Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (старшая группа)

Бернотене Татьяна Алексеевна

Консультация для родителей  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.      Консультация для родителей                  на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    

        Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

        Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

        Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.        

Что же такое

 графомоторные

навыки?

        Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

        Графомоторные навыки включают в себя:

        1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

        2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

        3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

        4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

        Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

        Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук рекомендуется выполнять следующие упражнения:

        • пальчиковую гимнастику;

        • массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

        • лепить из пластилина или соленого теста;

        • вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

        • составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т.д.;

        • собирать пазлы, мозаику;

        • конструировать из кубиков, а также лего;

        • раскрашивать раскраски;

        • игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

         Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

        1. Ориентировку в собственном теле;

        2. Ориентировку в окружающем пространстве;

        3. Уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

        На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

                • конструирование, выкладывание сериационных рядов;

                • пальчиковые игры;

                • штриховки;

                • выкладывание букв и цифр из других предметов;

                • работа с мелкими предметами;

                • лепка;

                • аппликация;

                • рисование и т. д.

        Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

        1. Развитие зрительного гнозиса:

                • контурные изображения предметов

                • перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

                • уточнение представлений о цвете, форме и величине.

                • уточнение и расширение объема зрительной памяти.

        2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

        3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

        Четвертый этап  по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:

        Развитие графомоторных навыков.

                • Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

                • Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

                • Рисование узоров и орнаментов,

                • Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

                • Рисование по клеткам предметов разной сложности.

        Овладение графической символизацией.

                 • Работа по формированию графического образа букв (графемы).

                • Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

        В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

        Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

        При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

         Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

                1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

                2. Подготовить к овладению навыком письма.

         Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

                

Материал подготовила; Бернотене Т.А

учитель-дефектолог МАДОУ ЦРРД/С № 94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему; Формирование культурно-гигиенических навыков через чтение стихов для детей младшего возраста.

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ТОМУ,КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3-ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТИХОВ И ПОТЕШЕК В ДАННОМ ВО...

Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ».

Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ»....

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков детей от 1 года до 3 лет».

Для ребенка, приученного  к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыком начинается со знакомства с предметами личной г...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет».

Консультация для родителей на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет».    С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенич...

Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников".

Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"....

Консультация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей от 1 года до 3 лет»

Консультация для родителей на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыкову детей от 1 года до 3 лет»...