План индивидуальной работы с воспитанником старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Представлен план индивидуальной работы с одним из воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи), составленный с учётом актуального состояния речевого развития, выявленного по результатам входящего мониторинга и с учётом рекомендаций ТПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_individualnoy_raboty.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План индивидуальной работы с воспитанником
старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи) МБДОУ №12
Сроки реализации: январь-май.
Логопедическое заключение: ОНР II уровня, расстройство произносительной стороны речи вследствие ограничения подвижности органов речи.
Направления | Задачи | Примеры игр и упражнений | Примечание учителя-логопеда (по результатам мониторинга (промежуточного, текущего)) |
1.Развитие дыхания и голоса. | 1) Закрепление диафрагмального типа дыхания. 2) Развитие силы выдоха. 3) Выработка длительного выдоха. 4) Выработка направленного выдоха. 5) Развитие умение дифференцировать ротовой и носовой выдох. 6) Развитие силы голоса. 7) Умение пользоваться высоким и низким голосом. 8) Развитие умения распределять выдох в процессе речи. | Покачаем игрушку (ребенок, в положении лежа, игрушка ставится под грудь). Динамические упражнения (вдох – руки вверх, выдох – опускание, вдох – руки в стороны, выдох – приведение вперед) Контроль со стороны взрослых за типом дыхания в процессе речи. «Задуй свечу», «Кораблики», «Вертушки», компьютерные тренажеры с регуляцией силы выдоха. «Упрямая свеча», «Надувание пузырей», «Буря в стакане», компьютерные тренажеры, «Язычки», «Вертушки». «Футболист», «Фокусник». Привлечение зрительного контроля. Компьютерный тренажер, дыхание по табличкам, упр. «Ныряльщик». «Эхо», «Близко – далеко», компьютерный тренажер. «Три медведя», «Теремок», «Звери и их детеныши», «Великаны». Пропевание гласных звуков, звуковая дорожка, пропевание цепочек гласных звуков, цепочек слогов, слов на одном выдохе, прием наращивания предложений. | |
2.Развитие артикуляционной и мимической моторики. | 1) Нормализация тонуса мимической мускулатуры, губ и языка. 2) Развитие мимических движений: «удивление», «нахмуривание», «наморщивание» 3) Развитие подвижности щек. 4) Развитие подвижности губ. 5) Развитие подвижности мягкого неба. 6) Выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии: А) в нижнем положении «Лопаточка»; Б) развитие умения удерживать узкий вытянутый язык «Иголочка»; В) формирование позы «Чашечка» 7) Развитие верхнего подъема. 8) Развитие подвижности кончика языка. | Расслабляющий массаж в рефлексзапрещающей позиции. Движения от периферии к центру. Приемы: поглаживание, легкое постукивание. С игрушкой посредником, с опорой на фото, сопряженно с логопедом, с механической помощью. «Хомячки», «Худышки» с привлечением зрительного контроля, удержание позы под счет или стихотворение. «Улыбочка», «Бублик», «Трубочка» с механической помощью, а также с опорой на непроизвольный уровень поцелуй маму, потянись к трубочке. Покашливание, позевывание, произнесение на твердой атаке, полоскание вязкой жидкостью (кисель). «Накажем непослушный язычок», удержание позы под счет со зрительным контролем, сопряженно с движением руки; «Дотянуться до сладкого язычком», Пассивно, пассивно - активно, самостоятельно. «Вкусное варенье». Выполнение упражнений пассивно, активно, самостоятельно. «Маляр», «Грибок», «Парус», «Гармошка», «Почистим верхние зубки», «Лошадка». «Часики», «Качельки» вначале с механической помощью, «Индюки- болтушки», «Пулемет», «Заводим моторчик». | |
3.Коррекция звукопроизношения | 1) Отработка опорных звуков для устранения межзубных сигматизмов [и], [т] 2) Постановка и автоматизация звука [С] 3) Автоматизация звука [Л] 4) Постановка и автоматизация звука [Ш]. 5) На этапе автоматизации звука [С] дифференцируем звуки [С]-[Ш], [С]-[З], [С]-[Ц] в сенсорном звене 6) На этапе автоматизации звука [Л] дифференцируем звуки [Л]-[Р], [Л]-[j] 7) На этапе автоматизации [Ш], дифференцируем [Ш]-[С], [Ш]-[Ж],[Ш]-[Ч],[Ш]-[Щ] | Произношение изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. Механическим способом с помощью зонда «Уточка». Автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках. С механической помощью от звука [С], [Т], от «Грибочка», «Чашечки». Автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках. Приемы, исключающие проговаривание оппозиционных звуков «Выбери картинку на звук», «Хлопни на звук». Дифференциация в сенсорном звене. Автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках. Дифференциация в сенсорном звене. | |
4.Развитие навыков звукового анализа. | 1) Определение наличия звуков в ряде звуков; 2) Выделение первого согласного из стечения; 3) Выделение последнего согласного в слове; 4) Анализ и синтез обратного слога; 5) Анализ и синтез прямого слога; 6) Выделение первого согласного из слога слияния; 7) Выделение последнего гласного в слове; 8) Выделение гласного из середины слова в словах из трех букв; 9) Определение места звука в слове. 10) Определение наличия или отсутствия звука в слове. 11) Полный анализ и синтез слов из трех звуков. Знакомство с терминами: гласный, согласный, слово, часть слова, схематическое обозначение | «Хлопни на звук», «Подними флажок на звук» «Какой первый звук в слове?», «Какой звук в начале слова?», опора на схему. «Какой последний звук в слове?», «Какой звук в конце слова?», с привлечением схемы. «Разложи на звуки», «Составь из звуков» с опорой на схемы. «Какой первый звук в слове?», «Назови звук в начале слова». «Какой последний звук в слове?», «Назови звук в конце слова». «Какой звук в середине слова?», с привлечением схемы. «Где находится звук в начале, середине, в конце?», с привлечением схемы. «Хлопни на звук», «Выбери картинку на звук». С опорой на картинки. | |
5.Развиие слоговой структуры. | 1) Произнесение слов сложной слоговой структуры; 2) Упражнение в делении слов на части; 3) Упражнение в проговаривании слов сложной слоговой структуры, на материале правильно произносимых звуков | Слоговые упражнения с цепочками слогов, с переносом ударения, опора на заданный извне ритм и нарисованный ритм. Отхлапывание, опора на схему (сколько частей, столько коротких цепочек). Приемы: отраженное повторение слов, называние картинок и произнесение предложений с этими словами. | |
6.Накопление уточнение и активизация словаря. | Работа по лексическим темам комплексно-тематического планирования: А) Накопление словаря существительных: называние предметов. Б) Называние частей предметов. В) Называние действий. Г) Называние простых прилагательных по размеру, величине, цвету, форме. Д) Называние распространенных материалов. | Предметные уроки: по картинкам, ассоциативные игры, включение слов в модели предложении. Активизация слов с опорой на выполняемое действие. | |
7.Развитие навыков словоизменения. | 1) Развитие умения образовывать мн. ч. сущ.: А) отработка окончаний ы-и; Б) отработка окончаний а-я; Дифференциация окончаний ы-и/а-я. 2)Учить изменять сущ. в ед. ч. по падежам: А) Р.п. -окончания ы-и; - окончания а-я; -дифференциация окончаний ы-и/а-я; Б) Д.п. - окончание е; -окончания у-ю; - дифференциация окончаний е/у-ю; В) Т.п. - окончание ов; - окончания ой-ей; - дифференциация окончаний ов/ой-ей; Г) П.п 3) Согласование существительных с числительными: -окончания ов; - окончания ой-ей; - дифференциация окончаний ов/ой-ей 4) Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. | Изменение слов по аналогии с учетом его особенностей с опорой на картинку или выполняемое действие. Сравнение различных форм одного и того же слова. Включение отработанных моделей словосочетаний в предложение. «Исправь ошибку». | |
8.Развитие навыков словообразования. | 1) Образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов. 2) Образование часто употребляемых приставочных глаголов. | Образование слов с опорой на картинку. Сравнение родственных слов. Включение новых слов в модели предложений «Исправь ошибку». | |
9.Работа с предлогами | 1) Понимание употребление предлога «в». 2) Понимание употребление предлога «на». 3)Дифференциация предлогов «в»-«на». 4) Понимание употребление предлога «под». 5)Дифференциация предлогов «в», «на», «под». | Употребление словосочетаний с предлогами по аналогии. Графическое обозначение предлогов. Прием ручное моделирование предлогов. Включение словосочетаний с предлогами с моделированием. «Исправь ошибку». | |
10.Развитие умения строить предложения | 1) Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения: а) дополнений; б) однородных подлежащих; в) однородных сказуемых. | Составление предложений по картинкам, по демонстрируемому действию. Распространение предложений по вопросам. Работа с деформированным предложением. Исправить ошибку в предложении. | |
11.Подготовка к овладению связной речью | 1) заучивание двустиший и четверостиший; 2) составление рассказов по сюжетной картинке. 3) составление устного отчета о ходе выполнения из 3-4 элементов; 4) Работа с сюжетной картинкой. | Опора на предметно-графические схемы. Повторение рассказа за логопедом. Ответы на вопросы логопеда. Оречевление действий в момент выполнения. По заданному тексту выложить последовательность картинок. Определить конец по заданному началу и наоборот. Определение места пропавшей картинки. Распутывание двух сюжетных линий. Совместное раскладывание с логопедом и оречевление серий из 3-4 картинок с последующим повторением. | |
12.Развитие импрессивной речи | 1) развитие понимания не сложных текстов. 2) Развитие понимания взаимоотношений лиц по синтаксическим конструкциям: -с прямым порядком слов (субъект-предикат-объект); -с обратным порядком слов. | Ответы на вопросы, раскладывание серии картиной по тексту. Работа с настольным театром. Семантические абсурды. Выполнение действий. Разбор сюжетных картинок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
Разработан перспективно-тематический план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по конструированию из природного материала в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Самолёт»
На данном занятии дети учатся пользоваться планом-схемой пооперационного изготовления самолёта из природного материала....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Осенняя птица» (аппликация)
Аппликация выполняется из природного материала....
План - конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи)
Конспект открытого занятия по логоритмике. Тема: "Игрушки. Гласный звук [и]. Выделение звука [и] из ряда звуков, слогов, слов"....
«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....
Формирование у детей целостного взгляда на природу, через нетрадиционные формы работы в группе компенсирующего направления с нарушением речи(заикание)
Опыт может быть использован творчески работающими педагогами, которые от традиционного ознакомления детей с природой переходят к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, а также и педа...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи по развитию речи- Пересказ сказки « Белочка».
Такие сказки интересны детям не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Они стимулируют действие речевых зон коры головного моз...