуков А, У на слух из ряда звуков, слогов, слов (начало, конец слова)Упр. «Руки вверх – А, руки в стороны − У». Закрепить понятие гласный звук – произносится свободно, без преграды; обозначаем красным цветом. Правило: Звуки мы слышим, произносим, букву – видим, пишем, читаем. |
Подбор прилагательных к словам: дом (какой?). улица (какая?), здания (какие?); «Назови ласково» (дом – домик, двор, улица, магазин, сад…) – словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Назови части дома. Игра «Какой дом из…?» (словообразование относительных прилагательных) |
ДП «Строим дом» |
Беседа о городе Иркутске, нашем районе; рассматривание фотографий, слайдов с изображением нашего города, района, его достопримечательностей. Какие здания есть в нашем районе, их назначение. Составление предложений описательного характера о доме по предложенному плану и личным представлениям ребенка. «В каком доме ты живешь? Из какого материала его построили? Какой он? Сколько в нем этажей? Кто построил твой дом? Для чего? Какие еще здания бывают?» |
ПГ «Дом», Печатание слогов –слияний АУ, УА с. 7 |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; Развитие глубокого вдоха, длительного направленного выдоха: упражнение «Загони мяч в ворота» (глубокий вдох через нос, дуем в «Хоботок», при вдохе плечи не поднимаем, щёки не надуваем) – задувание ватных шариков в ворота из кубиков развитие речевого дыхания: упражнение «Эхо» − произношение звукосочетания АУ – громко – тихо; упражнение «Плачет малыш» − УА – УА − УА Разучивание стихотворений о городе Иркутске. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 2 − 6 ноября |
Тема недели. Домашние животные осенью. Гласные звуки А,У. Дифференциация звуков [а], [у]. Анализ слияний гласных. |
Игра «Четвертый лишний» − домашние животные и птицы. В чём отличие? |
Анализ слияний гласных звуков АУ, УА. Игра «Где спрятался звук?» выделение звуков А, У из начала и конца слова. Работа со звуковой линейкой. Правило: Звуки мы слышим, произносим, букву – видим, пишем, читаем. |
Игры «Чей, чья, чьи» (словообразование притяжательных прилагательных); «Кто как голос подает?» (обогащение словаря глагольной лексикой); «Кто чем питается? Кто что ест?» (словообразование существительных в винительном и творительном падежах); «У кого кто?» (Образование существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят); |
ДП «Хозяюшка» |
Беседа о домашних животных. Почему они называются домашними. Отгадывание загадок. Какую пользу приносят людям. Называть основные части животных, в чем их отличительные особенности. Составление описательного рассказа о животном из 4 – 5 предложений по опорной схеме (Ткаченко) и предметным картинкам. |
ПГ «Буренушка»; раскрашивание по теме Печатание слогов –слияний АУ, УА с. 7 |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; Развитие глубокого вдоха, длительного плавного выдоха: упражнение «Накорми животных» (глубокий вдох через нос, дуем в «Хоботок», при вдохе плечи не поднимаем, щёки не надуваем) – задувание ватных шариков развитие речевого дыхания: упражнение «Эхо» − произношение звукосочетания АУ – громко – тихо; упражнение «Плачет малыш» − УА – УА − УА Разучивание стихотворений о домашних животных. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 9 − 13 ноября |
Тема недели. Домашние птицы осенью. Звук и буква О. Понятия «предложение», «предлог». |
Игра «Четвертый лишний» − домашние животные и птицы. В чём отличие? |
Выделение звука О среди других гласных звуков, в слогах, словах (начало слова).Упр. «Руки на пояс». Закрепить понятие гласный звук – произносится свободно, без преграды; обозначаем красным цветом. Правило: Звуки мы слышим, произносим, букву – видим, пишем, читаем. |
Игры «Кто как голос подает?» (обогащение словаря глагольной лексикой); «Кто как голос подает?» (обогащение словаря глагольной лексикой); «У кого кто?» (Образование существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят); |
ДП «Домашние птицы» |
Беседа о домашних птицах. Почему они называются домашними. Отгадывание загадок. Какую пользу приносят людям. Называть основные части тела птиц, чем покрыто тело? в чем их отличительные особенности. Составление и анализ предложений с предлогами по сюжетной картине. Анализ составленных предложений. Закрепление понятий «предложение, предлог»: например, Утка плывет по воде. Сколько слов в предложении? Считаем. Выкладываем с помощью полосок. Составление описательного рассказа о птице из 4 – 5 предложений по опорной схеме (Ткаченко) и предметным картинкам. |
ПГ «Уточка»; раскрашивание по теме Печатание буквы О; раскрашивание картинок |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания: упражнения подражания «Как удивляется мама, когда сын не убирает игрушки? Как радуется девочка, кукле Барби? Как стонет девочка, если у неё болит зуб?» − длительное произношение звука О на одном выдохе с разным интонированием в зависимости от ситуации; ОХ! Идет старушка согнувшись и охает) ОЙ! (упала чашка и разбилась) ОП! (произносит танцор, разводя руки в стороны) Разучивание стихотворений о домашних птицах. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 16 − 20 ноября |
Тема недели. Части тела и уход за ними. Звуки А – У – О. Дифференциация звуков [а] – [у] – [о]. |
Игра «Лоб, макушка, затылок» − сначала воспитатель говорит и показывает правильно, дети повторяют, потом запутывает. Дети должны не ошибаться, опираясь на слуховое внимание. Наложение букв: найти нужную букву, обвести |
Упражнение в различении (дифференциации) гласных звуков на слух и произношении среди других звуков, в слогах, словах. Игра «Руки вверх – А, руки в стороны –У, руки на пояс – О». Разложить картинки к соответствующей букве. Закрепить понятие гласный звук – произносится свободно, без преграды; обозначаем красным цветом. Правило: Звуки мы слышим, произносим, букву – видим, пишем, читаем. Отхлопать слова –названия частей тела человека: но−га, ру−ка, го−ло−ва, кисть, па−лец, сто−па, ко−ле−но…сколько частей (слогов) в этих словах? |
«Один – много» (ухо – уши, глаз – глаза, щека – щёки, палец−, волос−, голова−, лоб−, бровь− , веко−, локоть −….); «Назови ласково»; |
ДП «Буратино» |
Отгадывание загадок о частях тела человека. Беседа о гигиене. Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным?»; Чтение и обсуждение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»; Составление рассказа из личного опыта «Мой режим дня»; упражнение «Расскажи−ка»: опиши соседа или героя сказки Составление и анализ предложений с предлогами по предъявленным действиям. Анализ составленных предложений. Закрепление понятий «предложение, предлог»: например, Таня моет руки с мылом. Сколько слов в предложении? Считаем. Выкладываем с помощью полосок |
ПГ «Пошли пальчики гулять»; Печатание слогов слияний; раскрашивание картинок |
А_________У, А_______О, О__________У, У__________А, У__________О…. А______о, О________а, У_________о, О_________у, У_______о А____У____О, О_____У______А. Разучивание отрывка из стихотворения «Мойдодыр» «Да, здравствует мыло душистое…» |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 23− 27 ноября |
Тема недели. Моя семья. Звуки А – У – О. Дифференциация звуков [а] – [у] – [о]. |
Игра «Запомни, повтори»: предметные картинки – мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка. Рассмотреть, назвать, перевернуть, дети воспроизводят ряд сначала из 4, потом из 6 картинок |
Упражнение «Руки вверх – А, руки в стороны - У, руки на пояс – О» Дифференцировать звуки [а] – [у] – [о] в словах (начальная позиция) с опорой на картинки. Анализ слияний гласных из 2- 3 -4 звуков [ао], [уо], [оау], [аоуа] печатание слогов по следам анализа. Слоговой анализ слов – названий по теме «Семья» (мама, папа, дед, дедушка, баба, бабушка, сын, сынок, внук, внучка, дочь, дочка) |
Упр. «Назови ласково» (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) – мама – мамочка, папа – папочка, бабушка – бабулечка, сын – сынок, дочь – доченька) Упр. «Кто кем приходится?» (творительный падеж существительных): бабушке маме – дочкой, дедушка папе – сын и т. д |
ДП «Семья на зарядке» |
Беседа о семье, традициях семьи, что семья может делать вместе, что делает каждый член семьи дома, что делает сам ребенок в семье, чему бы хотел научиться…; составление рассказа о семье по мнемосхеме . |
ПГ «Моя семья» Печатание слогов слияний; раскрашивание картинок |
А_________У, А_______О, О__________У, У__________А, У__________О…. А______о, О________а, У_________о, О_________у, У_______о А____У____О, О_____У______А. Разучивание стихотворений о семье. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 30 ноября − 4 декабря |
Тема недели. Зима. Животные и птицы зимой (региональный компонент). Звук И, буква И |
Игра «Наложение гласных букв» − найди и назови; Игра «Когда это бывает?» отбор картинок, что бывает зимой; осень – зима. |
Выделение звук И на слух и в произношении по картинкам среди других звуков, в слогах, словах. Упражнение «Руки на плечи, если услышишь звук И». Отбор картинок на звук И: «Подари картинки Инне» (+определить место звука в слове – начало, конец в ударной позиции) |
Подбор родственных слов к слову «снег»; Игра «Подбери признак»: снег (какой?), зима (какая?) (мороз, сугроб, снежинка, вьюга…) Игра «Подбери предмет»: наступает (что?), свищет, валит, кружится, блестит, скрипит… |
ДП «Снегири» |
Беседа о зиме, зимних месяцах, признаках зимы; Составление предложений описательного характера о зиме по опорной схеме и сюжетной картине. Отгадывание загадок о зиме. |
« К нам пришла зима сама» (самомассаж су-джок с21 Еромыгина); раскрашивание и печатание буквы И. Закрепление понятия гласный – обозначаем красным цветом. Лепка, выкладывание буквы из ниток, шнурков, камешков; показ телом, руками; рисование буквы на спине друг у друга. |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания: длительное произношение слогов слияний на одном выдохе. Звуковая волна красного цвета. Вдох через нос, плечи не поднимаем, на выдохе произносим: АААААА, УУУУУУ, ООООО; АУО на одном выдохе. ИИИИИИа (ослик); Упражнение «Снежинки» (направленность и сила воздушной струи) Разучивание стихотворений о зиме. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 7 − 11 декабря |
Тема недели. Продукты. Продуктовые магазины. Витамины. Моя безопасность. Дифференциация звуков А – О – У – И. |
Игра «Четвертый лишний» −посуда – продукты питания |
Различение гласных звуков на слух и в произношении по картинкам среди других звуков, в слогах, словах. Упражнение «Руки вверх – А, руки в стороны - У, руки на пояс – О, руки на плечи − И» Отбор картинок на звуки: «Подари картинки Ане, Ульяне, Оле, Инне» (+определить место звука в слове – начало, конец в ударной позиции); Слоговой анализ слов – продуктов питания. |
Игра «Какой продукт из..?» относительные прилагательные Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» мн.ч. существительных «Один много»; Согласование существительных с числительными Игра «1 – 10» с предметными картинками продуктов |
ДП «Разложи продукты» |
Беседа о пользе продуктов, какие бывают продукты. Составление рассказов «Угадай−ка» по схеме Ткаченко |
ПГ «Пирог» |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания: длительное произношение слогов слияний на одном выдохе. Звуковая волна красного цвета. Вдох через нос, плечи не поднимаем, на выдохе произносим: АААААА, УУУУУУ, ООООО; АУОИ на одном выдохе. Упражнение «Вьюга» произношение звука У от тихого к громкому. Упражнение «Снежинки» (направленность и сила воздушной струи) Разучивание стихотворений о продуктах (например, «Бутерброд» К. И. Чуковского) |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 14− 18 декабря |
Тема недели. Зимние забавы. Дифференциация звуков А – О – У – И. |
Игра «Четвертый лишний» −летние и зимние детские забавы (игры) |
Различение гласных звуков на слух и в произношении по картинкам среди других звуков, в слогах, словах. Упражнение «Подними треугольник, если услышишь звук А, круг - У, квадрат – О, овал − И» Отбор картинок на звуки: «Разложи картинки к буквам» (+определить место звука в слове – начало, конец в ударной позиции); Слоговой анализ слов –зимние забавы. (лыжи, санки, коньки, ледянка, тюб, снеговик, снежок, горка, лед, каток. Какое слово длиннее – короче. |
Образование качественных прилагательных Игра «Какой? Какая?» − снег, лёд, зима, снеговик; «Счёт» согласование существительных с числительными: один лыжник – два лыжника – пять лыжников, (саночник, хоккеист, фигурист, конькобежец) |
ДП «Зимние забавы» |
Беседа о зимних забавах, зимних видах спорта. Составление рассказов о любимой зимней забаве по предложенному плану: Во сто ты любишь играть зимой на улице? Какие предметы для этого нужны? Какие чувства у тебя вызывает эта игра? Почему? |
ПГ «Снеговик» Печатание слов по следам анализа; «Проведи дорожки» |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания: длительное произношение слогов слияний на одном выдохе. Звуковая волна красного цвета. Вдох через нос, плечи не поднимаем, на выдохе произносим: АААААА, УУУУУУ, ООООО; АУОИ на одном выдохе. Упражнение «Вьюга» произношение звука У от тихого к громкому. Упражнение «Снежинки» (направленность и сила воздушной струи) Разучивание стихотворений о зимних забавах |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 21 – 25 декабря |
Тема недели. Новый год Дифференциация звуков А – О – У – И. |
Игра «хлопни, если услышишь зимнее слово» |
2.Игры на развитие фонематических представлений Звуковой анализ слияний гласных звуков (2−4). Выложить столько красных кружочков, сколько гласных я произнесу. Назови 1−ый. 2−ой звук (3, 4). Какие звуки в середине ряда. Почему эти звуки гласные? Чем звук отличается от буквы? Слоговой анализ зимних слов с помощью хлопков. |
Подбор родственных слов к словам ХЛОПУШКА, ЁЛКА; согласование существительных с числительными с названиями зимующих птиц «Сколько птиц у кормушки?» Подбор признаков к словам шар, гирлянда, дождик, Дед Мороз, Снегурочка, снежинки, маска, маскарад… (какая? какой? Что делает?) |
ДП «С новым годом!» |
Беседа о новогоднем праздники, традиции и обычаи в России. Составление рассказа «Новогодняя ёлка» по опорным картинкам (или описание ёлки в группе) |
Пальчиковая гимнастика: «Подарки»; Раскрасить и украсить ёлку. Печатание слияний гласных на слух на листочках. Звуковой анализ . |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания: длительное произношение слогов слияний на одном выдохе. Звуковая волна красного цвета. Вдох через нос, плечи не поднимаем, на выдохе произносим: АААААА, УУУУУУ, ООООО; АУОИ на одном выдохе. Упражнение «Вьюга» произношение звука У от тихого к громкому. Упражнение «Заморозь Деда Мороза». Картинка Деда мороза + снежинки Разучивание стихотворений про новый год.
|
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 11 – 15 января |
Тема недели. Посуда, бытовая техника, правила безопасности Повторение пройденных звуков и букв. |
Упражнение «Руки вверх – А, руки в стороны - У, руки на пояс – О, руки на плечи − И» Чтение стихотворений с данными звуками. Хлопни, если услышишь звук А (О, У, И) |
2.Игры на развитие фонематических представлений Звуковой анализ слияний гласных звуков (2−4). Выложить столько красных кружочков, сколько гласных я произнесу. Назови 1−ый. 2−ой звук (3, 4). Какие звуки в середине ряда. Почему эти звуки гласные? Чем звук отличается от буквы? Слоговой анализ зимних слов с помощью хлопков. |
Различение кухонной, столовой, чайной посуды. Различение продуктов: хлебные, молочные, мясные….(образование прилагательных от существительных) Упр. «Какая из…» из глины, из фаянса, из стекла, из пластика… (словообразование относительных прилагательных) Называть и показывать части посуды (активизация предметного словаря) Упражнения: «Один – много» (словообразование существительных множественного числа), «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) |
Динамическая пауза «Чайник» |
Беседа о посуде. Отгадывание загадок. Составление и анализ предложений с предлогами по предъявленным действиям. Анализ составленных предложений. Закрепление понятий «предложение, предлог»: например, Кружка стоит на столе. Сколько слов в предложении? Считаем. Выкладываем с помощью полосок. Составление описательного рассказа о посуде из 4 – 5 предложений по опорной схеме (Ткаченко) и предметным картинкам (натуральной посуды). |
ПГ «Помощники»; раскрашивание по теме |
Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания: длительное произношение слогов слияний на одном выдохе. Звуковая волна красного цвета. Вдох через нос, плечи не поднимаем, на выдохе произносим: АААААА, УУУУУУ, ООООО; АУОИ на одном выдохе. Упражнение «Вьюга» произношение звука У от тихого к громкому. Упражнение «Снежинки». Разучивание стихотворений про Рождество.
|
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 18 – 22 января |
Тема недели. Животный и растительный мир Севера. Характерные особенности. Звук [Т]. Гласные и согласные звуки. |
Игра «Четвёртый лишний» − животные Севера и животные наших лесов. Игра «Запомни, повтори» по 3 слова –названий животных холодных стран: тюлень, морж, пингвин; песец, тюлень, белый медведь… |
Что такое согласный звук? – звук, который произносится с преградой (воздух встречает преграду – губы, зубы или язык) называется согласным. Обозначается синим цветом и произносится твёрдо. Игра «Гласный – согласный», если слышишь гласный звук – разведи руки в стороны, если согласный обними себя. Выделение на слух согласного звука Т среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – твёрдый согласный, глухой. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем синим цветом. Придумывание слов со звуком Т. Символ звука – буква Т – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошки. Деление на слоги слов – названий животных холодных стран. Сколько в слове гласных, столько и слогов (гласные выделяем голосом). |
Упражнения «Один – много», «Назови ласково», счёт до 10 + признак: один белый медведь…, один усатый морж… Составление предложений с предлогами по сюжетной картине «Животные севера». Например. Морж лежит на льдине. Определение количества слов в предложении, маленькое слово – предлог, что он обозначает. |
Динамическая пауза «Наш мишутка» |
Отгадывание и толкование загадок о животных Севера. Беседа, выявление основных признаков. Условия проживания, питания этих животных. Составление описательного рассказа о животных Севера по опорной схеме Ткаченко и предметной картинке из 3 – 4 полных предложений. Выделение основных частей рассказа – начало, середина, конец. |
ПГ «Где обедал воробей?»; Работа в тетради: с12 - 13 печатание буквы Т т, чтение и печатание слогов Вечер: допечатать слоги, раскрасить картинки
|
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; развитие речевого дыхания: длительное произношение слогов слияний на одном выдохе. Произносить на одном выдохе звуки: ТТТТТТ, ДДДДДД Слоги: ТА – ДА – ТА – ДА, ТЫ _ ТЫ _ ТЫ _ ДЫ; ТУК – ТУК – ТУК – ТУК То же самое повышая и понижая голос, шагаем по этажам вверх, вниз. Разучивание отрывков из стихотворения С. Я. Маршак «Детки в клетке» |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 25 – 29 января |
Тема недели. Животный и растительный мир жарких стран. Характерные особенности. Звук [Т']. Дифференциация звуков [Т - Т'] |
Игра «Четвёртый лишний» − животные жарких стран, животные Севера, животные наших лесов. Игра «Запомни, повтори» по 3 слова –названий животных жарких стран: жираф, бегемот, обезьяна; носорог, зебра, лев… |
Выделение на слух согласного звука Т' среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – мягкий, согласный, глухой. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем зеленым цветом. Придумывание слов со звуком Т'. Символ звука – буква Т – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошки. Буква Т обозначает – твёрдый или мягкий звук Т. Игра «Подними сигнал» − зеленый и синий круг (флажок) – слова с твердым и мягким звуком Т. Деление на слоги слов – названий животных жарких стран. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом). Звуковой анализ слогов АТ, ОТ, УТ, ИТ; ТА ТО, ТУ, ТИ – обратить внимание, что перед гласным И согласный Т становится мягким, И – смягчает согласные; выкладывание звуковых схем; звуковой анализ слов ТУТ, ТОТ, Тата, Тото. |
Упражнения «Один – много», «Назови ласково», «Весёлый счет» счёт до 10 + признак одна веселая обезьяна. Две веселых обезьяны… одна полосатая зебра…; «Назови детенышей» Составление предложений с предлогами по сюжетной картине «Животные жарких стран». Например, Обезьяна сидит на пальме. Определение количества слов в предложении, маленькое слово – предлог, что он обозначает |
Динамическая пауза «Обезьяны» |
Отгадывание и толкование загадок о животных жарких стран. Беседа, выявление основных признаков. Условия проживания, питания этих животных. Составление описательного рассказа о животных жарких стран по опорной схеме Ткаченко и предметной картинке из 3 – 4 полных предложений. Выделение основных частей рассказа – начало, середина, конец. |
ПГ «Где обедал воробей?»; Работа в тетради: с12 - 13 чтение и печатание слогов Вечер: допечатать слоги, раскрасить картинки |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдохе звуки: ТТТТТТ, ДДДДДД Слоги: ТА – ДА – ТА – ДА, ТЫ _ ТЫ _ ТЫ _ ДЫ; ТУК – ТУК – ТУК – ТУК То же самое повышая и понижая голос, шагаем по этажам вверх, вниз. Дуем на «лианы» из бумаги, на шнурки зеленого цвета: язык блинчиком – дуем, вдох через нос, плечи не поднимем. Разучивание отрывков из стихотворения С. Я. Маршак «Детки в клетке» |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата: 1 – 5 февраля |
Тема недели. Вода. Вода источник жизни. Водные покровы Земли. Звук [П]. |
Игра «Четвертый лишний»: Корабль, лодка, катер, паровоз; Снег, дождь, град, лед; сахар, чай, компот, сок; |
Выделение на слух согласного звука П среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – твёрдый или мягкий, согласный, глухой. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем синим − зеленым цветом. Изолированное произнесение: чайник пыхтит – п−п−п, чайничек – пь− пь− пь. Проговаривание слогов, слов, скороговорок с этим звуком по книге Лопухиной. Придумывание слов со звуком П. Символ звука – буква П – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошек. Деление на слоги слов – названий животных холодных стран. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом – формируем навык практического усвоения слогообразующей роли гласных). Звуковой анализ слогов ап, оп, ип. (по тетради) |
«Собери семейку». Закрепление умения словообразования однокоренных слов к слову ВОДА. Вода – водичка, водный, подводный, заводь, водица, водяной. «Что может делать вода?» обогащение словаря глагольной лексикой; «Какая бывает вода?»Подбор признаков к предмету: с газом – газированная, в проруби – холодная, в чайнике – горячая, в реке – пресная, в море – соленая, в роднике – родниковая, в водопроводном кране - водопроводная Игра «Скажи наоборот» Вода: Чистая – грязная, хорошая - плохая, прозрачная - мутная, холодная -горячая, кипяченая - сырая, пресная - морская, соленая - горькая, кислая - сладкая, проточная - стоячая, дождевая - обыкновенная, жесткая - мягкая… Составление предложений с данными словами: ручей, река, озеро, море. Например, Бежит в лесу звонкий ручей. Назвать в предложении слова –предметы, признаки, действия. Повторение правил предложения. Составление схем составленных предложений. |
Динамическая пауза «Ручеек» |
Отгадывание и толкование загадок о воде (река, озеро, море…). Беседа, о том, что такое вода. Для чего она нужна, кому нужна. Где можно встретить источники воды. Назвать основные источники воды на планете. Рассмотреть глобус. Придумывание творческих рассказов на заданную тему: «Путешествие ручейка», « Как капелька путешествовала». Выделение основных частей рассказа – начало, середина, конец. |
ПГ «Водичка» Работа в тетради: с14 печатание буквы П п, чтение и печатание слогов Вечер: допечатать слоги, раскрасить картинки |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдохе звуки, вдох глубокий через нос: ППППП, ББББББ Слоги: ПА – БА – ПА – БА, ПЫ _ ПЫ _ ПЫ _ БЫ; ПЫХ – ПЫХ−ПЫХ, ПИ−ПИ−ПИ То же самое повышая и понижая голос, шагаем по этажам вверх, вниз: А____П, ППППППА, О______П,ПППППО, У_______П, ППППППУ, НО !!! И________П, ____П'П'П'П'П'И Разучивание стихотворений по теме |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата: 8 – 12 февраля |
Тема недели. Рыбы. Животный мир морей и океанов. Звук [П'], дифференциация [П − П']. |
Игра «Четвертый лишний»: рыбы – животные – птицы; пресноводный и морские рыбы |
Выделение на слух согласного звука П' среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – мягкий, согласный, глухой. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем зеленым цветом. Придумывание слов со звуком П'. Символ звука – буква П – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошки. Буква П обозначает – твёрдый или мягкий звук П. Игра «Подними сигнал» − зеленый и синий круг (флажок) – слова с твердым и мягким звуком П. Деление на слоги слов – названий рыб. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом). Звуковой анализ слогов ПА, ПО, ПУ, ПИ – обратить внимание, что перед гласным И согласный П становится мягким, И – смягчает согласные; выкладывание звуковых схем; звуковой анализ слов ПАПА, ПИТА, Потап (по тетради). |
Упражнение «Назови части рыбы» (обогащение и активизация предметного словаря, игра «Чей, чья, чьи?»(словообразование притяжательных прилагательных), «Семейка слов» (подбор родственных слов): РЫБА, ОМУЛЬ; Составление предложений с предлогами В, ПОД, ЗА по сюжетным картинкам, например, Рыбки плавают в аквариуме. Анализ составленных предложений, повторение правил предложений. Распространение предложения словами-признаками: какие рыбки? Какой аквариум? |
Динамическая пауза «Рыбки» |
Отгадывание и толкование загадок о воде (река, озеро, море…), рыбе. Беседа, о том, что такое вода. Для чего она нужна, кому нужна. Где можно встретить источники воды. Назвать основные источники воды на планете. Назвать обитателей морей, рек и озёр. Назвать обитателей озера Байкал, иркутских рек. Научить различать пресноводных и морских рыб. Рассказать об аквариумных рыбках, знать названия аквариумных рыбок. Чем питаются, уход. Составление описательного рассказа «Омуль» (других рыбах) по схеме и предметной картинке. |
ПГ «Налим» Работа в тетради: с15 чтение и печатание слогов и слов по следам анализа; чтение предложений Вечер: допечатать слоги, слова, раскрасить картинки |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдохе звуки, вдох глубокий через нос: ППППП, ББББББ Слоги: ПА – БА – ПА – БА, ПЫ _ ПЫ _ ПЫ _ БЫ; ПЫХ – ПЫХ−ПЫХ, ПИ−ПИ−ПИ; каша пыхтит: ПЫХ, птенцы пищат: ПИ Проговаривание скороговорок на звуки П − П' Проговаривание скороговорок быстро – медленно; громко – тихо: У Сени и Сани в сетях сом с усами. У сома на усы, не усища, а усики Разучивание стихотворений по теме |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 15– 20 февраля |
Тема недели. День Защитника Отечества. Дифференциация [П − Т]. |
Упражнение «Кого не стало?» (6 предметных картинок по теме – моряк, пилот, ракетчик, пулеметчик …) |
2.Игры на развитие фонематических представлений Выделение на слух звуков Т – П: игра «Подними сигнал (букву)» Характеристика звуков. Чем похожи, чем отличаются? Проговаривание скороговорок на эти звуки. Найти лишнее слово. Воспитатель подбирает слова на звуки Т, П. Деление на слоги слов – названий военных профессий, военного транспорта, оружия. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом). Звуковой анализ, выкладывание звуковых схем слов Потап, потоп, топит |
Упражнения «Кого много в Армии?»; упражнение в словообразовании существительных: кто ездит на танке? Летает на самолете? Плывет на корабле? Кто чем управляет? Словообразование приставочных глаголов: лететь, плыть, ехать. Составление предложений с предлогами, анализ предложений. Например, Танкист едет на танке. Распространение предложений определениями: какой танкист? Какой танк? |
Динамическая пауза «Парад» |
Беседа об Армии, родах войск. Военных профессиях, транспорте. Составление описательного рассказа о пограничнике (летчике, танкисте) по предложенному плану: Кто это? Что делает? Для чего? |
ПГ «Как солдаты на параде» Работа в тетради: с15 чтение и печатание слов по следам анализа; чтение предложений Вечер: допечатать слоги, слова, раскрасить картинки |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; Дуем на флаг РФ. Развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдох, вдох глубокий через нос, плечи при вдохе не поднимаем, спина прямая Проговаривание стихотворения: Наша Армия родная и отважна и сильна, никому не угрожает. Охраняет мир она. Проговаривание скороговорок быстро – медленно; громко – тихо: От топота копыт пыль по полю летит. Ткет ткач ткани на платки Тане. Паук под потолком, платок под колпаком. Разучивание отрывков из стихотворений по теме |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 24– 26 февраля |
Тема недели. Ранняя весна. Звук [Н]. |
Упражнение «Что не подходит?»: хлопнуть в ладоши, если воспитатель назовет слово относящиеся к весне, если нет присесть. |
2.Игры на развитие фонематических представлений Выделение на слух согласного звука Н среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – твёрдый или мягкий, согласный, звонкий. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем синим − зеленым цветом. Изолированное произнесение: погоняем лошадку– но−но−но, девочка грозит пальчиком – Ни− ни! Проговаривание слогов, слов, скороговорок с этим звуком. Придумывание слов со звуком Н. Символ звука – буква Н – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошек. Деление на слоги весенних слов (капель, сосулька, проталина,... . Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом – формируем навык практического усвоения слогообразующей роли гласных). Звуковой анализ слогов ан, он, ин; слов Антон, Инна (по тетради); нитки, пони, питон. |
Подбор родственных слов к слову ВЕСНА, СОЛНЦЕ. Упражнения «Подбери признак» весна какая? Солнце какое?; Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?» Солнце – светит, греет, сверкает, блестит. Подснежник – растет, цветет, пахнет. Грач – летает, строит – вьет гнездо, выводит птенцов. Ручей – течет, блестит, журчит. Составление предложений с предлогами на, над, анализ предложений. Например, Подснежник расцвел на проталине. Солнышко светит над домом. Распространение предложений определениями: какой подснежник? Какая проталина? |
Динамическая пауза «Веснянка» |
Составление описательного рассказа о весне по схеме Ткаченко |
ПГ «Весна» Работа в тетради с16; вечер: допечатать слоги и слова, раскрасить картинки |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; Упражнение «Весенние кораблики» дуем на бумажные кораблики Развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдох, вдох глубокий через нос, плечи при вдохе не поднимаем, спина прямая: «Ах, как приятно пахнет весной!» Проговаривание чистоговорок быстро – медленно; громко – тихо: На – на – на – лампа у окна, ну – ну – ну – саночки тяну, он− он – он – новый телефон, ан – ан – ан это барабан, ин – ин – ин – это магазин Разучивание отрывков из стихотворений по теме |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 1 – 5 марта |
Тема недели. 8 марта – Международный женский день. Звуки [Н − Н']. |
Игра «Гласные − согласные»: подпрыгнуть – гласный, присесть − согласный |
2.Игры на развитие фонематических представлений Выделение на слух согласного звука Н' среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – мягкий, согласный, звонкий. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем зеленым цветом. Придумывание слов со звуком Н'. Символ звука – буква Н – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошки. Буква Н обозначает – твёрдый или мягкий звук Н. Игра «Подними сигнал» − зеленый и синий круг (флажок) – слова с твердым и мягким звуком Н. Деление на слоги слов по теме. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом). Звуковой анализ слогов НА, НО, НУ, НИ – обратить внимание, что перед гласным И согласный Н становится мягким, И – смягчает согласные; выкладывание звуковых схем; звуковой анализ слов НИТКИ, ПОНИ, ПИТОН (в кассах). |
Назови профессию мамы. Что делает на работе? Что нужно для работы? Упражнение «Назови ласково». «Подбери признак»: мама, бабушка, тетя, сестра (какая?) |
Динамическая пауза «Веснянка» |
Беседа о празднике 8-е Марта — кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»; научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке; Составление рассказа по картине «Поздравляем маму»; составление рассказа о профессии мамы по опорной схеме Ткаченко (профессии) |
ПГ «Как у нас семья большая»» Работа в тетради с17; вечер: допечатать предложения |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; Развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдохе, вдох глубокий через нос, плечи при вдохе не поднимаем, спина прямая «Ах, как приятно пахнет весной!!!» Проговаривание чистоговорок быстро – медленно; громко – тихо: У Ваньки у Встаньки несчастные няньки. У маленькой Сани сани едут сами.(н' – тянем) Разучивание отрывков из стихотворений по теме Проговаривание поговорок: при солнышке тепло, при матушке добро. Птица рада весне, а младенец матери. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 9 – 12 марта |
Тема недели. Комнатные растения. Уход. Звуки [Т – П − Н]. |
Игра «Четвёртый лишний»: Кактус, герань, незабудка, фикус. Роза тюльпан гвоздика сенполия. Ромашка василек бегония незабудка |
2.Игры на развитие фонематических представлений Различение на слух звуков Т – П – Н среди других звуков, в слогах, словах: Т – хлопни в ладоши перед собой, П – топни ногой, Н – хлопни в ладоши над головой. Различение звуков в произношении по картинкам: «Подарим картинки Поле, Тане и Наде» Деление на слоги слов по теме. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом). Звуковой анализ слов НИТКИ, ПОНИ, ПИТОН (в кассах).Анализ предложений по тетради с данными словами. |
Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам). Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают. Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали. Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы. |
Динамическая пауза «На окне в горшочках» |
Беседа о комнатных растениях. Учить называть и различать комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру). Отгадывание загадок. Составлять загадки – описания о комнатных растениях по предложенному плану. |
ПГ «Кактус» Работа в тетради с17; вечер: допечатать предложения; с. 22 раскрасить камнеломку |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; Развитие глубокого вдоха: вдох, подуть на цветочки из бумаги на ниточках Развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдохе, вдох глубокий через нос, плечи при вдохе не поднимаем, спина прямая «Ах, как приятно пахнут цветы!!!» Разучивание и проговаривание стихотворений о комнатных растениях. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 15 – 19 марта |
Тема недели. Транспорт. Дорожная безопасность. Профессии на транспорте. Звуки [М]. |
Игра «Четвертый лишний» −по видам транспорта (водный, воздушный, наземный)? |
2.Игры на развитие фонематических представлений Выделение на слух согласного звука М среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – твёрдый или мягкий, согласный, звонкий. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем синим − зеленым цветом. Изолированное произнесение: корова мычит– му−му−му, телёнок мычит – Мю −мю! Проговаривание слогов, слов, скороговорок с этим звуком. Придумывание слов со звуком М. Символ звука – буква М – на что похожа? Показать с помощью карандаша и ладошек. Деление на слоги весенних слов. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом – формируем навык практического усвоения слогообразующей роли гласных). Звуковой анализ слогов ам, ом, им; слов там, мама (по тетради). |
Многозначность слов: нос, хвост, крыло. Согласование числительных с существительными Игра «1 – 5», порядковые числительные (один самолёт, два самолёта… пять самолетов; первый самолёт, второй самолёт… пятый самолёт); Словообразование приставочных глаголов (от слов «ехать, лететь, плыть»); Относительных прилагательных (вода, земля, воздух) |
Упражнение «Вода –руки перед собой, воздух – руки вверх, огонь – вращательные движения руками перед собой, земля – руки вниз» |
Беседа о транспорте. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о транспорте из 4 – 5 предложений по опорной схеме (Ткаченко) и предметным картинкам. Составление рассказов о профессиях на транспорте. |
ПГ «Мы летаем высоко, мы летаем низко»; «Самолет построим сами» с карандашом; раскрашивание по теме с. 15, 16 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; развитие речевого дыхания: упражнение «Паровоз» − длительное произношение звука У на одном выдохе; «Самолет» − длительное произношение звука Л на одном выдохе – далеко – близко; Проговаривание чистоговорок быстро – медленно; громко – тихо: Мама мылом Милу мыла. Мама мыло с Милы смыла. Разучивание и проговаривание стихотворений о транспорте. |
Логопедические пятиминутки
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Дата. 22 – 26 марта |
Тема недели. Профессии. Звук [М']. Дифференциация звуков [М − М']. |
Игра «Четвертый лишний» −продукты – овощи – фрукты. |
2.Игры на развитие фонематических представлений Выделение на слух согласного звука М' среди других звуков, слогов, слов. Характеристика звука – мягкий, согласный, звонкий. Проверяем ладошкой на гортани. Обозначаем зеленым цветом. Придумывание слов со звуком М'. Символ звука – буква М – на что похожа? Буква М обозначает – твёрдый или мягкий звук М. Игра «Подними сигнал» − зеленый и синий круг (флажок) – слова с твердым и мягким звуком М. Подарим картинки Маше и Мише. Деление на слоги слов по теме. Сколько в слове гласных столько и слогов (гласные выделяем голосом). Звуковой анализ слогов МА, МО, МУ, МИ – обратить внимание, что перед гласным И согласный М становится мягким, И – смягчает согласные; выкладывание звуковых схем; звуковой анализ слов МИНА, ТОМАТ, ТУМАН, ПУМА(в кассах). |
Назови отдел магазина (овощной, хлебный, молочный…) Какой магазин? Продуктовый, книжный, мебельный… Кому что нужно для работы?; Кто что делает? (с мячом) |
Диалог «Веселый магазин» |
Беседа о профессиях. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о профессиях из 4 – 5 предложений по опорной схеме (Ткаченко) и предметным картинкам. |
ПГ «Что принёс нам почтальон?»; раскрашивание по теме с. 17, 18, 19 |
Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков; Упражнение «Весенние кораблики» дуем на бумажные кораблики Развитие речевого дыхания: Произносить на одном выдох, вдох глубокий через нос, плечи при вдохе не поднимаем, спина прямая: «Ах, как приятно пахнет весной!» Проговаривание чистоговорок быстро – медленно; громко – тихо: МА –ма – ма – дома я сама, му – му – му – молока кому?, мо – мо – мо – едим эскимо, мы – мы – мы – прочитали книгу мы. Разучивание и проговаривание стихотворений о профессиях |
Содержание индивидуальной работы с детьми
по заданию учителя-логопеда
День недели | Ф. И. ребенка | Содержание работы | Примечание воспитателя, отметка о выполнении |
понедельник | |||
вторник | |||
среда | |||
четверг | |||
пятница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ ...
Речевая карта для детей с тяжелыми нарушениями речи по ФГОС
Мониторинг речевого развития детейдошкольного возраста с нарушениями речи Разработка реабилитационных программ для детей с нарушениями речи требует точной диагностики. Представленный диагностичес...
«Роль сказки в формировании речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать ...
Конспект НОД по речевому развитию для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет
Задачи: Образовательные: Учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказ по сюжетным картинкам, используя графические схемы и наглядные опоры.Развивающие...
Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, У ДЕТЕЙ , ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи «Ветер и листья»Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, р...