«Роль сказки в формировании речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Антонова
Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_rabote_logopeda.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль сказки в формировании речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи

 Составил: учитель-логопед Антонова О. Н.

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно- педагогическим потенциалом.

   Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять ее «небытийную», ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом развивается вся сенсорная система: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

Из всего вышесказанного работа со сказкой имеет свою специфику. В нашей работе мы делаем акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие речевой активности в процессе работы со сказкой.  Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время.

Сказка в развитии речи детей.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

Обучение пересказу способствует: обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления, совершенствованию структуры речи, усвоению норм построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов из детской литературы позволяет мне эффективно проводить работу по развитию «чувства языка».

Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы использую небольшие тексты; в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращаю на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей.

Помимо разбора содержания, для детей с общим недоразвитием речи, необходимо проведение специального языкового (лексического) разбора текста. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, а также воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий, т.е. ключевых в смысловом отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» текста.

Особо выделяю эффективный приём использования детского рисунка. После разбора и пересказа текста я предлагаю выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего ребёнок самостоятельно составляет пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

При обучении пересказу использую магнитно-маркерную доску, которая позволяет достаточно быстро перемещать в пространстве картины и графически изображать маркерами пункты плана рассказа. «Опорные» фрагменты рассказа располагаю на доске в линейном ряду в соответствии с эпизодами рассказа. При планировании пересказа, использую прием моделирования сюжета с помощью наглядной схемы.

Обучение рассказыванию по картинам

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим недоразвитием речи.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребёнка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации.

Особое значение придаю приёмам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

Проведение специальной подготовительной работы подразумевает отбор и последовательность использования иллюстрированного материала, корректирование структуры занятий и приёмов коррекционной работы.  Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким динамическим мультипликационным фильмам.  Детям с речевым недоразвитием очень трудно овладеть умением выделить главных героев, увидеть сюжет рассказа, самостоятельно логически правильно составить связное высказывание.

Успешно использую картины с проблемным сюжетом.   Под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются пояснение и помощь взрослого, включение активной мыслительной деятельности, активизация воображения, фантазии ребёнка.

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.

Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование диафрагмального дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания - диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для ...

« Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения  связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ ...

Формирование речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как одной из главной составляющей функциональной грамотности.

Одно из важнейших направлений  современного образования – это формирование функционально грамотных людей. Это направление является актуальным и для дошкольного образования, поскол...