Логопедический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Мои звуки – мои друзья»
проект по логопедии (старшая группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Формирование правильного произношения зависит от спо­собности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву­ков, т.е. от определённого уровня развития фонематиче­ского слуха, обеспе­чивающего восприятие фонем дан­ного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия по­ступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится воз­можным вычленение отдельных фонем. При этом боль­шую роль играют первичные формы аналитико-синтети­ческой дея­тельности, благодаря которым ребёнок обоб­щает признаки од­них фонем и отличает их от других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический  проект с детьми старшего дошкольного возраста   «Мои звуки – мои друзья»

Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель      

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и  грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве  ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

         Актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель коррекционной группы дадут лучшую  возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Цель  проекта:

  Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

 Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.

Задачи проекта:

1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателей.

2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.

4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.

6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.

7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.

8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.

Направления работы:

- Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей.

-  Воспитатели  - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.

- Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

- Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Этапы реализации проекта:

I этап: Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

·               Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);

·               Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

·               Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);

·               Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);

·               Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

Дети играют:

·               В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

                              

 II этап: Зарядка

На утренней гимнастике проводится:  Дыхательная гимнастика; Различные голосовые разминки.

Используются: Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища)

               

III этап: НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

·        Физкультминутки с различными логоритмическими  моделями и  упражнениями;

·        Физкультминутки с пальчиковыми играми;

·        Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

     

      

V этап: Прогулка.

В течение прогулки проводятся: Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи; Логоритмические игры;  Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка); Подвижные речевые игры.

                                                     

V этап: Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится: Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами); Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

VI этап: После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:        Дыхательную гимнастику; Пальчиковые игры;   Игры с «Весёлым язычком».

       

V этап: Вечер (индивидуальная работа)

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми  аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:

- Отрабатываются  артикуляционные  уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);

- Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

- Проводится мимическая гимнастика;

- Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;

- Автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).

   

Результатом данной работы стало:

1. Развитие внимания у детей к языку,  формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;

2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

3. В ходе данного проекта родители  оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей,  стали ближе и внимательнее по отношению к ним.

4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.

Список использованной литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2015.

2. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2014.

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2012.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2013.

5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 2014.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.

Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Деревья- наши зеленые друзья».

Программное содержание:Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о деревьях, о пользе их в жизни человекаПоддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;Продолжить работу...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука «Ш-Ж»

Конспект занятия, в помощь при работе по дифференциации звуков "Ш-Ж""...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука "С-З"

Конспект занятия по формированию умения дифференцировать звуки изолировано на уровне слога, слова....

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков Р и Л"

Государственное бюджетное дошкольное учреждениеДетский сад № 33 комбинированного видаПетродворцового района               Кор...