Цикл занятий по постановке и автоматизации звука
учебно-методический материал по логопедии

Назмутдинова Эльвера Данисовна

Цикл занятий по постановке и автоматизации звука 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_po_postanovke_i_avtomatizatsii_zvuka_sh.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по постановке и автоматизации звука – Ш-

Занятие №1: постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие:

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.


Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.


Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.


«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.


Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука.

1-й способ при губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш


7. Итог занятия.

Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!















Занятие №2: Автоматизация звука Ш в слогах и словах

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический   слух;   силу   ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».  

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой:   мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

дорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина-   шкаф-   шапка-   подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок                          Мышка моется под душем,

наш веселый …                                     моет хвостик, моет…              

Вот бежит малышка                              Зашуршали тихо шины –

Серенькая …                                         Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?


































Занятие №3: Автоматизация звука [ш]

Цели: Коррекционно-образовательные

закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];

закрепление понятия "согласный звук";

формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа "ка-ша";

Коррекционно-развивающие

  • упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
  • развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  • развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
  • развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

  • воспитание желания говорить красиво, правильно.
  • активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Предварительная работа:

  • работа по развитию просодической стороны речи;
  • артикуляционные упражнения;
  • постановка звука [ш];
  • игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
  • обучение анализу прямых слогов типа - ша.

Оборудование: мягкая игрушка - "заяц", символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра "Логопедическое лото", дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.

II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).

Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:

ш-ш-ш - (зайчишка насторожился),

ш-ш-ш - (трусишка испугался),

но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки в шуме леса ты слышал?

Ребенок. Звук - ш-ш-ш.

Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.

Ш. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

"Лягушка-хоботок"

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

«Чашечка»

Язык широкий положи,
А края приподними. 
Получилась чашка, 
Кругленькая чашка.

"Вкусное варенье"

"Фокус"

IV. Звукокоподражание.

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

V. Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)

Проверяем: "колокольчик" в горлышке звенит или нет? (нет)

Значит, звук [ш] какой? (глухой)

Он еще всегда твердый.

Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"

"Услышишь звук [ш] - подними символ"

та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.

VII. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог - аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;

б) повтори слог - аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;

в) повтори слог - ашма столько раз, сколько я выложу фишек;

VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Физкультминутка.

Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.

X. Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.

- дидактическая игра "Угостим зайку обедом"

В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово "каша".

- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

- какое слово получилось? (каша)

- сколько звуков в этом слове? (4)

- выложи схему этого слова с помощью символов.

XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.

Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:

  • Ша-ша-ша - ах, как каша хороша!
  • Шу-шу-шу - морковь я в кашу покрошу.
  • Ши-ши-ши - ешьте кашу, малыши.

XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.

Ребенок по фотографиям составляет предложения.

- У нас в группе много игрушек.

- Мы строим гараж для машин.

- Миша и Даша играют в шашки.

- На занятиях мы пишем буквы.

XIII. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Артикуляция, характеристика звука.

Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")

Постановка звуков [Ш, Ж, Щ, Ч].

Постановка звука [Ш].

СПОСОБ  1.  Постановка звука [ш] от звука [т].

  • Ребёнок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук.
  • Затем, широко улыбнувшись, ребёнок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребёнок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.
  • При длительном произнесении звука [т] рот ребёнка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребёнок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он приоткрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струёй.
  • Затем ребёнок сразу должен «шипеть» как змея. Во время длительного произнесения  звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щёки ребёнка около углов рта так, чтобы губы выступали вперёд (рупором). От этого звука [ш] станет совсем точным.
  • В дальнейшем ребёнок должен сам округлить губы (можно перед зеркалом).

СПОСОБ  2.  Постановка звука [ш] от правильного звука [с].

Постановка звука  [с] при верхнем положении языка.

  • Ребёнок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (показать ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с]. 
  • Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.

Окончательная постановка звука [ш].

  • Ребёнок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечёткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш].
  • Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребёнка и выдвиньте вперёд его губы.
  • В дальнейшем ребёнок должен округлить губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ  3.   Постановка звука [ш] от правильного звука [р].

  • Пусть ребёнок длительно произносит звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке).
  • Затем нужно произнести этот звук шёпотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш].
  • Скажите ребёнку, что так «шипит» змея.
  • Округлите ребёнку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.
  • В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ  4.   Постановка звука [ш] с механической помощью.

  • Пусть ребёнок длительно произносит звук [с] при верхнем положении языка (см. 2 способ). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.
  • Во время такого произнесения вы вводите в рот ребёнка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш].
  • В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ  5.   Постановка звука [ш] по показу артикуляции.

  • Отработать артикуляционное упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].
  • Ребёнок должен открыть рот, сделать «чашечку» языком и прислонить «её край» (широкий  кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной стороны).
  • В этом положении ребёнок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в неё чай»). Выдох нужно ощущать на приставленный ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.
  • Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.
  • Всё это время ребёнок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечёткий свистящий звук сначала заменится на звук [с], затем послышится звук [ш].
  • Когда научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], так шипит змея.
  • В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».
  • Во время длительного «шипения» округлите губы ребёнка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].
  • В дальнейшем ребёнок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ  5.   Постановка звука [ш] на вдохе.

  • Ребёнок длительно произносит звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.
  • Затем пусть выдохнет воздух и произнесёт этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. Важно, чтобы ребёнок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его «как через соломинку), в щёлку между верхними резцами и кончиком языка.
  • После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислонённым к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.
  • Укажите ребёнку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трётся об альвеолы, чувствуется холодок.
  • Пусть ребёнок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».
  • Затем ребёнок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом  этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами).
  • Укажите ребёнку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.
  • После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).
  • Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперёд губы ребёнка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов.

  • Если у ребёнка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.
  • ставить звук [ш]  лучше всего пятым способом. Если ребёнок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвёртым способом.
  • При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш]  лучше ставить первым, вторым, третьим и шестым способом. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.
  • Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.
  • Если у ребёнка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жёстким.

Звук можно ставить первым способом. Тогда звук  [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвёртым и пятым способами. Во всех случаях язык ребёнку придётся продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придётся полагаться на собственный слух: как только в произношении ребёнка послышится звук [ш] – нужная точка артикуляции найдена.

Когда у ребёнка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш].

После автоматизации звука [ш] в словах можно ставить звук [ж]. Вначале ребёнку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж]. Взрослый прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребёнком произносит звук [ш] и добавляет голос. Одной ребёнок ощущает вибрацию голосовых связок у взрослого, другой – у себя. Изолированный звук [ж] закрепляют в слогах.

Постановка звука [Ч].

Прежде всего, попытайтесь поставить звук [ч] первым способом.

СПОСОБ  1.  Постановка звука [ч] от правильного звука [т`].

  • Ребёнок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти-ти-ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.
  • Предварительно такое произношение можно потренировать с открытым ртом (перед зеркалом).
  • В то время как ребёнок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щёки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперёд его губы. В этом положении вместо [ти-ти-ти] будет слышаться [чи-чи-чи]. Предупредите ребёнка, что звучание звука [т`] изменится, и предложите вместе посмотреть, какой звук в итоге выйдет.
  • Обратите внимание ребёнка на этот звук «кипящего чайника».
  • Пока ребёнок произносит слоги [чи-чи-чи], отпускайте на время его щёки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щёки ребёнка к коренным зубам.
  • После этого пусть ребёнок произносит слоги [чи-чи-чи] самостоятельно.
  • Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «стрекочет кузнечик»).
  • Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребёнку, какой звук он на самом деле выговаривает.
  • В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах [че], [ча], [чу], слоги можно произносить по подражанию.
  • СПОСОБ  2.  Постановка звука [ч] от правильно произносимых звуков [т`] и [щ].
  • Пусть ребёнок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произнесёт звукосочетания[т`щ-т`щ-т`щ] (воздушная струя должна ощущаться на ладони). В результате будет слышаться звук [ч].
  • Для уточнения произношения нажмите пальцами на щёки ребёнка, прижав их к коренным зубам.
  • когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребёнку, какой звук он произносит.
  • В дальнейшем тренируйте его в слогах.

Постановка звука [Щ].

Прежде всего попытайтесь поставить звук [щ] третьим способом.

СПОСОБ  1.  Постановка звука [щ] от правильного звука [ш].

  • Ребёнок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твёрдости-мягкости: [т-т`], [д-д`], [с-с`], [з-з`]. Объясните ему, что первый звук пары твёрдый, а второй – мягкий.
  • Затем называйте твёрдый парный согласный, ребёнок должен называть его парный мягкий.
  • После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко –[ж`] (как будто это парные по признаку твёрдости-мягкости согласные). Пусть ребёнок повторит за вами.
  • Предложите ребёнку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]. Если ребёнок сообразит по аналогии с предыдущими случаями произнести звук [щ] – звук поставлен.
  • Если же нет, предложите ему, длительно произнеся звук [ж`], перейти на тихое, шёпотное его произнесение [ж`-щ].
  • В дальнейшем ребёнок должен сразу произнести звук [ж`] «шёпотом».
  • Когда звук будет выходить у ребёнка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.
  • Закрепляйте произношение звука в слогах [ще], [ща], [щу], [щё], слоги можно произносить по подражанию.

СПОСОБ 2.  Постановка звука [щ] от правильного звука [с`].

  • Ребёнок должен тянуть звук [с`] при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука [ш]).
  • В это время, не прекращая тянуть звук [с`], пусть продвинет кончик языка в глубь рта, так чтобы он оказался прислонённым и внешней стороне альвеол. В результате получится следующее произношение [с`-щ].
  • Если звук [щ] не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука [с`] нажимайте шпателем на кончик языка ребёнка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук [щ].
  • Предупредите ребёнка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «волна набегает на берег»).
  • В дальнейшем ребёнок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя».
  • Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
  • После этого закрепляйте его в слогах (по подражанию).

СПОСОБ 3.  Постановка звука [щ] от правильного звука [ч].

  • Пусть ребёнок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ].
  • Обратите внимание ребёнка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»).
  • Пусть ребёнок как можно дольше тянет этот второй звук.
  • В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).
  • Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег всё реже и реже»).
  • В заключение пусть ребёнок сразу (без предшествующего [ч]) произнесёт звук, похожий на «шум прибоя».
  • Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»).
  • После того как звук произносится ребёнком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов.

  • Если у ребёнка есть признаки дизартрии, звук [ч] можно ставить любым способом, звук же [щ] лучше всего ставить, используя второй или третий способы.
  • Если у ребёнка долго не вырастают зубы, можно воспользоваться любым способом. Все они опираются на использование правильного произношения базовых звуков. При постановке звуков [ч] и [щ] эти базовые звуки ребёнок должен произносить так, как это для вашего случая описано в главах, посвящённых формированию этих звуков.
  • При высоком нёбе звуки [ч] и [щ] будут звучать более полноценно, если кончик будет прикасаться к нёбу ближе к верхним резцам, почти у самых оснований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА -Л-

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешной  адаптации его в социуме. От того, насколько эффективно прово...

перспективный план индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков

Цель: Постановка и автоматизация коррегируемого звука...

Примерные конспекты индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звука [Л]

Постановка звука [Л]Цель. поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.Ход занятия1....

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш

Задачи: - развивать подвижность артикуляционного аппарата- развитие фонематического слуха- развитие навыков звукового анализа- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных- авто...

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

Конспект открытого индивидуального занятия по постановке и автоматизации звука [Ц] с использованием soft skills - технологии (для ММО учителей-логопедов г. о. Химки)

Данное индивидуальное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста при постановке и автоматизации  звука "Ц"....