Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grafomotornih_navikov_u_doshkolnikov_luzhkovskaya.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.
Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.
Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Что же такое графомоторные навыки? |
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук рекомендуется выполнять следующие упражнения:
• пальчиковую гимнастику;
• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);
• лепить из пластилина или соленого теста;
• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;
• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т.д.;
• собирать пазлы, мозаику;
• конструировать из кубиков, а также лего;
• раскрашивать раскраски;
• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:
1. Ориентировку в собственном теле;
2. Ориентировку в окружающем пространстве;
3. Уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.
На этом этапе можно использовать следующие упражнения:
• конструирование, выкладывание сериационных рядов;
• пальчиковые игры;
• штриховки;
• выкладывание букв и цифр из других предметов;
• работа с мелкими предметами;
• лепка;
• аппликация;
• рисование и т. д.
Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.
1. Развитие зрительного гнозиса:
• контурные изображения предметов
• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
• уточнение представлений о цвете, форме и величине.
• уточнение и расширение объема зрительной памяти.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:
Развитие графомоторных навыков.
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование узоров и орнаментов,
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов разной сложности.
Овладение графической символизацией.
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.
При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Благодаря такой работе можно решить важные задачи:
1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
2. Подготовить к овладению навыком письма.
Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Материал подготовила; Бернотене Т.А учитель-дефектолог МАДОУ ЦРРД/С № 94 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему; Формирование культурно-гигиенических навыков через чтение стихов для детей младшего возраста.
В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ТОМУ,КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3-ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТИХОВ И ПОТЕШЕК В ДАННОМ ВО...
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ».
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ»....
Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков детей от 1 года до 3 лет».
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыком начинается со знакомства с предметами личной г...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...
Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет».
Консультация для родителей на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет». С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенич...
Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников".
Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"....
Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей от 1 года до 3 лет»
Консультация для родителей на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыкову детей от 1 года до 3 лет»...