Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе "Относительные прилагательные. Какой по материалу?"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Копцева Елена Николаевна

Материал способствует расширению словаря, упражнению в словообразовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_danila_-master.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе.

Тема:  Относительные прилагательные.

Цели: учить детей образовывать относительные прилагательные ( какой по материалу)  на наглядной основе и без нее.  Согласовывать эти прилагательные  с существительными в роде. Упражнять в составлении предложений  из четырех  слов с относительными прилагательными.Развивать регулирующую функцию речи, языковое чутье, внимание. память, мышление.

Ход НОД.

  1. Оргмомент.  Сядут  на места те дети, которые назовут свою любимую еду (блюдо из 2х слов – что и какое)
  2. Введение в тему.  Логопед предлагает отправиться к Даниле –Мастеру.

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/person/2018/06/16/ppizbziwepiy-danila-master.jpg https://sun9-47.userapi.com/c857524/v857524987/206b6e/B5O-B0cnBcU.jpg

У него золотые руки, он за что ни возьмется – сделает так, что залюбуешься. Он работает с разными материалами, и мы научимся правильно образовывать и называть слова, отвечающие на вопрос – какой? ( по материалу)

У Данилы много инструментов     Пила из железа-   какая?  (железная)

Рубанок из дерева -   (деревянный), молоток из металла –(металлический)

Топор из железа-  , ящик для инструментов из фанеры – ( фанерный)

 Данила жил в старину, тогда не было таких материалов, как сейчас

  1. Одежда и обувь Данилы мастера. Рассмотреть иллюстрации.

Лог.  – Данила жил в старину, давно это было. Носил он на ногах лапти из бересты  - берестяные

Рубаху из полотна – полотняную                                                                      фартук из кожи- кожаный

Зимой- Шапку из меха-  меховую

Тулуп из меха  овцы -  овчиный

Варежки из шерсти- шерстяные

  1. - Что изготовил Данила- мастер?

Стол из дерева- какой ?   Шкаф- ?

Лавку из дерева  - какую?   Тумбочку-?

Вазу  из хрусталя- хрустальную

Посуду из глины-  глиняную

Шкатулку из малахита – малахитовую

Дорожку   из камня- каменную

Избу из бревен- бревенчатую

Окно из стекла  - стеклянное.

Физминутка.

«Молоток» Молоток стучал, стучал

Гвозди в доску загонял.(имитация движения )

1,2,3,4- вот и гвозди мы забили.

«Топор»  Топор рубил, топор колол

Топор полено расколол.

«Пила» ( дети лицом друг к другу парами)

Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела

Раз-два, раз-два, раскалилась добела.

Пальчиковая игра  «Инструменты»

Мне нужны такие вещи: (сжимают и разжимают пальцы)

Молоток, тиски и клещи, (загибают поочередно пальцы)

Ключ, напильник и ножовка,                                                                                                                        А всего нужней – сноровка. (сжимают и разжимают пальцы рук

6.Что хранится в кладовке у Данилы? Чего не может быть?

Сундук из дерева – деревянный ,    скатерть из полотна - , сапоги из кожи- ,  сапоги из резины- …, одеяло  из пуха -….,   тазик из пластмассы - …,  ведро из железа,  дрель электрическая, лодка из резины, посуда из пластика

7.Составьте предложение.                                                                                                -Что изготовил Данила-мастер?                       - Что вы  купили на ярмарке?                                

Выложите схему предложения типа  Мы купили деревянную миску.

8. Подведение итогов.  Что значит выражение золотые руки?  Чем вам понравился Данила – мастер? Что нового вы узнали?

Оценка деятельности и активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...