Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ярославцева Марина Георгиевна

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 Письмо – сложный психофизиологический процесс.  С точки зрения психологии, письмо – средство кодирования информации (устной речи) определенными знаками  (буквами). С точки зрения физиологии, процесс письма обеспечивается работой четырех анализаторов:  

  1. Речеслухового – ребенок слышит звуки речи
  2. Речедвигательного – ребенок произносит эти звуки (артикуляция)
  3. Зрительного –  ребенок знает, как звук обозначается на письме ( какой буквой)
  4. Двигательного – ребенок движением руки записывает букву.

Поскольку  процесс  овладения письмом  длителен и сложен, подготовку к письму необходимо вести в дошкольном возрасте.

Графомоторные  навыки  являются составной частью моторных способностей человека.  Их  развитие   базируется на основе формирования и совершенствования    тонко координированных     движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной   координации.

У детей с недостатками речи отмечаются специфические особенности формирования графомоторных навыков, такие как: недоразвитие кинетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень  развития  координации  движений руки;  нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения  ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению.

Работу необходимо начинать с нормализации мышечного тонуса.

Нормализация мышечного тонуса.  

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужно использовать релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)

Важно:

– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

– начинать с ведущей руки;
– затем подключается другая рука;
– обе руки одновременно;
– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда сопровождение  убирается.

Формирование графомоторных навыков.

Это направление можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с различными  видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).

2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.

3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку: точки, палочки,  крючочки и т.д

4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки.

Нормализация оптико-пространственных ориентировок.

Последовательность работы на этом этапе:

  1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
  2.  Ориентировка в помещении.

На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)

3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

5. Ориентировка на листе в клетку   ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать ориентироваться на клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа.

6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.

Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т.е. различать графические элементы:   вписываем над строкой, в строке, под строкой.

7. Уточнение значений предлогов.

Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.

Последовательность работы;

  1. Развитие зрительного гнозиса  (узнавание букв, цифр, фигур).
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза (из каких элементов состоит, как эти элементы расположены.  Например, буква Н состоит из 3-х элементов – двух длинных и одной короткой  палочек. Расположение элементов – две вертикальные и одна горизонтальная палочка посередине.)
  3. Дифференциация смешиваемых букв. (Если ребенок смешивает буквы, возвращаемся к пункту 2.)

На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.

При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.

Обучение детей графическим навыкам проводится в два этапа:

1-й этап – подготовительный. Главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики.

Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”.

2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам.:

  1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
  3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
  4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На этом же этапе можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.

Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв.  Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.  Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), пространственное ориентирование.

Подготовка руки к овладению письмом

Существует много упражнений по подготовке руки к овладению письмом, они подробно описаны в различных пособиях по подготовке детей к школе. Вот некоторые из них.

1. Дорисовать вторую половинку картинки и раскрасить.

   

       

2. «Парашютисты»  

    Помоги парашютистам приземлиться. Проведи прямые линии.

     

3.  «Дорожки»

     Проведи линии по середине дорожки, не отрывая карандаш и не съезжая с   дорожки.

       

4. Обведи  каждую из этих фигурок одной линией, не отрывая карандаша от

      бумаги.

       

5. Заштрихуй фигурки, не выходя за контуры.

       

6.  Обведи фигурки внутри контура и раскрась их.

       

 

7.  Нарисуй рядом точно такие же фигурки.

     

8.   Заштриховать узор в соответствии с образцом.

     

9.  Нарисуй по клеточкам точно такой же рисунок.  

   

 

КАК УЧИТЬ БУКВЫ

Существует несколько достаточно известных приемов, способствующих запоминанию букв.

1. « Обводка». Обведите пальцем буквы, вырезанные из крупной наждачной бумаги и наклеенные на картон. Обведите ручкой букву по трафарету.

                                                       

2. « Рисуем» На подносе рассыпьте муку или крахмал, напишите буквы пальцем.

                                                     

3. «Конструирование». Буквы лепим из пластилина, пресного теста, глины; выкладываем из спичек, счетных палочек, мозаики, конструируем из алюминиевой проволоки, конструктора, вырезаем из цветной бумаги, картона, «вырываем» из бумаги.

                                                   

4. «Бежим по дорожкам»

 Соедини букву с картинкой, на которой дается изображение предмета, начинающегося с данной буквы.

                                     

5. Зачеркни неправильно написанные буквы.

                                     

6. Напиши буквы, которые узнаешь.

                           

7. Найди и обведи букву.

                                     

Литература:

  1. Е.В. Гурьянов, Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма. – М. 1989 г.
  2. Е.Е. Кравцова, Психологические проблемы готовности детей к школе. – М. 1999 г.
  3. Т.С. Комарова, Формирование графических навыков у дошкольников, - М. 1997 г.
  4. Л.В. Лазаренко, Развитие графомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи. – М. 2019 г
  5. И.Н. Моргачева, Ребенок в пространстве. –  М. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение каранд...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет.  Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться зад...

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

     Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо разв...

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита гр...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста....