Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон речи, связной речи; импрессивной и экспрессивной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_sam_r.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра дефектологии
Курсовая подготовка
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Самостоятельная внеаудиторная работа №1
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Слушатель курсов:
Болотова Наталья Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида №17»
город Сергиев Посад
Проверила: Малева З.П.,
канд.педаг.наук, доцент
Г.Сергиев посад 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение.
- Принципы коррекционной работы.
- Основные задачи коррекционной работы.
- Виды занятий.
- План-схема коррекционного обучения детей с ОНР.
- Библиографический список.
- Введение.
Нарушения чтения и письма в психолого-педагогической классификации рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений.
Таким образом содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон речи, связной речи; импрессивной и экспрессивной речи. (Звуковой стороны речи: правильного звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия и дифференциации. Смысловой стороны речи: лексического запаса, грамматического строя речи, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.)
- Принципы коррекционной работы.
Коррекционная работа строится на следующих принципах:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, который направлен на обогащение речемыслительной деятельности.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, направленный на формирование речевого высказывания.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка предполагает особую организацию процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практически-грамматических обобщений.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на речевую активность.
- Принцип развития предполагает создание условий для общего развития речевых функций.
- Принцип системного подхода.
- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
- Основные задачи коррекционной работы.
- Развитие понимания речи.
- Формирование звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза).
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Обучение детей самостоятельному высказыванию.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Виды занятий.
- По формированию произношения.
- По формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи (фронтальные занятия).
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи коррекция направлена на нормализацию звукопроизношения, различение оппозиционных звуков, звуковой и звукобуквенный анализ и синтез. У детей с общим недоразвитием речи коррекция направлена на всю структуру лингвистического дефекта: звукопроизношение, различение оппозиционных звуков, звуковой и звукобуквенный анализ и синтез, слоговая структура речи, лексический запас, грамматический строй речи и связная речь.
- План-схема коррекционного обучения детей с ОНР.
Этапы коррекционной работы | Содержание коррекционно- воспитательной работы |
1 этап 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Работа по коррекции звукопроизношения только индивидуально. | I вид)Занятия направлены на закрепление правильного произношения звуков (на материале слов, предложений, текстов), развитие фонематического слуха и восприятия, овладение навыками элементарного анализа и синтеза, развитие слухо-речевой памяти (лексический материал на занятиях должен быть насыщен только правильно произносимыми и изучаемыми звуками, смешиваемые звуки исключаются). II вид) На индивидуальных занятиях отрабатываются точные и координированные движения рече-двигательного аппарата, уточняется произношение имеющихся простых звуков (а, у, о, э, и, м, м*, н, н*, п, п*, т, т*, в, в*, ф¸ ф*, б, б*), осуществляется постановка и закрепление отсутствующих звуков (к, к*, г, г*, х, х*, л*, й, ы, с, с*, з, з*, р) и развивается фонематический слух (производится различение на слух гласных и согласных , выделяется первый ударный звук в словах, проводится анализ звукового сочетания типа «ау, уа»). Фронтальные занятия по формированию лесико-грамматических средств языка предусматривают: - развитие понимания устной речи (вырабатывать умение вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщённое значение слов); - подготовку к овладению диалогической формой общения; - практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками: на-, по-, вы-; - усвоение притяжательных местоимений (мой, моя, мои) в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа, настоящего и прошедшего временами глаголов, существительными в винительном, дательном и творительном падежах; - умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения первого лица единственного числа в изъявительное наклонение третьего лица единственного числа настоящего времени); - овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации движений, по картинке и по моделям; - закрепление навыка составления простого рассказа. |
3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 занятия по развитию звуковой стороны речи. | I вид)Занятия по произношению: 1) направлены на закрепление в речи правильного произношения звуков, уточнённых и исправленных на индивидуальных занятиях в первом периоде. 2)Постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искажённо произносимых звуков. 3) Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. 4) Формирование фонематического восприятия основе чёткого различения звуков и признаков: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость. 5) Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза (выделение звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определение наличия звука в слове, гласного в прямом слоге и односложных словах). II вид) Лексико-грамматические средства и связная речь. 1)Уточнение представлений детей об основных цветах и оттенках. 2) Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесённости с продуктами питания, материалами. 3) Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по их назначению и по вопросам: какой, какая, какое, какие. 4) Упражнения в составлении сначала двух, а затем и трёх форм одних и тех же глаголов, изменении формы глаголов третьего лица единственного числа на формы первого лица единственного и множественного числа. 5) Употребление предлогов: на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных. 6) Совершенствование навыка подготовленного диалога (просьба, беседа). 7) Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путём введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. 8) Составление коротких рассказов по картинке, серии картинок, рассказов-описаний, пересказов. |
3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 занятия по развитию звуковой стороны речи. | I вид) Занятия по произношению: 1)Усвоение и закрепление звуков: л, с, ш, з, р, р*, л*, с*, щ, з* в прямом слоге (в твёрдом и мягком звучании). 2) Дифференциация звуков по участию голоса (глухие-звонкие, твёрдые-мягкие), по месту образования. 3) Овладение навыками звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога, односложных слов. II вид) Лексико-грамматические средства и связная речь. 1)Закрепление навыков образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов: -ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-. 2) Образование менее употребительных притяжательных прилагательных. 3) Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-, -оньк-. 4) Усвоение наиболее простых слов-антонимов. 5) Уточнение значений обобщающих слов. 6) Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 7) Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах. 8) Составление разных типов предложений (простые распространённые из 5-7 слов, предложений с противительными союзами в облегчённом варианте, сложноподчинённые предложения с придаточными причины, с дополнительными придаточными, выражающими желательность/нежелательность действия). 9) Преобразование предложений путём изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога, вида. 10) Умение определять количество слов в предложении в своей и чужой речи. 11) Умение выделять предлог как отдельное служебное слово. 12) Развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий. 13) Закрепление навыка составления рассказа по картине и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.). 14) Составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций и использованием лексического материала, ранее отработанного и нового. |
- Библиографический список.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. - 368 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
- Логопедия: методическое наследие / авт.-сост. Р. И. Лалаева; под ред. Л. С. Волковой. М.: Владос, 2003. - 304 с.
- Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Логопедия. 2008. №3. С.5-9.
5. Детская патопсихология. Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., - М., Когито-Центр, 2004.- 351с.
6. Лекции Бессоновой Т.П., Дружиловской О.В., Ворошиловой Е.Л..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР
Коррекционные задачи, виды работ у упражнений по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР...
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....