"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему

Иликеева Айгуль Саитовна

 

    В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_grafomotor_aygul.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №253»

Орджоникидзевского района городского округа

город Уфа

Республики Башкортостан

Доклад

на РМО воспитателей

Орджоникидзевского района

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников »

Воспитатель Иликеева А.С.

                                               Уфа 2015 год

Формирование графомоторного навыка у дошкольников

    В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

 Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дошкольников  формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

 Так как дошкольный возраст является основой для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.

 Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию графомоторного навыка дошкольников не теряет своей актуальности.

 

 Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

 Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

 Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

 а) зрительно-пространственных;

 б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

 в) пространственных представлений «левого» и «правого».

 Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы,  сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

 Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

 Основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.

 Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.) .

 Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:

 1. Сжать и разжать кулаки.

 2. Чередовать: палец – кулак.

 3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.

 Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:

 1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.

 2. Посмотри на картинку, запомни предметы.

 3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.

 Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:

 на первой – дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;

 на второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями;

 на третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

 Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам, «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д.

 В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

 Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

 Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР. Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"

консультация для воспитателей и логопедов...

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март

laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...

Формирование графомоторных навыков у дошкольников.

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и ...