Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Ольга Филкова

Уважаемые коллеги,  думаю вам будет полезна подборка календарно - тематического планирование логопедических занятий в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_1.docx65.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

 1-2 неделя – диагностика.

3 неделя. Овощи.

  1. Организационный момент.

Психогимнастика « Какие мы разные» цель: выделять разные эмоциональные состояния  человека, развивать лицевую моторику. Словарь: радостный, огорченный, печальный, сердитый.

  1. Игры на развитие слухового внимания:

« молчанка»,

« шумовые и музыкальные игрушки»,

« послушай и повтори».

  1. Упражнения направленные на выработку речевого дыхания: - « Сядь удобней», « пузырь», « полянка»,  «пастушок», « Худенький Петя», мыльные пузыри.
  2. Артикуляционная гимнастика № 1 цель: подготовка речевого аппарата .
  3. Развитие моторики.

Общей: *движение по подражанию;

               *прыжки по подражанию;

Мелкой: *шнуровка; мелкий конструктор,

                *бусы, мозаика, « ежик».

Пальчиковая гимнастика: « Разминка», « Дружба».

  1. Работа по формированию фонетического слуха, развитие просодики:
  • «Песенка лисы и волка» цель: знакомство со  звуками А и У.            
  •  выдели первый звук в слове  « Хлопни ,когда услышишь».
  1. Формирование зрительного праксиса    

                     - какую букву можно узнать?

Подгрупповое занятие тема: «Овощи»  

Цель: уточнить обобщение « овощи», расширить и активизировать словарный запас по теме, обращать особое внимание на прилагательные и глаголы.

Ход занятия:

  1. Оргмомент: хозяйка приносит в корзине овощи (свежие).      Хозяйка однажды с базара пришла,

                      Хозяйка с базара домой принесла :

                      Картошку, капусту, морковку, горох:

  1. Беседа:    * Как назвать, одним словом эти предметы?

                 *Какие овощи вы еще знаете?

                                  *Где растут овощи?

                                   *Чем полезны овощи?

                                   *Что можно приготовить из овощей?

          3. игра « Собери урожай» ( отгадывание загадок).

         4. Динамическая пауза « Мы картошку накопали»

         5. игра « Приготовим угощение» ( подбор прил.)

           Картофельный – суп, пирог, сок, салат.

           Картофельная  - запеканка, паста.

6.  описание предмета по схеме- составление рассказа.

7. формирование графического навыка « Помоги зайчику добраться до морковки»

  1. неделя. Сад – фрукты.

1.развитие устойчивости слухового и зрительного внимания  и памяти.

а) « Найди два одинаковых предмета»,

б) « Угадай что звучало?»,

в) «Послушай, что услышишь, назови» (использование аудиозаписи),

г) « Иди, ищи по звуку».

2.  развитие речевого дыхания:  

           * ветречки,

           * мыльные пузыри,

           * бутылочки,

           * «подуем на свечку».

3. Артикуляционная гимнастика комплекс № 1, 2, 3.

4. Развитие фонематического слуха:

          * «Хлопни когда услышишь» ( речевые и неречевые звуки).

          * « Выдели первый звук в слове».

5. Развитие общей и мелкой моторики:

          а) движение по подражанию с предметом и без него;

           б) прыжки в обруч;

            в) складывание фигурок из ниток « Волшебный             клубочек».

            г) нанизывание бус;

            д) « Собери картинку» - 4,5, 6 частей.

6. Развитие графического навыка:

            * пальчиковые игры,

            * 1 этап                               - « речка»,

                                                        - « камни». Работа в тетрадях.

7.Подгрупповое занятие: тема: « Сад – фрукты».

Цель: познакомить детей с понятием « Слово – звук», уточнить значение символов, закреплять понятие « живой  - не живой», расширять словарный запас по теме « фрукты».

  1. Оргмомент:

Игра « Лягушка» на развитие слухового внимания.

            Вот лягушки по дорожке

            Скачут, вытянувши ножки.

            Увидали комара , закричали:

            « Ква – ква – ква!».

(дети изображают лягушек по подражанию).

  1. Психогимнастика : изобразить как лягушки охотятся за каморам,  прыгнула на ладошку.
  2. Знакомство со звуками символами к – 2.
  3. Знакомство с понятием « Слово».

Картина « Сад» - что растет в саду?

      Всему название дано –

      И зверю и предмету.

      Вещей кругом полным полно,

      А безымянных нету !

      И все только видит глаз –

      Над нами и под нами

      И все что в памяти у нас,

      Означено словами.

- А, если мы вернемся в огород , какие там мы можем найти слова?

5. Физминутка:

           Сильный ветер качает деревья,

            Осенние листочки на веточках сидят.

            Осенние листочки детям говорят:

            Осиновый  : « А-а-а-а».

             Рябиновый : « И-и-и».

             Березовый : « О –о –о».

             Дубовый: « У – у – у».

6.Дифференцирование понятий « звук» - « слово».

7. анализ занятия.

8. развитие мелкой моторики -  лепка из пластилина  овощи и фрукты.

Октябрь.

1 неделя тема осень: лес – сад – огород.

  1. Развитие усидчивости, подражательности слухового и зрительного внимания,  памяти:

а) « Что купили в магазине?»

б) « Чего не стало?»

в) « Повтори за мной»- закреплять понятие « звук».

г)  « Хором веселей»

         а                а                   а

а                а                а

  1. Отработка речевого дыхания:

Упражнение « Егорки», « Свеча», « Надуй пузырь».

  1. Артикуляционные комплексы для постановки звуков.
  2. Игры и упражнения для развития лексики и  грамматики:

         а) « Богатый урожай» - согласование числительных  и существительных.

1 арбуз- 2 арбуза, 3 арбуза, 4 арбуза. 5 арбузов.

                   Б) « Приготовим угощение» - образование      относительных прилагательных.

              Салат из капусты – капустный,

              Салат из свеклы -  свекольный,

              Салат из кабачков – кабачковый.

  1. Развитие мелкой моторики:
  • Разминка.
  • « Засолка капусты».
  • « Волшебные клубочки».
  • Штриховка.
  1. Автоматизация, дифференциация поставленных и имеющихся звуков по средствам  речевого материала.
  2. Вырезание изображений фруктов и овощей.

Подгрупповое занятие. Тема « Знакомство с предложением. Лес. Сад. Огород.»

Материал: предметные картинки ( сад, огород, лес),

Полоски – символы предложений демонстрационный материал.

  1. Оргмомент: пантомима в лесу, саду, в огороде.
  2. Сообщение темы занятия : - сегодня мы побываем с вами в лесу, в  саду , в огороде. узнаем что такое предложение.
  3. Закрепление понятия « слово», подбор по ситуативным цепочкам, беседа и рассматривание картинок.

          а) что это?

          б) « подбери и назови  слова по смыслу:

      - если я скажу сад, Вы назовете фрукты;

      - если скажу огород, назовете овощи;

      - что вы видели в лесу?

4. с/и « Подскажи словечко»

     Ор – ор – ор- сорвали красный…..(помидор).

      Ец – ец – ец – съели вкусный ……( огурец).

 Жан – жан – жан – лежит на грядке  …( баклажан)

Бус – бус – бус – мы разрезали …( арбуз).

5.Ознакомление с понятием « предложение».

Детям предлагают по очереди изобразить действия

  - Угадай, что делала Оля ? и т.д.

Игра « живые слова» - слова в предложение дружат (схема).

6.Физминутка:

     - Зайки, где вы пропадали?

     - Мы в капусте отдыхали? ( трясутся).

     - А капусту вы не ели?

    - Только носиком задели.

   - Вас бы надо наказать.

  - Так попробуй нас догнать.

7. обозначение предложений схемой.

                        - первое слово.

                        - второе слово

                        - третье точка.

8. придумать и разобрать предложение.

9. Зрительно – слуховой диктант.

10. Итог занятия.

  1. неделя тема осень.

1. Развитие внимания, памяти. Фонематического слуха:

      а)  « Что напутал художник?»

      б) « Что услышали в лесу?»

      в) « Артисты»,

      г) « Угадай по голосу».

  2.  Постановка звуков по индивидуальным планам.

3. Дифференциация звуков ( С – З – Ц).

4. Лексика и грамматика « Осень».

Цель:  расширение словаря по теме: признаки приметы, упражнять в употреблении существительных в В.П.

  • « Подбери признаки» - осень (какая?)-…….,

                                             Ветер ( какой?)- ……..,

                                             Листья ( какие?) -…….

  • « Подбери действия».
  • « Что увидел?»   птичий дом, осенний день и т.д.
  • Рассказ по плану:

- когда наступает осень?

                - Назови осенние месяцы.

                - приметы ранней осени.

                - описать красоту золотой осени.

5. развитие мелкой моторики:

           * составление узоров,

           * разрезные картинки,

           * вырезание,

           * обводка, штриховка.

Подгрупповое занятие. Тема знакомство с гласными звуками .

  1. Игра « Э хо» - уточнить понятие « речевые – неречевые звуки».
  2. Рассказ сказки про « красного» гномика.
  3. Игра « Поймай звук».
  4. «Артисты».

  1. неделя тема « Игрушки».
  1. Развитие памяти зрительной и слуховой:
  • « Что изменилось?» - изменять расположение игрушек.
  • « Что звучит?» - тренировать слуховое восприятие.
  1. Развитие голоса и речевого дыхания:
  • « Три Егорки»,
  • « Цирк»
  • Упражнение на постановку дыхания по методики биоэнергопластики.

  1. Артикуляционная гимнастика( индивидуальные планы).
  2. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
  3. Психоречевая гимнастика – слоговой анализ слов, отстукивании количества слогов :

    ПИРАМИДА, МОЗАИКА,НЕВАЛЯШКА,

     ЧЕБУРАШКА.

  1. Автоматизация поставленных звуков в изолированном произношении, слогах, словах.

Подгрупповое занятие. Тема  игрушки.

В гости к детям приходит кукла.

  1. Придумать имя для куклы, начинающиеся на гласный звук.
  2. Кукла знакомит детей со своими друзьями ( на столе стоят куклы и другие игрушки).
  3. Игра « Из чего сделана игрушка?» с мячом.

 Машина из железа, она железная,

    Самолет из пластмассы, он     пластмассовый,

 Матрешка из дерева, она деревянная,

 Мишка из плюша, он плюшевый,

 Кукла из резины, она резиновая.

  1. Составлении рассказа по писанию « Кукла».
  2. Речевая подвижная игра « Маша и куклы».

        Наша Маша рано встала,
       Кукол всех пересчитала.

        Две матрешки на окошке,

        Две Танюшки – на подушке,

        Две Иринки на перинке,

        А Петрушка в колпаке –

        На дубовом сундуке.

  1. Игра « Слова считалочки» - уточнит понятие « слово».

1 мяч    2 мяча     5 мячей

               ( кукла, машинка, юла, пирамидка).

  1. Выложить из палочек фигурки игрушек.

  1. неделя « Детский сад».
  1. Развитие  внимания , зрительной памяти:
  • «Что стоит на полке?»
  • « Кто спрятался?»  
  • « Разложи по порядку»
  1. Упражнение на развитие фонематического слуха :
  • Повторение слоговых цепочек:

Та- то-ту;               так –ток – тук;

Пта – пто;               пта – пту;

Моу –воу;               бау – пау;

Мот – вот;               гау – кау;

Бот – пот;                кот – пот.

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика по индивидуальным планам.
  2. Постановка звуков и автоматизация.
  3. Речевая динамическая пауза:

Детский сад мы очень любим,

В нем играть. Расти мы будем.

                        На каждую сточку четыре удара мяча об пол.

 Развитие лексико- грамматических категорий.  Тема:

  « Детский сад».

  1. Детям приходит письмо от зверят из леса, в нем они рассказывают о том , что им не интересно в лесу. Детям предлагается  написать ответ и описать свою интересную жизнь в Д/ с.
  2. Игра « Что делает?» составление простых предложений. На столах у детей картинки. Ребята перечисляют действия , которые можно выполнить с этим предметом.
  3. Игра « Чей? Чья?»  учить использовать притяжательные прилагательные.
  4. Составление рассказа « мой детский сад».
  5. Изготовление коллективной работы  - письмо в лес.

Ноябрь.

1 неделя. «Домашние птицы».

  1. Игры и упражнения на развитие психических процессов.
  • « Птичий двор» учить называть правильно птиц и их детенышей.
  • « Кто летает, а кто нет?» - учить употреблять существительные с глаголами.
  • « Угадай кто позвал?» закреплять фонематические процессы.
  1. Развитие фонематического слуха и восприятия. Проговаривать за взрослым:

Наши курочки с утра – кря – кря –кря! Кря – кря – кря!

Наши  гуси у пруда га- га –га! Га- га – га!

А индюк среди двора – бал- бал –бал! Балды – балда!

Наши курочки в окно –ко-ко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя – петушок ранним утром по утру нам поет Ку-ка- ре-ку!

  1. Артикуляционная гимнастика по индивидуальным планам.
  2. Постановка  и автоматизация поставленных звуков.
  3. Тренировка кисти рук.

Развитие лексико-грамматических категорий.

  • Птичница приглашает детей на прогулку по птичьему двору.
  • Загадки про птиц
  • Д/и « Чья это семья»
  • Д/и « Один -много» 1-2-5
  • Д/и « Кто как подает голос?»
  • Физминутка « Утята»
  • « Исправь ошибку»:

у утки – гусята;

У индюшки – цыплята

У курицы – утята

У гусыни – индюшата.

  • Составление описательного рассказа по схеме.
  • Звук и буква А.
  • Рассматривание артикуляционной позиции звука.
  • Характеристика звука
  • Повторение слоговых цепочек:

А-а-ам;          а-а-ма;       ам-ав;

А-а-ах;          а-а-ха;         ак-ап;

А-а-ав;          а-а-ва;         а-ам-ав;

А-а-ап;         а-а-па;          а-ап-ах.

  • Выделение начального ударного звука  в словах: Аня, Алла, август, армия, азбука, астра, арка.
  • Хлопни в ладоши когда услышишь; а,у,о,у,а,о,у,а.
  • « Волшебные очки» на что похожа буква А ?

В букву А дощечку вбили,

Чтоб держала ножки шире.

2 – 3 недели « Домашние животные»

  1. Развитие психических функций:
  • «Кто лишний?»
  • « Угадай, кто спрятался?»
  • «Где, чей домик?»
  1. Упражнения на развитие фонематического восприятия:
  • « Кто кричит?»
  • «Поймай звук»
  • Повтори слоговые цепочки:

МА –ма-мя      СА-са-за

Па-па-ба           за-за-ца

КА-ка-па

  1. Постановка и автоматизация звуков.
  2. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Развитие лексико-грамматических категорий.

  • Д\и « Чей малыш?»
  • Д/и « Кто кем был»

Собак была щенком.

Лошадь была жеребенком.

Корова была теленком.

Свинья была поросенком.

Кошка была котенком.

Курица была цыпленком.

Цыпленок был яйцом.

  • Отшагай скороговорку:

Кот  ловил мышей и крыс,

Кролик грыз капустный лист.

  • Повторить предложение:

Котенок лакает, а котята лакают.

Теленок мычит , а телята мычат.

Щенок бежит, а щенята бегут.

Козленок скачет, а козлята скачут.

Поросенок ест, а поросята едят.

  • Д/и « Чей хвост»
  • Составление описательного рассказа по схеме.
  • Тренировка руки.

  1. неделя « Одежда»

1 .Развитие  зрительного праксиса и психических процессов:

  • « Дорисуй половинку»
  • « Чего не стало?»
  • « Одень куклу на прогулку»
  • «Передай ритмический рисунок»

. .. .. . … .

  1.  Развитие силы голоса и слогового порядка

а)  ПА ПАПА    ПАПАПА   ПАПОПУ

б)  схема А

  1. Постановка звуков
  2. Автоматизация и дифференциация имеющихся звуков:
  • « Веселый счет»
  • «Эхо»
  • «Домик звуков»
  1.  Развитие лексико-грамматических категорий
  • Загадки.
  • Игра «Ателье» - учить детей классифицировать одежду по признакам (детская, взрослая, мужская, женская, сезонная, праздничная, будничная).
  • « Раскрась одежду « - учить подбирать прилагательные.
  • Составление описательного рассказа по схеме.
  • Развитие мелкой моторики ( шнуровка, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика).
  • Работа по предупреждению дисграфии.

Буква  и звук У .

В гости к детям приходит кукла Ульяна.

  • Психогимнастика (показать выражение лица куклы после истории)

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке,

 С бородою из мочалки.

Показать, как стоит пугало.

  • Сообщение темы:  волк воет у-у-у; зимой дует ветер у-у-у.
  • Придумай слово со [у] в начале слова.
  • « Поймай звук»
  • Характеристика звука по артикуляции.
  • Дать значение гласным звукам:

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы,

эти звуки в синеву:

-а-у,а-у,а-у.

  • Развитие речевого внимания:

Жи-жи-жи, ползут ужи.

Сы-сы-сы, у папы выросли усы.

  • Образование приставочных глаголов:

Улетел – улетает, уполз – уползает.

  • Знакомство с буквой У.
  • Подарим Ульне подарки.

Декабрь

1-2 недели «Зима»

  1. Развитие зрительного внимания и памяти:
  • «Путаница»
  • «Снеговик»
  • «Что лишние?»
  • « Пришла зима»
  1. Формирование фонематического слуха:
  • Прослушивание звуков зимы,
  • Повторить звуковые ряды:

Ак- ок- ук- ик;     кА-ко-ку-ки.

Ок-ук-ик-ак ;       ко-ку-ки-ка.

УК-ак-ок-ик;        ки –ко-ка-ко.

  • « Мы со звуком [У] играем

Мы со  звуком У играем:

У-у-у – мы повторяем,

Утка, ухо, улица,

Укол, узел, умница.

  • Посчитай: у. у-у. у-у-у-у.
  1. Тренировка силы голоса:
  • « Эхо»
  • « Тихо - громко»
  • « Лесенки – песенки»
  1. Постановка и автоматизация звуков в речи.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Загадки о зиме.
  • « Волшебный сундучок» - подбор слов о зиме.
  • « Хлопни в ладоши»- подходящие по смыслу слова.

Снежинка: тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.

Лёд:  трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

  • « Побери признак»

Наступает (что?)-, валит, свищет, бушует, кружится, замерзает, блестит, лепят.

  • « Кто чем занят зимой?» (люди, звери, птицы, деревья).
  • Отшагать скороговорку

Такой мороз, такой мороз,  берет за нос, дерёт  до слез.

  • Знакомство со схемой составления рассказа о зиме.

Буква и звук И.

  • Характеристика [и], уточнение артикуляции.
  • Повторить слоговые цепочки.
  • Выделение начального ударного гласного в словах.
  • Повторение и анализ звукового комплекса.
  • « Какое слово получилось?»
  •  Буква. И (см. логопедия стр. 39).
  • Графический навык.

 3 неделя « Новогодний праздник»

  1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти:
  • « Кто пришел на елку?» - согласование числительных и сущ.
  1. Фонематическая зарядка деление слов на слоги при помощи мяча: праздник, хоровод, подарки, сувенир, игрушки.
  2. Работа над звукопроизношением.
  3. Автоматизация звуков в текстах, отработка выразительного чтения стихов.
  4. «Исправь ошибку»: маска ловит надевать Машу. Ёлка пляшет возле Снегурочка.  Дети нарядили игрушки елками. Елка зажглась на лампочках.

Д.М  принес мешок в подарках.

Буква и звук О.

  • Характеристика звука
  • Повторение слоговых цепочек:

Ом-ам-от,        оу-оу-оп,

Оу-оу-ох ,       ома-ома-оха.

  • Выделение начального звука ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден.

В конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо.

  • Графический навык.

Январь

2 неделя « Дикие животные»

  1. Упражнение на развитие мимической моторики:

 « Зоопарк» -  учить детей использовать выразительные не вербальные средства.

  1. Формирование фонематического слуха:

« Поймай звук»

  1. Развитие зрительного внимания и памяти:
  • « Кто лишний?»
  • « Кого не стало?»
  • « Кто сильнее?»
  1. Игра « Цветик семицветик»- употребление чис.  с сущ.
  2. Коррекционный этап постановки, автоматизации, дифференциации  звуков.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Загадки о зиме.
  • « Что у кого?» - называть части тела животных.
  • « Кто кем будет?»

Ежонок будет  ежом.

Лисенок будет лисой.

Волчонок будет волком.

Медвежонок будет медведем.

Зайчонок будет зайцем.

Лосенок будет лосем.

  • Психоречевая гимнастика, прошагать стихотворение.

Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки.

Звук и буква Т

  • Характеристика звука.
  • Выделение звука [т] по картинкам : тарелка, туфли, тыква, Толя, рот, крот, плот.
  • Произношение слоговых цепочек:

 тап-тяп,  том –тём, тук – тюк, тых – тих, тэф –теф, и т.д.

  • Закончи слово слово:

  • « На что похожа буква?»

  1. неделя « Профессии»
  1. Развитие зрительной и слуховой памяти по средств игр:
  • « Кому что нужно для работы?»
  • « В гостях у мастеров»
  • « Повтори за мной»

Та-та-да,            па-па –ба.

Та-да-та,           па-ба-па.

Да-та-та,          ба-па-па.

Жу-жу-зу,      ла-ла-ля.

  1. Игровые приемы для дифференциации  звуков в спонтанной речи.
  • « Положи в разные коробки»
  • « Найди предмет»
  1. Постановка звуков.
  • Звукоподражание по картинкам – символам,
  • « Услышишь, хлопни»
  • « Исправь мою ошибку»
  1. Автоматизация поставленных звуков в речи.
  2. Обогащение словаря по теме местоимениями

Он : учитель, писатель, художник.

Она: учительница, писательница, художница.

  1. Коррекция нарушений слоговой структуры слов: Милиционер, парикмахер, строительство, конструктор.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Рассмотреть иллюстрации.
  • Загадки.
  • Д/и « Кому, что нужно для работы?»
  • Физминутка
  • Игра в предложения
  • Звуковой анализ слова: Воспитатель
  • Составление рассказа по серии картинок « Почта»
  • Графический навык

Звук и буква Д.

  • Уточнение характеристики и артикуляции [д].
  • Произношение слоговых цепочек:

Зда-да-здя,      гда-гда-гдя.  И т.д.

4 неделя « Посуда»

  1. Работа над развитием внимания, зрительного и слухового восприятия:

« Найди пару»

«4 лишний»

« Поймай слово»

  1. Развитие фонематического слуха:
  2. Дыхательные упражнения:

« Щенок», « Ветерок» « Чайник», « Фокус».

  1. Развитие внимания и дифференциации понятий

 « посуда – продукты питания».

  1. Учить употреблять предлоги: на, в.
  2. Упражнять в употреблении поставленных звуков.
  3. Графический навык.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Беседа
  • «Что с чем?»

Чайник с носиком, терка с дырками, сковорода с ручкой, кастрюля с крышкой, тарелка с донышком.

  • «Из чего?»

Суп наливают из кастрюли, мясо беру из сковороды, кофе пью из чашки, чай наливают из чайника, рис кушают из тарелки, кашу ем из миски, воду выливаю из ведра.

  • « Из чего сделана посуда?»
  • Психоречевая гимнастика – цепочка однокоренных слов: чай-чайник –чайничек,

Кофе – кофейник – кофейничек,

Нож – ножик- ножичек.

Звук и буква К

  • Характеристика звука
  • Знакомство с буквой
  • Повтори чистоговорки:  ак-ак-ак-мак,

УК-ук-ук стук, ок-ок-ок сок, ик-ик-ик-крик.

Аки-аки-аки-маки.

  • « Посчитай»  кя-кя, кя-ка, ка-ка, ка-кя, кя-кя-кя, ка-кя-кя.
  • « Один –много» мак , сок, лак, рука, песок, комок, кусок, снежок, крик.
  • Выкладывание из палочек и ниток буквы К.
  • Пальчиковая игра «Поварята».

Февраль

1 неделя « Транспорт»

  1. Развитие внимания и памяти.
  • « Солнце и дождик»
  • « Чей самолет летит быстрее?»
  • « Чего не стало?»
  • «Летает, плавает, едет»
  1. Развитие интонации и силы голоса:
  • « Идете с нами играть»
  • « Кто как кричит?»
  1. Речевая работа:
  • Автоматизация звуков в предложениях и словосочетаниях;
  • Дифференциация звуков.
  1. Игры на развитие фонематического восприятия
  • « Я назову звук ты слово».
  • « Сосчитай звуки».

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Уточнить знания детей о транспорте.
  • Познакомить с классификацией.
  • « Скажи наоборот»

Отъехал – подъехал

Въехал - съехал

Выехал – заехал

Улетел – прилетел

Заплыл  - выплыл

  • « Скажи правильно»

Машина- ехать, самолет -лететь,  корабль –плыть, поезд- гудеть, троллейбус –идти, автобус –сигналить, трамвай -звенеть.

  • Психоречевая гимнастика

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.                    На каждое слово

                                                         по 3 удара      мячом

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Звук и буква Б

  • Характеристика звука ( зеркала).
  • Знакомство с буквой
  • Повторять слоговые цепочки.

Ба-ба-ья             аба-абя –ба

Бя-бя-ба             па-ба-бя

  • « Угадай слово по первому звуку»

Яб…(локо)         клуб…(ника)

Кааб…(лук)       бар…(бос)

Буб…(лик)        бом…(ба)

  • Отпрыгать количество слогов в словах:

Баба, баня, губы, бак, бык, бок.

  • Графический навык

2 неделя « Мебель»

  1. Игры на развитие внимания, зрительной памяти:
  • « 4 лишний»
  • « Где спрятали  мяч?»
  • « Моя комната»
  1. Игры на развитие фонематического  слуха и внимания:
  • « Внимательные ушки»
  • «Купим мебель»
  1. Постановка и автоматизация звуков

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Загадки.
  • Беседа
  • Игра «Мастерская»
  • Логические упражнения « Большой – маленький».

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул.

Оля маленькая. У неё  маленький стол. Она села за большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

  • Физминутка
  • « Новоселье»
  • «Помоги поставить мебель» - употребление предлого : НА, ПОД,ЗА,ОКОЛО.
  • Пальчиковая разминка  « Стульчик»

Стульчик ты из рук сложи

И детишкам покажи.

  • Выкладывание из палочек

Звук и буква П.

  • Уточнить характеристику и внешнего вида .
  • Повторять слоговые цепочки:

Пау –пяу,       апа – апя,        апу –апю.

Пот –пёт       пок –пёк,        апы –апи.

Пам –пям        пон –пён.

  • Выделение начального[п] в словах: палка, паук ,паста, пушка, пудель, пуговица ,почта, полка ,почка.
  • « Хлопни когда услышишь»

Тес-пес, мел – пел, лечь- печь, мир –пир, вилка – пилка, речка – печка, лесенка – песенка.

3 неделя « Наша армия»

  1. Игры на развития памяти, внимания:
  • «Поставь по порядку»
  • «Кого не стало»
  • «Заклей дырочку»
  1.  Упражнения на совершенствования фонематического слуха:
  • Повтори звуковой ряд:  са –ца –са, за –ца –са.и т.д. 
  • Повтори слова по порядку:

Солдат, летчик, моряк, танкист, пограничник.

  1. Дифференциация парных звуков
  2. Автоматизация поставленных звуков.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Беседа об армии с использованием иллюстраций.
  • «Подбери  признак» ( танкист, летчик, пограничник, солдат, командир).
  • « Один - много»
  • « Собери военную технику»
  • Разучивание стихов на данную тему.

Звук и буква Э.

  • Характеристика звука
  • Повторение слоговых цепочек
  • Выделение начального звука в словах.

Ударного: Эмма, Элла, Эрик, эхо, это. Эй, этот.

Безударного: этажи, этаж, этажерка, эскимо, экран.

  •  « На что похожа буква?»
  • Сколько раз ?
  • Выкладывание буквы из ниток, крупы.

  1. неделя « Птицы зимой»
  1. Развитие  внимания и словаря:
  • « Найди и покажи зимующих птиц»
  • « Что лишние?»
  • « Сколько птиц на кормушке?»
  1. Упражнения на развитие силы дыхания и дикции:
  2. Речевая работа
  3. Составление описательного рассказа по серии картинок « Синичка»
  4. Графический  навык.

Точка         веточка        ласточка

Развитие лексико-грамматических категорий

  • « Поймай звук» [в]-  [ф]

Сова, воробей, ворона, сорока, павлин, голубь, совушка, ласточка, филин.

  • Звуковой анализ слов
  • Игра « птичья чехарда»

Черная голова – черноголовая,

Красный клюв – красноклювый,

Синяя голова – синеголовая,

Звонкий голос – звонкоголосая,

Длинный хвост – длиннохвостый.

  •  Нарисуй крылышки

Март

1неделя « Семья»

  1. Игры на развитие внимания, памяти, речевой активности.
  • « Кто это?»
  • «Кого не стало?»
  • « Кто старше, кто младше?»
  1. Игры на развитие фонематического слуха

  • «Хлопни когда услышишь»
  • «  В домике живет звук?»
  • « Будь внимательным»
  1. Индивидуальная работа по закреплению правильного звукопроизношения.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий  семьи.
  • Беседа.
  • Игра «Кто – кому –кто?»
  • « опиши словечко»
  • « Чем кто занят?»
  • Составление родового  древа.
  • « Договори словечко»

я ем и папа …ест.

Я пью, я шью, я готовлю ,я играю, я пилю, я вижу…

  • Штриховка.

2 неделя  « Человек»

  1. Упражнения на развитие психических процессов:
  • « Помоги художнику»
  • «Что для чего нужно?»
  • « Один-много»
  1. Формирование фонематического слуха
  2. Дифференциация Свистящих и шипящих звуков.
  3. « Найди ошибку»

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногами берут, а руками царапают.

  1. Речевая работа над звукопроизношением.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Беседа.
  • Назвать части тела( с мячом)
  • «Один – много»
  • «Веселый счет»
  • Выполнение многоступенчатых инструкций

 ( понюхай носом, постучи кулаком).

Звук и буква Г.

  • Характеристика звука
  • Повтори чистоговорки :
  • « Какой звук потерялся?»

На полке лежит кни…а

На стене весит …итара

Дедушка читает …азету.

Брат поднял тяжелую …ирю.

  • « Живые звуки» звуковой анализ слов.
  • Штриховка.

3 неделя « Мой город»

  1. Игры на развитие внимания и памяти:
  • « Построй дом»
  • « Что изменилось?»
  • « Светофор»
  1. Обучение грамоте
  • « Этажи в доме»
  • « Магазин»
  • « Распутай предложения»

Находится дом площадь перед. Около парикмахерская дом построили. Дом возле кинотеатр есть. Детский сад угол стоит за.

  1. Индивидуальная работа по закреплению правильного звукопроизношения.
  2. Развитие мелкой моторики

Выкладывание из палочек

  1.  Психоречевая гимнастика « Какое слово короче?»

Дом –домик, светофор –трамвай, город – перекресток, дорога – магазин, квартира – этажи.

Звук и буква Ш

  • Характеристика звука.
  • Выполнение артикуляционной гимнастики.
  • « Помай звук»
  • « Домики»
  • Чистоговорки.
  • « Волшебный мешочек»
  • «На что похожа буква Ш?»

4 неделя «Весна»

  1. Развитие артикуляционных позиций комплекс №4,5.
  2. Упражнять в постановке речевого дыхания
  • «Дуем на сосульки»
  • « Дышим лесным чистым лесным чистым воздухом»
  1. Игры на развитие фонематического восприятия:
  • «Найди картинке домик»
  1. Игры на развитие зрительного и слухового  внимания.
  • «Проталины»
  • « Сравни картинки»

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Беседа о весне.
  • Побери признаки
  • « Чего не бывает весной?»
  • Психоречевая гимнастика

Отхлопать в ладоши: пригревают, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, проталина.

Апрель

1 неделя « Перелетные птицы»

  1. Игры на развитие слухового внимания и зрительной памяти:
  • « Кто лишний?»
  • « Кормушка»
  • «Кого не стало?»
  • « Кто поет в лесу?»
  1. Игры на развитие фонематического слуха
  • « Поймай звук!
  • « Кто больше придумает слов со звуком [ж].
  1. Автоматизация поставленных звуков.
  2. Работа над синтаксической стороной речи.
  3. Разбор слов кукушка, жаворонок.

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Составление рассказа о перелетных птицах по схеме.
  • « Сколько прилетело птиц?»
  • « Назови ласково»
  • п/и « Птички»

Птички летели,

 Крыльями махали.

На деревья сели.

Вместе отдыхали.

  • «Повтори слова»  с опорой на картинки и без них.

Буква и звук Ж

  • Характеристика звука.
  • Найди звук в данных словах : жаба, шапка, жеребёнок, замок, жираф, самолет, самосвал, журавль, жакет.
  • «На что похожа буква Ж?»
  • Выкладывание буквы, лепка из пластилина.

2 неделя « Деревья»

  1. Игры на развитие слуховой памяти:
  • « Прогулка в лесу»
  • « Что изменилось?»
  • Кого дерева не стало?»

2.Упражнения на развитие речевого дыхания .

3. Индивидуальная работа по закреплению правильного звукопроизношения.

4. Дифференциация [с]- [ш].

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Загадки
  • « Чей листочек?»
  • « Один –много»
  • «Назови – ласково»
  • Физминутка « Листья»

Листья мы зеленые

С липа мы и с клена мы

Мы на веточка сидим,

В гости к вам мы захотим.

  • Выкладывание из палочек.

3 неделя « Цветы»

  1. Общая и специальная гимнастика для развития артикуляционной моторики.
  2. Упражнения для развития зрительного праксиса и  ориентировки на сетке.
  3. Упражнения на развитие дикции силы голоса.
  4. Игры на развитие фонематического слуха
  5. Автоматизация поставленных звуков

Развитие лексико-грамматических категорий

  • Загадки
  • « Раскрась словечко»
  • Игра» Садовник»
  • Упражнение на развитие мелкой моторики.

4неделя « Весна»  

Итоговое занятие ( см. картотеку).    

Май

Итоговая диагностика.

 

                                                                                                 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...