Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»
проект по логопедии

Срещикова София Александровна

Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_sreshchikova_s.a.docx78.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Образовательный проект

 «Моя инициатива в образовании»

 «Изотерапия, как метод

предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Автор проекта:

Срещикова София Александровна,

учитель-логопед

г. Советский, 2019 г.

Аннотация

Проект разработан с учетом современных направлений системы образования, обозначенных в федеральных и региональных нормативных документах. В проекте учтены требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Новизна проекта заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников с 5 до 7 лет по профилактике дисграфии.

Проект предназначен для внедрения метода изотерапии в логопедические занятия в МАДОУ д/с «Алёнка» через реализацию коррекционно-развивающих занятий с применением нетрадиционных техник рисования, организацию различных видов взаимодействия с родителями и популяризацию методики арт-терапии специалистов дошкольного учреждения.

Информационная карта проекта

Наименование проекта

Образовательный проект «Моя инициатива в образовании»

Тема проекта

«Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Разработчик

Срещикова София Александровна, учитель-логопед

Цель

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Задачи  

  • Развитие двигательных ощущений, мелкой моторики руки.
  • Формирование зрительного гнозиса (восприятия).
  • Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания.
  • Формирование пространственных представлений.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.

Сроки реализации проекта

апрель 2019 г. – май 2021 г.

Сроки реализации проекта

I этап – Подготовительный (апрель 2019 г. – сентябрь 2019 г.)

  • Поисково-теоретический (изучение и анализ методической и научной литературы по методу Арт-терапия, по проблемам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями)
  • Прогностический (разработка плана мероприятий с детьми и родителями по предупреждению нарушения письма).
  • Организационный (подбор дидактического инструментария, дидактических пособий, оформление развивающей предметно-пространственной среды).
  1. этап – Основной (сентябрь 2019 г. – май 2021 г.)
  • Диагностика предпосылок развития дисграфии у детей 5 лет
  • Реализация плана мероприятий с детьми и родителями по профилактике нарушения письма у дошкольников
  • Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка.
  • Итоговая диагностика
  1. этап – Заключительный (май 2021г. – сентябрь 2021 г.)
  • Обобщающий (обработка данных; соотнесение результатов с поставленной целью; анализ полученных данных; корректировка плана мероприятий, используемых методик в соответствии с результатами; разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных).
  • Внедренческий (распространение результатов проекта на заседаниях районного методического объединения учителей-логопедов, на личном сайте, через участие в конкурсах различного уровня).

Ожидаемые результаты

К выпуску в школу у дошкольников:

  1. Развиты двигательные ощущения и мелкая моторика руки.
  2. Выработана способность к переключению зрительного внимания.
  3. Сформированы пространственные представления.
  4. Развито умение правильно держать карандаш.

Краткая аннотация проекта

Актуальность

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Речевое недоразвитие, несформированность психических функций, звукового анализа и синтеза речевого потока, нарушение общей и мелкой моторики – основные причины дисграфии. Они приводят к фонематическому, фонетико-фонематическому недоразвитию и общему недоразвитию речи.

Поступающие в первый класс дети имеют нарушения общей и мелкой моторики, фонематическое недоразвитие речи, несформированность звукового анализа и синтеза речевого потока, орфоэпические дефекты, что препятствует формированию навыков устной и письменной речи.

 Именно поэтому одна из основных задач учителя-логопеда – своевременно выявить и предупредить расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения.

Проект будет реализовываться через проведение коррекционно-развивающих мероприятий для воспитанников старшего дошкольного возраста, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды.

Проект призван помочь освоить ребенку процесс письма уже в дошкольном возрасте. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.

Инновационный проект «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников» - это комплексный механизм реализации образовательных целей, с конкретным содержанием образования, набором средств и методов предупреждения нарушений письма у дошкольников.

Описание проекта и его обоснование

В настоящее время все более активно применяется такой инновационный подход, как терапия искусством. Одно из направлений – изотерапия или «терапия творческим самовыражением».

В МАДОУ д/с «Алёнка», как и в других детских садах одна из самых распространенных проблем – у детей слабо развита мелкая моторика рук и тонкая двигательная координация кистей рук, что приводит к проблемам нарушений письма в школьном возрасте. Если работа по развитию мелкой моторики рук будет проводиться в системе, то к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка станут более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Метод изотерапии помогает детям в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Рисуя они овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью учатся регулировать свои движения в отношении темпа силы нажима в результате чего у них вырабатывается плавность движения руки, которые в дальнейшем необходимы для письма. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

По мнению И.М.Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности где по рисункам можно проследить как развивается ребёнок его мелкая моторика какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования Комарова Т.С. рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

Благодаря использованию необычных материалов и использование различных техники рисования у детей лучше развивается мышление, воображение, фантазия, творческие способности, чувства прекрасного. У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость

Цели и задачи проекта

Цель проекта – профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Развитие двигательных ощущений, мелкой моторики руки.
  2. Формирование зрительного гнозиса (восприятия).
  3. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания.
  4. Формирование пространственных представлений.

Основное содержание проекта

Пути реализации проекта:

  1. Анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме проекта;
  2. Изучить состояние неречевых и речевых функций, необходимых для овладения письмом (моторики, звукопроизношения, фонематических процессов), у детей дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать направления и приемы коррекционной работы по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста;
  4. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода;
  5. Сделать анализ эффективности содержания коррекционного воздействия на основе сравнения полученных результатов;
  6. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проекте.
  7. Обобщить и представить опыт проекта «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников» на муниципальном и районном уровне.

Детально изучив все виды арт-терапии, мною было выбрано одно направление – изотерапия. На мой взгляд, нетрадиционные техники рисования являются более эффективными способами в коррекционной работе по предупреждению нарушений письма у дошкольников.

«Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).

Цель - предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке). Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

  • техника «кляксография»;
  • пальцевая живопись;
  • рисование мягкой бумагой;
  • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
  • рисование на стекле;
  • ниткография;
  • рисование на манке;
  • техника рисования листьями, палочками, камушками;
  • техника отпечатывания ватой;
  • техника «оттиск пробками»;
  • рисование ладонями.

Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты:

  • укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и мелкой моторики, развитие пространственных отношений;
  • развитие согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов мускульной и тактильной памяти.

Приемы работы на занятиях с детьми

Изобразительные техники:

  1. Марания. В буквальном смысле эта техника предполагает «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с отсутствием сюжета, структуры изображений, сочетанием несочетаемых форм и цветов. Детям предлагаются варианты и техники создания произведения: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
  2. Штриховка, каракули. Штриховка — это графика. Изображение создается без цвета, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными
  3. Монотипия. Базовая графическая техника, описанная в брошюре О. А. Никологорской и Л. И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается отпечаток в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками что в свою очередь не испортит рисунок, а только улучшит его.
  4. Пальчиковая живопись (рисование ладошками). Пальчиковая живопись — это разрешенная игра с красками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда раньше не рисовав таким образом, можно представить себе необычные тактильные ощущения, испытываемые при опускании пальца в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, наносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Для того, чтобы добиться определенных изобразительных эффектов при нанесении краски используем непосредственно ладони и пальцы. Движения могут быть точечными, локальными, отрывистыми или наоборот размашистыми, крупными, экспрессивными. В зависимости от накопившихся за день эмоций и впечатлений, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается особенным эмоциональным откликом.
  5. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами ипродуктами). Сухие листья, как и прочие природные материалы, приносят много радости детям натуральностью, запахом, тактильными характеристиками. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать как абстрактный рисунок, так и композицию. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. При выполнении этой техники можно использовать буквально все: крупы (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарный песок, соль, вермишель и т. д.
  6. Рисование предметами окружающего пространства. Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками.

Этапы реализации проекта

Этапы

Подэтапы

Пакеты работ

Сроки выполнения

Подготовительный

Поисково-теоретический

Изучение и анализ методической и научной литературы по методу Арт-терапия, по проблемам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

апрель – сентябрь.
2019г.

Прогностический

Разработка плана мероприятий с детьми и родителями по предупреждению нарушения письма

апрель – сентябрь.
2019г.

Организационный

Подбор дидактического инструментария, дидактических пособий, оформление развивающей предметно-пространственной среды).

апрель – сентябрь.
2019г.

Основной

Практический

Диагностика предпосылок развития дисграфии у детей 5 лет

сентябрь – октябрь
2020г.

Реализация плана мероприятий с детьми и родителями по профилактике нарушения письма у дошкольников

ноябрь 2020г. – март 2021г.

Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка.

апрель – май

2021г.

Итоговая диагностика

апрель – май

2021г.

Заключительный

Обобщающий

Обработка данных; соотнесение результатов с поставленной целью; анализ полученных данных; корректировка плана мероприятий, используемых методик в соответствии с результатами; разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных

май – сентябрь 2021г.

Внедренческий

Распространение результатов проекта на заседаниях районного методического объединения учителей-логопедов, на личном сайте, через участие в конкурсах различного уровня

май – сентябрь 2021г.

План работы с детьми 5-6 лет на 2019 – 2020 г. г,

по теме: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

1

«Мой маленький друг».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать собак, раскрашивать его жесткой кисточкой. Развивать умение держать кисточку перпендикулярно к листу. Расширить знания о домашних животных. Воспитывать доброжелательные отношения к животным.

2

«Стройка» (коллективная работа).

Рисование печать по трафарету.

Учить детей рисовать с трафаретом, оставлять печать рисунка, чтобы получить изображение стройки, расширять знания об окружающем мире: о работе на стройке, о строительных специальностях.

3

«Виноград».

 Рисование манкой.

Учить детей рисовать кость винограда с приемом смешивания и разведения гуаши с манкой. Расширять представления о форме, размере, цвете. Закреплять знания о фруктах. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

4

«Грибы в корзине».

Рисунки из ладошки.

Учить рисовать грибы с помощью своей ладошки (обводят руку простым карандашом, дорисовывают шляпки, корзину и раскрашивают). Расширить знания детей о грибах. Воспитывать любовь к родной природе.

Октябрь

1

«Осенние листья».

Рисование печать листьями.

Учить детей создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа. Развивать эстетическое восприятие колорита в природе. Воспитывать любовь красоте природы.

2

«Цыплята».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать цыпленка (несколько цыплят) в движении. Совершенствовать технику рисования тычком. Воспитывать познавательный интерес к домашним птицам.

3

«Кто пасется на лугу?»

Рисование акварелью по туши.

Учить детей рисовать корову по трафарету. Знакомить с работой тушью, упражнять в работе с акварелью. (Контур коровы обвести тушью, раскрасить ее акварелью). Развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук. Воспитывать любовь к домашним животным.

4

«Зайчик».

Рисование с помощью печати гофрированной бумагой.

Учить детей рисовать зайчика, пользуясь техникой печати: промазать силуэт зайчика белой гуашью и приложить покрашенной стороной к листу, мордочку дорисовать тонкой кисточкой. Развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе. Воспитывать гуманное отношение к миру животных.

Ноябрь

1

«Жираф».

Рисование брызгами.

Учить детей рисовать жирафа, прикладывая трафарет, набрызгать фон краской с помощью зубной щетки. Развивать умение аккуратно брызгать и правильно располагать рисунок. Воспитывать интерес к животным жарких стран.

2

«Домик для зайчика».

Рисование цветным клейстером.

Учить детей рисовать домик для зайчика и раскрасить его цветным клейстером разных цветов. Развивать воображение и фантазию при придумывании узоров для домика. Воспитывать желание помочь зайчику.

3

«Сказочный домик».

Рисование акварелью по туши.

Продолжать учить детей рисовать домик с разными пристройками из геометрических фигур. Закрепить работу тушью, упражнять работу с акварелью. Развивать изобразительные умения и навыки. Воспитывать любопытство к различным постройкам.

4

«Зимний лес».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать зимний лес методом тычка. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Закрепить время года (зима). Воспитывать любовь к зимней природе.

Декабрь

1

«Снежная семья».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать снеговиков разных размеров. Закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях. Совершенствовать технику рисования тычком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и внимание своим близким.

2

«Маленькая елочка».

Рисование мятой бумагой и пальчиками.

Учить детей рисовать мятой бумагой и украсить ее пальчиками. Развивать знания детей о праздниках и нарядных елках. Воспитывать праздничное настроение.

3

«Лыжник».

Рисование манкой.

Учить детей рисовать по трафарету лыжника, намазать клеем контур и насыпать манки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к спорту.

4

«Дед Мороз и Снегурочка».

Рисование ватными палочками.

Учить детей обводить по трафарету Деда Мороза и Снегурочку и украсить их одежду ватными палочками. Развивать умение придумывать узоры для одежды. Воспитывать желание помогать другим.

Январь

1

«Снежинки».

Рисование ватными палочками.

Учить детей рисовать ватными палочками снежинки. Развивать умение располагать снежинки по всему листу. Воспитывать интерес к природным явлениям.

2

«Листочки, цветочки, снежинки».

Рисование печать картошкой.

Учить детей рисовать методом печати картошкой. Листочки: зеленые, желтые; цветы разноцветные; снежинки. Закреплять времена года. Развивать умения пользоваться картошкой. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

3

«Мой любимый свитер».

Рисование печать поролоном.

Познакомить детей с приемом печать поролоном. Учить детей составлять элементарный узор для свитера. Развивать воображение и инициативу. Закреплять знания цветов. Воспитывать интерес к разным узорам.

4

«Поезд».

Рисование печать гофрированной бумагой.

Учить детей рисовать поезд, используя прием - печать гофрированной бумагой. Развивать умение правильно располагать изображение на листе, различать и называть цвет и формы. Воспитывать аккуратность при работе.

февраль

1

«Самолет, танк, корабль».

Рисование брызгами.

Учить детей рисовать самолет, танк, корабль техникой набрызгав. Развивать моторику рук. Закрепить разновидности транспортов (вводный, воздушный, наземный). Воспитывать уважение к труду взрослых.

2

«Золотая рыбка».

Рисование ватной палочкой.

Учить детей рисовать рыбку, раскрасить ватной палочкой методом тычка. Расширять представления о рыбках. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать любовь к живой природе.

3

«Звездное небо».

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Учить детей рисовать звезды и луну восковыми мелками, раскрасить небо акварельной краской. Развивать световосприятие и зрительно-двигательную координацию. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

4

«Подарок маме».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка. Развивать чуткость к восприятию красоты. Воспитывать желание делать подарки родным и близким.

март

1

«Кружка».

Рисование пальчиками.

Учить детей украшать кружку пальчиками. Расширять представления о форме, расположении и размере частей кружки. Расширять их знания о посуде. Упражнять в рисовании узоров. Воспитывать эстетический вкус к узорам.

2

«Вкусное печенье».

Рисование методом печати (картофель, морковь, разные пробки).

Учить детей рисовать печенье разной формы, цвета, размера, методом печати разным материалом. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать уважение к труду повара – кондитера.

3

«Близнецы».

Рисование методом монотипия.

Учить детей рисовать на одной половинке листа рисунок, вторую половинку намочить, потом сложить рисунок пополам. Развивать воображение, фантазию и самостоятельность при выборе рисунка. Воспитывать аккуратность при работе с акварелью.

4

«Береза весной».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать березу весной с жесткой кистью. Уточнять знания о временах года, уточнять признаки весны. Развивать наблюдательность, память и эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитывать любовь к родному краю.

Апрель

1

«Подводный мир».

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Учить детей рисовать разных рыб, ракушек, водорослей, камушек восковыми мелками, воду нарисовать акварелью. Развивать умение придумывать сюжет подводного мира. Воспитывать любопытство к подводному царству.

2

«Бабочка».

Рисование монотипия предметная.

Упражнять детей в работе акварельными красками с использованием техники монотипия предметная. Закреплять умение складывать лист пополам. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

3

«Весеннее дерево».

Рисование раздувание тушью, мятая бумага, гуашь.

Учить детей рисовать дерево методом раздувание тушью, листочки нарисовать мятой бумагой и гуашью. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать любовь к природе.

4

«Расцвели одуванчики».

Рисование методом тычка жесткой кистью.

Учить детей рисовать одуванчики методом тычка (большие, маленькие овалы и круги). Учить располагать цветы по всему листу бумаги. Закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

План работы с детьми 6-7 лет на  2020 – 2021 г.

по теме: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

«Игрушки».

Рисование методом тычка жесткой кистью.          

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, расширять представления о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

2

«Здания».

Рисование акварелью по туши.

Продолжать знакомить их с работой тушью, упражнять в работе с акварелью, развивать зрительно- двигательную координацию, моторику рук, воспитывать аккуратность в работе.

3

«Яблоко». «Груша». Рисование с использованием манки.

Продолжать знакомить детей с разными способами рисования кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, упражнять в смешивании и разведение гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания о фруктах, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

4

«Овощи на подносе». Рисование акварелью по туши.

Продолжать знакомить с работой тушью, упражнять в работе с акварелью, развивать у детей представления о форме предметов, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику, воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Октябрь

1

«Ветка рябины». Рисование пальчиком.

Продолжать знакомить детей со способом рисования пальчиком при рисовании ягодок рябины, прикладыванием кисточки для получения листочков, расширить умения и навыки изображения, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к родной природе.

2

«Уточка».

Рисование ватной палочкой.

Продолжать рисовать ватными палочками с помощью методом тычка, расширять их представления о форме, расположении и размере частей птицы, расширять знания о птицах, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

3

«Котята».

Рисование с использованием пищевой пленки и трафаретов.

Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать зрительно- двигательную координацию, моторику рук, воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4

«Ежик».

Рисование сухой кистью.

Продолжать учить рисовать сухой кистью ежика, развивать у детей изобразительные и умения, зрительно-двигательную координацию, моторику рук. Воспитывать любовь к животным.

Ноябрь

1

«Черепаха».

Рисование с восковыми мелками и акварелью.

Учить изображать черепаху, развивать цветовосприятие и чувство композиции, воспитывать эстетическое восприятие природы.

 2

«Разные дома». Рисование восковыми мелками через трафареты.

Учить детей рисовать разные дома через трафарет, упражнять в расположении изображения на листе, закрепить силу нажима при рисовании восковыми мелками. Развивать зрительный контроль за движением рук. Воспитывать интерес к строительным объектам

 3

«Улица города». Рисование рельефной бумагой.

Учить детей изобразить улицу города, пользуясь рельефной бумагой, закреплять умения располагать изображение на листе, развивать зрительный контроль за движением рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

4

«Зимний лес».

 Рисунки из ладошки.

Учить рисовать зимний лес с помощью ладошки (обвести свою ладонь простым карандашом, каждый пальчик оформляют, как разные деревья), снег рисуем методом тычка - ватными палочками, развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.

Декабрь

1

«Сказочный домик». Рисование акварелью по туши.

Учить детей рисовать сказочный домик, пользуясь тушью и акварелью, развивать представления о форме частей предмета, воспитывать художественный вкус.

 2

«Елочка нарядная». Рисование кусочками поролона и пальчиками.

Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Упражнять в рисовании кусочками поролона и пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

 3

«Человек в движении»   (Кукла).

Рисование акварелью по туши.

Учить детей рисовать человека в движении, расширить их представление о строении человека, упражнять в работе с акварелью и тушью, развивать зрительно- двигательную координацию рук, воспитывать аккуратность при работе.

 4

«Рукавички». Рисование ватной палочкой.

Учить детей украшать рукавички ватными палочками с помощью методом тычка, расширить их представление об одежде и разнообразие узоров, развивать изобразительные навыки и умения, зрительное восприятие, воспитывать любовь к искусству.

Январь

1

«Комнатное растение». Рисование поролоном и рельефной бумагой.

Рассмотреть с детьми комнатные растения, обратить внимание на особенности строения и характерные признаки. Учить рисовать горшок методом печати рельефной бумагой, цветы и листочки напечатать поролоном, развивать представление о строении, о форме и цвете растения, воспитывать любовь к живой красоте.

2

«Времена года- снежинки, листочки, цветочки».

Рисование воздушными фломастерами.

Учить изображать явления природы на бумаге с помощью волшебных фломастеров. Развивать длительный и плавный выдох. Воспитывать любовь к природе.

3

«Платочек».

 Рисование с двумя инструментами (два карандаша вместе соединены скотчем).

Учить детей украшать платочек двумя инструментами, упражнять детей в рисовании вертикальных и горизонтальных прямых линий, развивать моторику рук, зрительный контроль за движениями руки, воспитывать интерес к занятию.

                                                4

«Плывет, плывет кораблик».

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Продолжать учить детей изображать корабль, передавая особенности строения и внешнего вида, располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью, развивать мелкую моторику рук пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, воспитывать интерес к водным транспортам.

февраль

1

«Летят самолеты». Рисование с использованием печати пищевой пленкой.

Продолжать знакомить детей техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

2

«Обои в моей комнате». Рисование с печатью: морковка, картошка.

Дать детям понятие «интерьер». Объяснить зависимость интерьера комнаты от ее назначения и характера людей, живущих в ней. Учить детей придумывать узор для обоев, пользуясь морковкой и картошкой, развивать моторику рук, воображение и фантазию, воспитывать художественный вкус.

3

«Открытка для мамы». Рисование воздушными фломастерами и печать по трафарету.

Учить детей рисовать различные цветы, использовать различные техники, развивать мелкую моторику рук, воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

4

«Торт».

Рисование пальчиками.

Учить детей рисовать и украшать торт пальчиками, расширять их представления разнообразной пищи, развивать изобразительные умения и навыки, моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе.

март

1

«Красивая тарелочка». Рисование цветным клейстером.

Учить детей рисовать тарелку, упражнять в рисовании узоров с разной техникой и материалов, уточнить знания о посуде, развивать ориентировку на листе, моторику рук. Воспитывать эстетическое восприятие.

2

«Прическа куклы». Рисование с двумя инструментами.

Учить детей придумывать прическу для куклы, упражнять в рисовании кривых линий               (пружинки), развивать фантазию и воображение, моторику рук. Воспитывать интерес к разным прическам

3

«Ранняя весна». Рисование монотипия пейзажная.

Учить рисовать состояние погоды: мокрый снег, лужи, туман, ветер; совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны, развивать умение располагать рисунок на весь лист, воспитывать любовь к окружающему миру.

4

«Самолет» Рисование восковыми мелками с использованием рельефного трафарета.

Учить детей рисовать самолет восковыми мелками и раскрасить его. Раскрасить фон акварельными красками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к технике.

Апрель

1

«Ветка первыми листьями».

Рисование печатью.

Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны, учить рисовать веточку березы с кисточкой, печатками ставить зеленые листочки, развивать умение пользоваться разными техниками рисования. Воспитывать любовь к родному краю.

2

 «Одуванчик». Рисование акварель + тушь.

Учить детей рисовать одуванчики тушью и раскрасить акварельными красками. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений; добиваться четкого и аккуратного изображения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3

«Аквариум».

Рисунки из ладошки.

Учить рисовать мокрый фон губкой (аквариум), рыбок ладошкой, водоросли и камушки с кисточкой, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, воспитывать любовь к уголку природы.

4

«Тучка».

Рисование тушью по мокрому.

Учить детей рисовать на мокром фоне тучку и дождь тушью, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к природе.

План работы с родителями, дети 5-6 лет на 2019 –2020 г. г.

по теме: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Выставка рисунков «Золотая осень»

Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Октябрь

Изготовление пособий, игр на мелкую моторику, инструменты и материалы для нетрадиционного рисования

Привлечь родителей в оказании посильной помощи

Ноябрь

День открытых дверей, показ пальчиковых игр, самомассажа, игра на мелкую моторику, совместное рисование с использованием нетрадиционных материалов

Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать знакомить с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, игр на мелкую моторику, привлечь к совместному творчеству с детьми

Декабрь

Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук»

Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования

Январь

Мастер-класс с родителями (родительское собрание)

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми

Февраль

Семейный конкурс по изготовлению открыток к Дню защитника отечества

Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Март

День открытых дверей «Что мы рисуем…»

Привлечь внимание родителей к нетрадиционным техникам рисования

Апрель

Консультация «Творим без кисточки»

Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования

Май

Фотовыставка «Наши работы»

Привлечь участие к фотовыставке

План работы с родителями, дети 6-7 лет на 2020 –2021 г. г.

по теме: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Выставка «Краски осени»

Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования

Октябрь

Консультация «Нетрадиционное рисование в жизни старшего дошкольника»

Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования и раскрыть значение нетрадиционного рисования

Ноябрь

День открытых дверей, показ НОД с элементами нетрадиционного рисования

Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать знакомить с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Декабрь

Консультация «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук в жизни ребенка»

Рассказать родителям об играх, ответить на все интересующие их вопросы.

Январь

Консультация «Обучение детей письму»

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности

Февраль

Конкурс открыток «День защитников Отечества»

Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности

Март

Участие в конкурсе «Открытка для мамы»

Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности

Апрель

Выставка рисунков «Космос»

Продолжать знакомить родителей нетрадиционными техниками рисования

Май

Участие в акции «День Победы!!!»

Привлечь к участию в фотовыставке, в районных акциях

Диагностика предпосылок дисграфии у дошкольников

Для определения предпосылок возникновения дисграфии за основу взята разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. В методике используются пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.Е. Филичевой (1973), О.Б. Иншаковой (1998). Диагностика детей проводится в старшей и подготовительной группе 2 раза в год: в сентябре и в мае.

Старшая группа (5-6 лет)

Исследование мелкой моторики

  1. Исследование кинестетической основы движений.

 Педагог: Выполни мои инструкции.

Баллы

Пробы

Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе.

Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).

Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

  1. Исследование кинетической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

Баллы

Пробы

Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»).

Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).

« Игра на пианино ».

Изменение положения кистей рук (1 - кулак, 2-выпрямленная ладонь и наоборот).

Кулак - ребро - ладонь.

Оценка состояния мелкой моторики

1 балл

выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе

0,5 балла

заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла

наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении  движений

0 баллов        

отказывается от выполнения задания

Итог: 9 проб, 9 баллов

Подготовительная группа (6-7 лет)

Исследование мелкой моторики

  1. Исследование кинестетической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе.

Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).

Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

  1. Исследование кинетической основы движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»).

Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).

« Игра на пианино ».

Изменение положения кистей рук (1 - кулак, 2-выпрямленная ладонь и наоборот).

Кулак - ребро - ладонь.

Оценка состояния мелкой моторики

1 балл

выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе

0,5 балла

заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла

наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении  движений

0 баллов        

отказывается от выполнения задания

Итог: 9 проб, 9 баллов

Перспективы дальнейшего развития проекта

Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

В перспективе в целях предупреждения нарушения письма у дошкольников посредством методов арт-терапии возможна разработка дидактического инструментария для других групп среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Литература

  1. Доронова, Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.
  3. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми  — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. 
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с. 

  6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

  7. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом СПб.: Питер, 2008. — 96 с: ил. — (Детскому психологу). — ISBN 978-5-388-00098-9.

  8. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи : Метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская; Под ред. О. В. Защиринской. - СПб. : Речь, 2005. - 176 с. - ISBN 5-9268-0320-9.

  9. Информация из интернета.
  10. Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.
  11. Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет.р
  12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М.: Просвещение, 1993.
  13. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение М.: Просвещение, 1982. — 128 с.

Муниципальный конкурс «Педагогический дебют года Советского района – 2019»

Срещикова София Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка» г. Советский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда де...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...