"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 6
«Формирование графо-моторных навыков у дошкольников
с ОНР»
(консультация для логопедов и воспитателей)
Логопед: Исаченко Л.И.
г. Южно-Сахалинск
1
В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х гг. XX в. Было около 17% детей с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцева), то в конце XX – начале XI вв.их стало более 53%.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина, 1971 г.; Е.М. Мастюкова, 1978 г.)
На основе исследований М.М. Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «…что есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»(4).
Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляется:
-в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;
-затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
-невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
-снижение двигательной памяти и самоконтроля;
-замедленности, застревании на одной позе.
Анализируя особенности мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром.
Кроме того, при дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Поэтому у детей с этим синдромом отмечается напряженность мелкой мускулатуры и в связи с этим неловкость движений пальцев рук.
Все изложенное выше указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР, особенно с синдромом дизартрии.
Основные понятия:
. Общее недоразвитие речи – форма речевого нарушения у ребенка с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы ( фонетика, лексика, грамматика, семантика).
.Графика – совокупность всех средств письменности, система отношений между буквами и звуками речи, правила начертания букв и других знаков письма.
2
. Моторная готовность – умение произвольно изменять силу нажима, размах движений; навык прекращения движения в нужной точке, ритмичного повторения однообразного движения.
. Графомоторные навыки – совокупность графических умений и моторной готовности.
Этиология
(причины недоразвития графо-моторных навыков)
-Несформированность зрительного или зрительно-пространственного восприятия.
-Несформированность зрительно-моторной координации.
-Недоразвитие мелкой моторики руки (не закончено окостенение костей запястья и фалангов пальцев).
-Недоразвитие функций зрительного или двигательного контроля.
-Недостаточное развитие механизмов программирования сложнокоординированных действий.
-Низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.
Особенности развития моторной готовности у дошкольников.
В последние десятилетия у подавляющего большинства детей (90%) наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности. Графо-моторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом, как графо-моторным навыком, кроме сформированности временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия,необходим достаточный уровень развития двигательной сферы.
Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Дошкольники с ОНР еще не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование образца.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как левая и правая сторона, верх – низ, ближе – дальше, над – под, около – внутри. Только к 6 -7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
3
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Т.о., овладение графо-моторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:
-зрительно-пространственных операций;
-зрительно-моторной координации;
-мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Основываясь на анализе методической литературы по формированию графо-моторного навыка дошкольников с ОНР можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы: зрительно-пространственные отношения; серийную организацию движений; моторику; собственно графо-моторный компонент; зрительную память.
1.Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.
2.Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых» игр, пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемых речитативом;
Предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование, игры с мозаикой и т.д.).
3.Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:
-сжать и разжать кулаки;
-чередовать: палец – кулак;
-чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.
4.Формирование и развитие зрительной памяти может осуществляться с помощью упражнений:
-посмотри на игрушки, запомни и назови, что запомнил;
-запомнить предметы на картине ;
-посмотреть, запомнить – «чего не стало».
5.Формирование и развитие непосредственно графических навыков.
При формировании графо-моторных навыков нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить за выполнением требований. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадка за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.
4
Причины неправильных графомоторных-навыков:
-неверное положение пальцев: ребенок держит ручку (карандаш) щепотью, собрав пальцы горсточкой; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного; карандаш лежит не на фаланге среднего, а указательного пальца;
-ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или очень далеко;
-неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе – двигаются только пальцы;
слишком слабый (чаще сильный) нажим;
-ребенок принимает неудобную позу; изгибается; подкладывает под себя ногу; приподнимается со стула.
Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе.
-Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует формированию и развитию графических навыков.
Для выполнения графических заданий необходим простой карандаш. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым формируется навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. При этом необходимо следить, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка, линии должны быть при штриховке параллельны.
Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук; умение складывать большой и указательный палец в щепотку и захватывать
различные предметы (перекладывать палочки в коробки, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать бусы, сортировать крупу).
-Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломанные линии в разных направлениях. Затем учимся ставить точки. Тренировать точечные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого ставиться на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательные движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее ребенок упражняется с карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
-Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры на листе в виде клеточек или строчек. Основа ориентировки в пространстве – определение правой – левой стороны туловища, понятий «верх-низ», «спереди-сзади», которые необходимо тщательно отрабатывать. Самым сложным является понятие зеркального отражения.
5
-Штрихование – имеет свою последовательность.
1.Редкая штриховка карандашом одного цвета.
2.Разная штриховка двумя карандашами разного цвета.
3.Частая штриховка одним цветом.
4.Частая штриховка разными карандашами.
Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивани
Заключение.
Задача педагога состоит в том, чтобы развить графо-моторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Процесс овладения графо-моторными навыками является довольно трудоемким для ребенка, а для детей с ОНР он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведет к снижению успеваемости.
Т.о., коррекционно-развивающая работа в области формирования и развития графо-моторных навыков может вестись различными способами. Главное, чтобы она стала важнейшей задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.
Литература:
- Картухина Г.Н., Семенова Л.Н.
Формирование предпосылок к овладению письменной речи у детей дошкольного возраста с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи; г. Южно-Сахалинск: -Издательство СОИП и ПКК, 2004 г.
- Большакова С.Е.
Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М: ТЦ Сфера, 2006 г.
- Гатанова Н.В., Тунина Е.Г.
Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет.- М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001 г.
- Степанова М.А.
Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей. – ж. «Логопед», № 7, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...
"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...
«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март
laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...
Формирование графомоторных навыков у дошкольников.
Рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников....
Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...
Формирование графомоторных навыков у дошкольников
Консультация для педагогов....
Формирование графомоторных навыков у дошкольников
Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и ...