Цикл занятий по постановке и автоматизации звука
учебно-методический материал по логопедии
Цикл занятий по постановке и автоматизации звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy_po_postanovke_i_avtomatizatsii_zvuka_sh.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по постановке и автоматизации звука – Ш-
Занятие №1: постановке звука Ш
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи;
улучшение мелкой моторики .
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Артикуляционная гимнастика
Статические подготовительные упражнения для языка
«Ковшик»
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок — баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
Динамические упражнения для языка
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Гармошка»
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
3. Постановка звука.
1-й способ при губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.
Нам пригодится деревянный шпатель.
Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.
2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произнесения звука
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
6. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
7. Итог занятия.
Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!
Занятие №2: Автоматизация звука Ш в слогах и словах
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
5. Анализ артикуляции
- Губы округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубы сближены, но не соприкасаются
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
- Средняя часть языка прогибается книзу.
- Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш
(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)
8. Автоматизация в словах.
а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок
дорожку.
б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»:
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Ну вот теперь пора мышке и домой.
г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?
Занятие №3: Автоматизация звука [ш]
Цели: Коррекционно-образовательные
закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
закрепление понятия "согласный звук";
формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа "ка-ша";
Коррекционно-развивающие
- упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
- развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
- развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
- развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные
- воспитание желания говорить красиво, правильно.
- активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.
Предварительная работа:
- работа по развитию просодической стороны речи;
- артикуляционные упражнения;
- постановка звука [ш];
- игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
- обучение анализу прямых слогов типа - ша.
Оборудование: мягкая игрушка - "заяц", символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра "Логопедическое лото", дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.
Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.
II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).
Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:
ш-ш-ш - (зайчишка насторожился),
ш-ш-ш - (трусишка испугался),
но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и зайчишка-трусишка успокоился.
Какие звуки в шуме леса ты слышал?
Ребенок. Звук - ш-ш-ш.
Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.
Ш. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.
"Лягушка-хоботок"
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
"Лопаточка"
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
"Вкусное варенье"
"Фокус"
IV. Звукокоподражание.
Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.
Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.
V. Артикуляция и характеристика звука [ш].
В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).
Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).
Воздух встречает преграду? (Да)
Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)
Проверяем: "колокольчик" в горлышке звенит или нет? (нет)
Значит, звук [ш] какой? (глухой)
Он еще всегда твердый.
Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).
VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"
"Услышишь звук [ш] - подними символ"
та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.
VII. Автоматизация звука в слогах.
а) повтори слог - аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
б) повтори слог - аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;
в) повтори слог - ашма столько раз, сколько я выложу фишек;
VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.
Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.
Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]
(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)
Физкультминутка.
Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.
X. Звуковой анализ и синтез слова "каша".
Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.
- дидактическая игра "Угостим зайку обедом"
В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово "каша".
- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.
- какое слово получилось? (каша)
- сколько звуков в этом слове? (4)
- выложи схему этого слова с помощью символов.
XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.
Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:
- Ша-ша-ша - ах, как каша хороша!
- Шу-шу-шу - морковь я в кашу покрошу.
- Ши-ши-ши - ешьте кашу, малыши.
XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.
Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.
Ребенок по фотографиям составляет предложения.
- У нас в группе много игрушек.
- Мы строим гараж для машин.
- Миша и Даша играют в шашки.
- На занятиях мы пишем буквы.
XIII. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).
Артикуляция, характеристика звука.
Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")
Постановка звуков [Ш, Ж, Щ, Ч].
Постановка звука [Ш].
СПОСОБ 1. Постановка звука [ш] от звука [т].
- Ребёнок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук.
- Затем, широко улыбнувшись, ребёнок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребёнок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.
- При длительном произнесении звука [т] рот ребёнка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребёнок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он приоткрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струёй.
- Затем ребёнок сразу должен «шипеть» как змея. Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щёки ребёнка около углов рта так, чтобы губы выступали вперёд (рупором). От этого звука [ш] станет совсем точным.
- В дальнейшем ребёнок должен сам округлить губы (можно перед зеркалом).
СПОСОБ 2. Постановка звука [ш] от правильного звука [с].
Постановка звука [с] при верхнем положении языка.
- Ребёнок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (показать ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с].
- Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.
Окончательная постановка звука [ш].
- Ребёнок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечёткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш].
- Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребёнка и выдвиньте вперёд его губы.
- В дальнейшем ребёнок должен округлить губы самостоятельно (глядя в зеркало).
СПОСОБ 3. Постановка звука [ш] от правильного звука [р].
- Пусть ребёнок длительно произносит звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке).
- Затем нужно произнести этот звук шёпотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш].
- Скажите ребёнку, что так «шипит» змея.
- Округлите ребёнку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.
- В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).
СПОСОБ 4. Постановка звука [ш] с механической помощью.
- Пусть ребёнок длительно произносит звук [с] при верхнем положении языка (см. 2 способ). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.
- Во время такого произнесения вы вводите в рот ребёнка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш].
- В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).
СПОСОБ 5. Постановка звука [ш] по показу артикуляции.
- Отработать артикуляционное упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].
- Ребёнок должен открыть рот, сделать «чашечку» языком и прислонить «её край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной стороны).
- В этом положении ребёнок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в неё чай»). Выдох нужно ощущать на приставленный ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.
- Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.
- Всё это время ребёнок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечёткий свистящий звук сначала заменится на звук [с], затем послышится звук [ш].
- Когда научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], так шипит змея.
- В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».
- Во время длительного «шипения» округлите губы ребёнка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].
- В дальнейшем ребёнок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).
СПОСОБ 5. Постановка звука [ш] на вдохе.
- Ребёнок длительно произносит звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.
- Затем пусть выдохнет воздух и произнесёт этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. Важно, чтобы ребёнок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его «как через соломинку), в щёлку между верхними резцами и кончиком языка.
- После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислонённым к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.
- Укажите ребёнку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трётся об альвеолы, чувствуется холодок.
- Пусть ребёнок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».
- Затем ребёнок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами).
- Укажите ребёнку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.
- После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).
- Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперёд губы ребёнка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].
Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов.
- Если у ребёнка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.
- ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребёнок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвёртым способом.
- При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше ставить первым, вторым, третьим и шестым способом. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.
- Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.
- Если у ребёнка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жёстким.
Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвёртым и пятым способами. Во всех случаях язык ребёнку придётся продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придётся полагаться на собственный слух: как только в произношении ребёнка послышится звук [ш] – нужная точка артикуляции найдена.
Когда у ребёнка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш].
После автоматизации звука [ш] в словах можно ставить звук [ж]. Вначале ребёнку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж]. Взрослый прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребёнком произносит звук [ш] и добавляет голос. Одной ребёнок ощущает вибрацию голосовых связок у взрослого, другой – у себя. Изолированный звук [ж] закрепляют в слогах.
Постановка звука [Ч].
Прежде всего, попытайтесь поставить звук [ч] первым способом.
СПОСОБ 1. Постановка звука [ч] от правильного звука [т`].
- Ребёнок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти-ти-ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.
- Предварительно такое произношение можно потренировать с открытым ртом (перед зеркалом).
- В то время как ребёнок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щёки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперёд его губы. В этом положении вместо [ти-ти-ти] будет слышаться [чи-чи-чи]. Предупредите ребёнка, что звучание звука [т`] изменится, и предложите вместе посмотреть, какой звук в итоге выйдет.
- Обратите внимание ребёнка на этот звук «кипящего чайника».
- Пока ребёнок произносит слоги [чи-чи-чи], отпускайте на время его щёки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щёки ребёнка к коренным зубам.
- После этого пусть ребёнок произносит слоги [чи-чи-чи] самостоятельно.
- Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «стрекочет кузнечик»).
- Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребёнку, какой звук он на самом деле выговаривает.
- В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах [че], [ча], [чу], слоги можно произносить по подражанию.
- СПОСОБ 2. Постановка звука [ч] от правильно произносимых звуков [т`] и [щ].
- Пусть ребёнок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произнесёт звукосочетания[т`щ-т`щ-т`щ] (воздушная струя должна ощущаться на ладони). В результате будет слышаться звук [ч].
- Для уточнения произношения нажмите пальцами на щёки ребёнка, прижав их к коренным зубам.
- когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребёнку, какой звук он произносит.
- В дальнейшем тренируйте его в слогах.
Постановка звука [Щ].
Прежде всего попытайтесь поставить звук [щ] третьим способом.
СПОСОБ 1. Постановка звука [щ] от правильного звука [ш].
- Ребёнок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твёрдости-мягкости: [т-т`], [д-д`], [с-с`], [з-з`]. Объясните ему, что первый звук пары твёрдый, а второй – мягкий.
- Затем называйте твёрдый парный согласный, ребёнок должен называть его парный мягкий.
- После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко –[ж`] (как будто это парные по признаку твёрдости-мягкости согласные). Пусть ребёнок повторит за вами.
- Предложите ребёнку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]. Если ребёнок сообразит по аналогии с предыдущими случаями произнести звук [щ] – звук поставлен.
- Если же нет, предложите ему, длительно произнеся звук [ж`], перейти на тихое, шёпотное его произнесение [ж`-щ].
- В дальнейшем ребёнок должен сразу произнести звук [ж`] «шёпотом».
- Когда звук будет выходить у ребёнка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.
- Закрепляйте произношение звука в слогах [ще], [ща], [щу], [щё], слоги можно произносить по подражанию.
СПОСОБ 2. Постановка звука [щ] от правильного звука [с`].
- Ребёнок должен тянуть звук [с`] при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука [ш]).
- В это время, не прекращая тянуть звук [с`], пусть продвинет кончик языка в глубь рта, так чтобы он оказался прислонённым и внешней стороне альвеол. В результате получится следующее произношение [с`-щ].
- Если звук [щ] не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука [с`] нажимайте шпателем на кончик языка ребёнка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук [щ].
- Предупредите ребёнка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «волна набегает на берег»).
- В дальнейшем ребёнок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя».
- Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
- После этого закрепляйте его в слогах (по подражанию).
СПОСОБ 3. Постановка звука [щ] от правильного звука [ч].
- Пусть ребёнок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ].
- Обратите внимание ребёнка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»).
- Пусть ребёнок как можно дольше тянет этот второй звук.
- В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).
- Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег всё реже и реже»).
- В заключение пусть ребёнок сразу (без предшествующего [ч]) произнесёт звук, похожий на «шум прибоя».
- Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»).
- После того как звук произносится ребёнком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов.
- Если у ребёнка есть признаки дизартрии, звук [ч] можно ставить любым способом, звук же [щ] лучше всего ставить, используя второй или третий способы.
- Если у ребёнка долго не вырастают зубы, можно воспользоваться любым способом. Все они опираются на использование правильного произношения базовых звуков. При постановке звуков [ч] и [щ] эти базовые звуки ребёнок должен произносить так, как это для вашего случая описано в главах, посвящённых формированию этих звуков.
- При высоком нёбе звуки [ч] и [щ] будут звучать более полноценно, если кончик будет прикасаться к нёбу ближе к верхним резцам, почти у самых оснований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА -Л-
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешной адаптации его в социуме. От того, насколько эффективно прово...
перспективный план индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков
Цель: Постановка и автоматизация коррегируемого звука...
Примерные конспекты индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звука [Л]
Постановка звука [Л]Цель. поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.Ход занятия1....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш
Задачи: - развивать подвижность артикуляционного аппарата- развитие фонематического слуха- развитие навыков звукового анализа- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных- авто...
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
Конспект открытого индивидуального занятия по постановке и автоматизации звука [Ц] с использованием soft skills - технологии (для ММО учителей-логопедов г. о. Химки)
Данное индивидуальное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста при постановке и автоматизации звука "Ц"....