Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №3 «Звездочка»
Конспект открытого занятия по произношению для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием.
(РМО учителей-логопедов)
Составила учитель-логопед Бендикс Т.В.
г. Зерноград, 2020
Тема: Звуки «С – З».
Цель: Различение и правильное произношение «С-З».
Образовательная задача: обогащение словаря, активизация
речемыслительной деятельности на базе речевого материала.
Коррекционная задача: закрепление навыка различения и правильного
произношения звуков «С-З» в слогах, в словах, фразах.
Воспитательная задача: воспитание активного устойчивого внимания с
целью результативности в усвоении знаний.
Оборудование: предметные картинки на звуки С, З; профили артикуляции
звуков; карточки – символы звуков С, З; карточки для чтения; поделки
оригами (зайчата и слонята).
.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Повторение правила «Звуки и буквы» (произнося правило дети
указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, воздух):
* Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
II. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать 2 звука. Отгадайте
веселые загадки – складки, и вы узнаете звуки, которые будем различать (картинки – отгадки выставляются на доске):
- Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине огонь да вода. (Самовар)
2) Котлеты с корочкой всегда
Поджарит нам … (Сковорода)
3) Открывай холодный кран
Набирай воды в … (Стакан)
- Как назвать, одним словом все эти предметы? (Посуда)
4) Разгрызёшь стальные трубы,
Если часто чистишь … (Зубы)
5) Чтобы в цель попасть хоть раз
Нужен острый, меткий … (Глаз)
6) Первым пробовать привык
Угощенья все … (Язык)
- Как назвать одним словом, что это? (Части лица)
III. Выделение звуков из следующих слов - самовар, сковорода, стакан, посуда, зубы,
глаза, язык
- Какой звук в начале слова самовар? (сковорода, стакан)
- Какой первый звук в слове зубы?
- Где вы услышали звук С в слове посуда?
- Где вы услышали звук З в словах глаза, язык?
IY. Характеристика звуков «С, З». Сравнение их по артикуляционным и
акустическим признакам и обозначение цветовыми символами.
- Расскажите, в каких замках живут эти звуки, какими символами мы их
обозначаем.
(Ответы детей)
- Звуки «С, З» нужно различать! Эти звуки похожи: оба согласные, положение языка во рту одинаковое – язычок находится внизу (ответы детей с опорой на речевые профили).
- А чем они отличаются?
- Звук С – глухой, З – звонкий.
Повторение чистоговорок (тактильный контроль – руку положить на горло):
*Голос спит: СА – СА – СА
Санки, сало, колбаса.
- Какой звук чаще всего слышался? Поднимите символ.
*Звенит голос: ЗА – ЗА – ЗА
Зайка, запах, стрекоза.
- Какой звук чаще всего слышался? Поднимите символ.
Y. Различение звуков «С – З»:
1) выделение «С –З» на слух с исп. символов ( с закрытыми глазами):
* из ряда согласных: С З Ш Ж З С С и т.д.;
* из ряда слогов: СО, ЗА, ЗО, СО, СУ, ЗЫ, СЫ, ЗУ, ЗНА, ОЗН, СНЫ …;
* из слов: собака, замок, полоса, зонт, сахар, розы, абрикос, забор,
сковорода, сапог, азбука, зоопарк, санки, фасон;
2) преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:
СА – ЗА СТА – ЗДА ЗОЯ – СОЯ ЗАЙКА – САЙКА
СО – СТО - ЗУБ - ЗАХАР –
СУ - СТУ - КОЗА - РОЗА –
СЫ - СТЫ - ЛИЗА - КОЗЫ –
СЭ - СТЭ –
3) воспроизведение слоговых рядов – игра «Запомни, повтори»
са – са – за за – за – са сна – сна – зна
са – за – за за – са – са сна – зна – сна
са – за – са за – са – за зна – сна – сна и т.д.
4) игра «Добавлялка»
- Я начну, а вы кончайте
Хором дружно отвечайте.
В слове слог договори (- СЫ – или – ЗЫ -),
Будь внимательным, смотри!
* БУ … ВЕ… АРБУ…
ТА… МОРО… КОЛБА…
БЕРЁ… ЧА… ВОДОЛА…
YI. Физкультурно-оздоровительный момент:
«Зайка» (имитация действий)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Скок – скок – скок – скок.
Кто-то зайку испугал –
Зайка прыг и убежал.
YII. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического
восприятия. Звуковой анализ слов.
Игра «Запомни, повтори» (хором, индивидуально). У У забора коза, а у сосны лиса.
У зверя зуб, а у Светланы суп.
У Зои зайка, а у Сани сайка.
У Лизы глаза, а у Оксаны коса.
У Захара тазы, а у киски усы.
У избушки замок, а у леса собор.
У избушки замок, а у Сани сапог.
- Назовите предметы, о которых мы сейчас говорили:
*В слове один слог, первый звук С.(Суп)
* В слове первый звук З, а последний – К. (Замок) «Разбросайте» звуки слова ЗАМОК. Сколько их в этом слове? (Пять звуков.) Обозначьте звуки кружочками. На каком месте звук З?
Перед детьми выставляется схема слова лиса.
Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки И, А. (Лиса)
Как вы догадались, что это лиса? Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (Заяц, слон, барсук, зубр и др.)
YIII. Развитие фонематических представлений.
Игра «Чей снимок».
Подарите Сане и Зое предметы, в названиях которых есть звуки «С, З». Слушайте внимательно своих товарищей, на каждый звук поднимайте соответствующие символы.
IX. Произношение звуков «С, З» в предложениях. Анализ состава предложения. Развитие воображения.
- Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
*Наступила осень, зацвели сады.
*На березе созрела земляника.
*Выпал снег, прилетели ласточки.
*Яблоки растут на яблоне.
Придумывание детьми предложений-небылиц. Анализ одного, двух предложений.
2. Подберите нужное по смыслу слово.
- Что можно: завязать …………. бант, шнурки, узел
застегнуть ………. пуговицу, сумку
забить ………… гвоздь
заплести ………... косу
Повторите эти слова. Какой звук слышится в этих словах? (Звук З.) Подберите картинки к этим словам и составьте предложения. Аналогичная работа со словами на звук С.
- Что можно: сложить ………….. кубики, книги, мозаику
срубить ………….. ветку, сосну
сорвать …………. цветок, яблоко, мимозу
X. Пальчиковая разминка «Зайка»
Зайка скок, скок
За кусток и молчок.
Из-за кустика выглядывает
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит –
Зайке спрятаться велит.
Бродит серый волк в лесу-
Он поймал вчера козу.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять.
Волк помчался по дороге
И едва унес он ноги.
XI. Решение проблемных вопросов.
- Если бы я предложила вам живого зайку и игрушечного, заводного, какого бы вы выбрали? Почему вы сделали такой выбор?
XII. Чтение слов. Игра «Составь слово».
Саня и Зоя передали для вас конверты, в которых для каждого есть задание.
Например, в конверте лежит полоска с наклеен. разноцветными квадратами;
отдельно квадратики с написан. буквами; в начале каждой
полоски стоит точка, указывающая на начало слова.
Задание 1: составь слово из букв. Цвет букв должен соответствовать цвету квадрата на полоске.
Слова для чтения: ЗАМОК, КУСОК, КОСЫ, ЗАБОР, КОЗА, САЛАТ.
Задание 2: составь со своим словом предложение, посчитай, сколько слов в предложении.
XIII. Итог занятия.
Произнесение, сопоставление звуков, припоминание слов, картинок на С. З.
Поощрение детей за хорошую работу поделками-оригами (зайчата и слонята).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"
Данное занятие в комплексе с другими позволит сформировать у детей адекватные эмоциональные состояния, научить детей понимать свои чувства и чувства других детей.Все задания выполняются в игровой...
Конспект проведения занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста "Медведь в осеннем лесу"
Конспект по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в технике "рваной" аппликации...
Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ «На помощь другу»
Закрепление знаний детей о насекомых, дифференсация звуков Ш-Ж....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука «Ш-Ж»
Конспект занятия, в помощь при работе по дифференциации звуков "Ш-Ж""...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука "С-З"
Конспект занятия по формированию умения дифференцировать звуки изолировано на уровне слога, слова....
Конспект открытого подгруппового занятия учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Тема "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"
Цель: Формирование звуковой стороны речи.Коррекционно-образовательная задачи:- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме; - Автоматизировать звук [Ш] в словах;- Формировать фо...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков Р и Л"
Государственное бюджетное дошкольное учреждениеДетский сад № 33 комбинированного видаПетродворцового района Кор...