Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Дарина Александровна

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у

дошкольников»

 Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей  «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.  

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,
  • несовершенна координация движений,
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.
  • дети не могут выделить элементы из целой буквы,
  • конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык» (Слайд №2)

(Слайд № 3) Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

(Слайд № 4). Успешность формирования графического навыка у детей во многом зависит от соблюдения при работе основных гигиенических правил которые представлены на презентации. Одно из этих правил - Правильно держать пишущий предмет  (карандаш, ручку)( Слайд № 5)

Как отмечают многие авторы, очень важно именно поэтапное формирование графомоторных навыков. Именно часто педагоги совершают ошибки, начиная с самых сложных заданий, которые предлагаются детям. Итак, формирование графомоторных навыков включает в себя этапы обучения:

1 Этап: (Слайд № 6) обучения включает пять серий заданий.

        Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и закрепления умения правильно пользоваться пишущими предметами (мелками, фломастерами, карандашами) и совершать графическое действие совместно со взрослыми или по показу.

Графические задания даются в определенной последовательности:

  • задания на листах бумаги форматаА4;
  • на разлинованной бумаге (в крупную клетку 1,5х1,5 см и в линейку шириной 4 и 2 см).

Первая серия заданий. (Слайд № 7) Обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху вниз: дождик, семечки, иголки, трава и т.п.

Вторая серия. (Слайд № 8) Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии  в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик

Третья серия. (Слайд № 9) Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии от одного графического объекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе и т.п.

Четвертая серия. (Слайд № 10) Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает.

Пятая серия. (Слайд № 11) Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде.

2 Этап (Слайд №12) включает в себя четыре серии заданий.

В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на формирование зрительно‐двигательной  координации, умения ориентироваться на листе бумаги формата А4 и работать по показу.

Первая серия. (Слайд № 13) Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки и указатель стрелку.

Вторая серия. (Слайд № 14). Дети овладевают умением проводить безотрывные линии‐дорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см и от 1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева направо, ориентируясь на вспомогательные ориентиры точки, стрелки, штрих пунктирные линии.

Третья серия. (Слайд № 15) Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу, сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками, используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т.п.

Четвертая серия. (Слайд № 16) Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа(снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить
разные линии по заданной штрихпунктирной линии. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.

Третий этап (Слайд № 17) включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указатель‐стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется внимание формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.

Первая серия. (Слайд № 18) Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указатель‐стрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т.п.

Вторая серия. (Слайд № 19). Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх – низ, левая сторона – правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателю‐стрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т.п.).

Третья серия. (Слайд № 20). Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено наверху и внизу, слева и справа, в углах – верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину листа; при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию.

Четвертая серия. (Слайд № 21) Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии, ориентируясь на указатель‐стрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т.п.

Четвертый этап (Слайд № 22) включает пять серий графических заданий, закрепляющих следующие умения: ориентироваться как на строке (широкой, узкой), так и в широкой клетке; работать по показу и образцу (копировать графические ряды, представленные простыми линиями, геометрическими фигурами, элементами букв); завершать начатое графическое действие.

Первая серия. (Слайд № 23). Учит выполнять упражнения в пределах широкой строки (ширина 4 см), ориентироваться на строке (фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки). Закрепляет умение проводить прямые безотрывные линии по этим границам с ориентировкой на точки начала и конца графического действия; вести вертикальные, наклонные, волнистые и ломаные линии в пределах строки, ориентируясь на стрелку: проведи пальцем по строке, проведи линию по верхней границе строки, проведи линию посередине строки, продолжи ряд, разложи геометрические фигуры на верхней строке листа, а на нижней строке скопируй их.

Вторая серия. (Слайд № 24). Формируется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см), зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, по стрелке. Вырабатываются умения копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева справа; работать по образцу; доводить упражнения до конца.

Третья серия. (Слайд № 25). Закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см) и работать по образцу (копировать последовательно графические изображения простых предметов по клеткам, соблюдая очередность и интервалы между элементами, а также высоту и ширину изображения); переносить графические изображения на плоскость листа: сверху – снизу, слева – справа; доводить начатое графическое действие до конца: нарисуй домики, флажки, круги по клеткам, продолжи ряд, нарисуй кораблик слева, нарисуй башню справа, дорисуй по клеткам и т.п.

Четвертая серия. (Слайд № 26)  Закрепляются умения ориентироваться
на крупной строке (ширина 4 см); копировать графические элементы в пределах строки (соблюдать интервалы между элементами, очередность, ориентироваться на точки, стрелку, штрихпунктирные линии); последовательно копировать элементы букв (наклонные линии, полуовалы, овалы, крючки, петли, зигзаги); завершать графическое действие: проведи линии по стрелке, продолжи ряд и т.п.

Пятая серия. (Слайд № 27). Закрепляется умение ориентироваться на строке шириной 2 см. После того как у ребенка сформируются графические умения и навыки в пределах крупной строки (4 см), рекомендуем повторить упражнения четвертой серии на строке шириной 2 см. Этот переход важен для дальнейшего выполнения упражнений на поле листа тетради в крупную линейку.

Таким образом, (Слайд № 28) графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Её сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Уделяйте внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Благодаря такой работе Вы решите очень важные задачи:

  1. Поспособствуете интеллектуальному развитию ребенка;
  2. Подготовите к овладению навыком письма.

Следует обратить внимание, что задания на формирование графомотрных навыков сложный, требующий концентрации внимания процесс. Поэтому, необходимо не перегружать ребенка, предлагать разные виды упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"

консультация для воспитателей и логопедов...

Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников....

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита гр...