Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Задачи:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата

- развитие фонематического слуха

- развитие навыков звукового анализа

- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных

- автоматизация звука [ш] в словах со стечение согласных

- обогащение словарного запаса

- формировать умение образовывать относительные местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individ_zanyatiya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

по постановке и автоматизации звука Ш

Подготовила: Леонова И.В.

Москва 2018 год

Задачи:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата

- развитие фонематического слуха

- развитие навыков звукового анализа

- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных

- автоматизация звука [ш] в словах со стечение согласных

- обогащение словарного запаса

- формировать умение образовывать относительные местоимения

Оборудование:

- игрушки: кукла, мышка, кошка, собака, мишка;

- предметные картинки: шоколад, шары, ландыш, машинка, карандаш, неваляшка, мышь;

- предметные картинки: конфеты, котлеты, помпушки, пирожные, овсянка, винегрет, картошка, пельмени, колбаса;

- нарисованый «шкаф» с тремя полками;

- схема слова.

Речевой материал:

- загадка:

Пыхтит, как пышка

Косолапый …. (мишка)

- слова со звуком [ш] со стечением согласных:

штаб, штат, штанга, штамп, шторы, штопка, штопор, шторм, штык, штырёк, штиль, штука, штурвал, штурман, штурм, штукатур, шкаф, шкатулка, шкала, шкура, школа, школьник, школьница, швы, швея, шведы, швабра, шхуна, шла, шланг, шлем, шлёпать, шлёпанцы, шли, шлюпка, шляпа, шляпка, шмель, шмыгать, шнур, шнурок, шницель, шпоры, шпроты, шприц, шпалы, шпага, шпагат, шпиг, шпиль, шпион, шпилька, шпинат, шпингалет, шпулька, пшено, шрам, шрифт, марш, фарш, маршрут, вершина,  вершок, ёрш, горшок, торшер, коршун, морж(ш), в шапке, в шубе, в шляпе, в шкафу, в шлеме, в шортах, ковш, от шахты, от шалуна, от шлюпки, от шума, от шмеля.

- слова для словарной работы: подушка, кукушка, раскладушка, неваляшка, шахматы, шиповник, наушники.

- слова для образования относительных прилагательных: мышь, шелк, шутка, шум, плюш, шоколад, шерсть, школа.

1.Организационный момент:

Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш] и побываем в гостях у лесной мышки.

3. Подготовка органов артикуляционного аппарата:

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука [ш])

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. А потом вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»).

4. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] из ряда звуков, слогов, слов

Игра «Поймай звук»

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук [ш], слоги со звуком [ш], слова со звуком [ш]).

5. Развитие навыков звукового анализа.

Выделение звука из состава слова:

- Определи место звука [ш] в словах: мышь, кошка, шарик.

- Мышка решила пригласить гостей. Но сначала она отправилась в лесной магазин и купила подарки своим друзьям. Назови их.

На доске предметные картинки.

- Мышка принесла подарки домой и стала раскладывать их по полочкам. Определи место звука [ш] в этих словах и помоги мышке разложить подарки по трем полочкам.

Составление схемы слова:

- Доскажи словечко и узнай, кто первый пришел в гости к мышке.

Загадка о мишке.

Логопед демонстрирует игрушку-мишку.

- Составь схему слова мишка.

6. Развитие умения произносить трехсложные слова со стечением согласных.

На доске предметные картинки с изображение разных блюд.

- Гостеприимная мышка приготовила угощения для своих друзей. Назови, что ты видишь на праздничном столе (см.речевой материал).

7. Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Обед»

Подадим его мы свежим.

(Руки повёрнуты ладонями вверх, локти сначала согнуты, затем выпрямляются.)

И добавим колбасу.

(В воздухе надо нарисовать цилиндр, совмещая окружности из больших и указательных пальцев, а затем разводя их в стороны.)

Мы решили пообедать

(Зачерпнуть воздух воображаемыми ложками.)

И друзей позвали в дом.

(Надо сделать приглашающий жест.)

Скатерть ровно расстелили,

(Ребята имитируют разглаживание скатерти, можно использовать поверхность стола.)

Ложки с вилками кладём,

(Руки обращены тыльной стороной вверх, совершаются пошаговые движения в разные стороны от середины.)

Взяли ножик, булку режем,

(Совершаются пилящие движения рёберной частью ладони.)

Перемешиваем суп,

(Кулаки надо поставить вертикально и имитировать помешивание.)

Дорогим гостям котлеты,

Посолив и поперчив,

(Руки складываются в щепотки.)

Из мясного фарша лепим.

(Ладошки полукругом по очереди накрывают друг на друга.)

Положили, замесив

(Кисти быстро сжимаются и разжимаются.)

Мы пол-луковицы злой

(Имитируется «собирание слёз».)

И моркови, и грибов,

Крышкой их скорей накрой.

(Горизонтальный хлопок ладонями)

Вот и всё, обед готов.

(Устало провести по лбу тыльной стороной руки.)

8. Автоматизация звука [ш] в словах со стечение согласных

- Когда все гости собрались, мышка предложила поиграть в игру «Повтори за мной» (см. речевой материал)

9. Обогащение словарного запаса.

- А мишка задавал гостям вопросы о словах: «Почему подушку назвали подушкой?»

Ребенок вместе с логопедом пытается объяснить происхождение слов (см. речевой материал)

10. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

- А кошка предложила другую игру. Она называла предмет, а гости изменяли слово так, чтобы оно отвечало на вопрос: какой? Например: вишня – вишневый. (см. речевой материал)

11. Итог занятия:

- Гости хорошо провели время и подняли мышке настроение. Ну а ты им здорово помог. С каким звуком мы поиграли сегодня?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Примерные конспекты индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звука [Л]

Постановка звука [Л]Цель. поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.Ход занятия1....