План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков Р и Л"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куликовская Анастасия Дмитриевна

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад № 33 комбинированного вида

Петродворцового района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Куликовская А. Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2024

 

 

 

Тема «Дифференциация звуков [Р] и [Л]

Цель: закрепление у детей навыков четкого произношения и различения звуков [Р] и [Л].

 

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

 

- закреплять представление об артикуляционном укладе звуков [Р] и [Л];

- закреплять умение давать характеристику звуков [Р] и [Л];

- закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;

- закреплять умение дифференцировать звуки [Р] и [Л];

- отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;

- развивать интонационную сторону речи (ритм, тембр, сила голоса);

- формировать у детей умение составлять слова из слогов

- работать над развитием связной речи – умение формулировать ответ на поставленный вопрос;

- продолжать работать над расширением и уточнением словаря.

 

  1. Коррекционно-развивающие:

 

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

- развивать речевое дыхание.

 

  1. Воспитательные:

 

- вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление получать новые знания;

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;

- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- воспитывать речевую активность;

- воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность.

 

 

Интеграция образовательных областей:

- речевая;

- познавательная;

- социально-коммуникативная.

 

Образовательные технологии:

- игровая;

- развивающая.

 

Планируемый результат: расширить знания детей о звуках [Р] и [Л]; развивать фонематический слух, совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.

Подготовка к занятию

Оборудование:

- мальчик Рома и девочка Лада

- балансировочная дорожка

 

Демонстрационный материал:

- сквиши

- кубики резиновые

- карточки с изображением предметов на звуки [Р] и [Л]

- картинки с буквами

- звездочки деревянные

- пластиковые буквы [Р] и [Л]

- разноцветные перья

- штампики (символы звуков)

- изображения мальчика Ромы и девочки Лады

- конверты с заданиями.

 

 

Ход коррекционно-развивающего занятия:

 

Деятельность учителя-логопеда.

Виды заданий

Деятельность детей. Возможные ответы детей.

  1. Организационный момент

 

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

 

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам.

- Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера!»

 

- Ребята, как думаете, что в первую очередь нам нужно взять с собой на занятие? Я Вам подскажу, отличное настроение. Загляните-ка в мой волшебный мешочек. Давайте сейчас возьмем оттуда хорошее красочное настроение и поделимся им друг с другом?! Помним, делаем плавный вдох через нос, медленный выдох через рот, щеки не надуваем.

Дети здороваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: «Хорошее настроение».

Достают из мешочка разноцветные перья и дуют на них.

  1. Основная часть
 

- А сегодня нам предстоит знакомство с девочкой по имени Лада и мальчиком Ромой.

 

- Я расскажу вам историю об этих ребятах.

Однажды Рома и Лада гуляли с мамой в лесу, остановились на красивой лужайке. Мама расстелила плед и предложила детям собрать красивые цветочки, чтобы потом сплести из них веночки. Только попросила далеко не отходить, чтобы не потеряться. А дети так увлеклись, что не заметили, как заблудились. Они очень расстроились.

 

 

- Давайте вспомним, как зовут мальчика и девочку? С каких звуков начинаются их имена? Что мы уже знаем про эти звуки? Как мы их произносим?

 

-Звук [Р] согласный, звонкий, твердый. Губы раскрыты или закрыты? Кончик языка узкий или широкий? Внизу или вверху? А кто знает, язык наш спит или работает (вибрирует)?

 

-Давайте теперь вспомним про звук [Л]. Согласный, звонкий, твердый.

 

-Чтоб тропинку на лужайку поскорее им найти, нужно Ладе и Роме помочь задания пройти. Мы же поможем им?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают «Открыты»,

«Широкий», «Вверху», «Язык работает, вибрирует его кончик».

 

Задание № 1

 

Детям предлагается взять первый конверт, в котором указано задание с повторением слогов по образцу за педагогом.

 

(Педагог демонстрирует моторную программу на переключение с использованием сквишей и резиновых кубиков. Поочередно выкладываются сквиш-кубик-сквиш-кубик-кубик-сквиш, ударяя правой (только левой/поочередно) рукой, проговаривая РА-ЛА-РА-ЛА-ЛА-РА и т. д.)

 

После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание по образцу.

После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки.

 

Задание № 2

 

- Мы сейчас возьмем конверт № 2, если справимся с заданием, это будет второй шаг нашей тропинки к лужайке.

 

- Подберите слова со звуком [Р].

 

- Подберите слова со звуком [Л].

 

- А теперь подумайте, какое слово я хочу сказать?

Ла…, ру…, лы…, ры…, ло…, ра…

 

(Дети с логопедом кладут второй элемент тропинки)

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают по очереди слова на заданные звуки (за сказанное слово берут звездочку)

 

 

Возможные ответы детей

(Лапа, рука, лыжи, рыба, ложка, рак)

 

Задание № 3

 

- В конверте лежат карточки с изображением различных предметов.

 

- Разложите картинки к буквам «Р» и «Л».

 

Одному ребенку дается изображение буквы «Р» и предлагается выбрать и назвать все карточки, в названиях которых есть звук [Р]. Второму ребенку дается изображение буквы «Л» и предлагается выбрать и назвать карточки, в названии которых есть звук [Л].

 

(Дети с логопедом кладут третий элемент тропинки)

 

 

 

 

 

Ребята раскладывают картинки к нужным буквам.

 

 

 

 

Задание № 4

 

- Перед вами листочек, на котором изображены различные картинки и штампики с символами звуков.

 

Сейчас по очереди произносим слово, определяем, какой звук находится (Р или Л), если в слове услышим звук [Р], песенку тигра, напечатайте тигра.

 

Если услышите в слове звук [Л], песенку самолета, напечатайте самолет.

 

- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

 

(Дети вместе с логопедом кладут следующий элемент тропинки).

 

 

По очереди выполняют задание и определяют, какой звук находится в слове.

 

Физкультминутка.

 

 

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

 

Возвращаются на свои места.

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку.

 

 

 

Задание № 5

 

Игра «Закончи слово» («Слово рассыпалось»)

 

- Помогите Роме и Ладе подобрать нужный слог РА или ЛА.

Пи…, шко…, ска…, иг.., детво…, ды…, но…, аку…, жа…, у…, ю…

 

 

-Ура! И с этим заданием вы справились. Молодцы.

 

 

 

 

 

Ребята заканчивают слова подходящими слогами: пила, школа, скала, игла, детвора, дыра, нора, акула, жара, ура, юла.

 

Задание № 6

 

Детям предлагается игра «Один-много»

 

Белый парус- (белые паруса)

Красивое облако-

Морская волна-

Розовое платье-

Голубой карандаш-

Желтая рубашка-

Хрупкий бокал-

Белая ромашка-

 

 

 

 

Дети выполняют задание и проговаривают:

Красивые облака

Морские волны

Розовые платья

Голубые карандаши

Желтые рубашки

Хрупкие бокалы

Белые ромашки

 

Задание № 7

Игра «Скажи наоборот»

 

- Послушай предложения. Добавь в каждое предложение, подходящее по смыслу слово со звуком [Р] или [Л].

 

Дедушка старый, а внук (молодой).

Зимой снега много, а весной (мало).

Баба Яга злая, а Фея (добрая).

Снег белый, а уголь (черный).

Заяц трусливый, а лев (смелый).

Суп горячий, а компот (холодный).

 

Дети кладут последний элемент тропинки

 

 

 

Дети выполняют задание и добавляют

 

 

 

«Весной мало»

«Фея добрая»

«Уголь черный»

«Лев смелый»

«Компот холодный».

 

  1. Итог занятия. Рефлексия.

 

 

- Вот мы и помогли справиться ребятам со всеми заданиями. Наша тропинка привела их к лужайке.

 

- Вы молодцы! Справились с такими непростыми заданиями.

 

- Что вам понравилось?

- Какое задание запомнилось? А какое задание  показалось вам трудным?

 

 

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_roma_i_lada.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад № 33 комбинированного вида

Петродворцового района

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»

Учитель-логопед: Куликовская А. Д.

Санкт- Петербург

2024

Тема «Дифференциация звуков [Р] и [Л]

Цель: закрепление у детей навыков четкого произношения и различения звуков [Р] и [Л].

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять представление об артикуляционном укладе звуков [Р] и [Л];

- закреплять умение давать характеристику звуков [Р] и [Л];

- закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;

- закреплять умение дифференцировать звуки [Р] и [Л];

- отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;

- развивать интонационную сторону речи (ритм, тембр, сила голоса);

- формировать у детей умение составлять слова из слогов

- работать над развитием связной речи – умение формулировать ответ на поставленный вопрос;

- продолжать работать над расширением и уточнением словаря.

  1. Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;

- продолжать развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

- развивать речевое дыхание.

  1. Воспитательные:

- вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление получать новые знания;

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;

- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- воспитывать речевую активность;

- воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность.

Интеграция образовательных областей:

- речевая;

- познавательная;

- социально-коммуникативная.

Образовательные технологии:

- игровая;

- развивающая.

Планируемый результат: расширить знания детей о звуках [Р] и [Л]; развивать фонематический слух, совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.

Подготовка к занятию

Оборудование:

- мальчик Рома и девочка Лада

- балансировочная дорожка

Демонстрационный материал:

- сквиши

- кубики резиновые

- карточки с изображением предметов на звуки [Р] и [Л]

- картинки с буквами

- звездочки деревянные

- пластиковые буквы [Р] и [Л]

- разноцветные перья

- штампики (символы звуков)

- изображения мальчика Ромы и девочки Лады

- конверты с заданиями.

Ход коррекционно-развивающего занятия:

Деятельность учителя-логопеда.

Виды заданий

Деятельность детей. Возможные ответы детей.

  1. Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам.

- Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера!»

- Ребята, как думаете, что в первую очередь нам нужно взять с собой на занятие? Я Вам подскажу, отличное настроение. Загляните-ка в мой волшебный мешочек. Давайте сейчас возьмем оттуда хорошее красочное настроение и поделимся им друг с другом?! Помним, делаем плавный вдох через нос, медленный выдох через рот, щеки не надуваем.

Дети здороваются.

Дети отвечают: «Хорошее настроение».

Достают из мешочка разноцветные перья и дуют на них.

  1. Основная часть

- А сегодня нам предстоит знакомство с девочкой по имени Лада и мальчиком Ромой.

- Я расскажу вам историю об этих ребятах.

Однажды Рома и Лада гуляли с мамой в лесу, остановились на красивой лужайке. Мама расстелила плед и предложила детям собрать красивые цветочки, чтобы потом сплести из них веночки. Только попросила далеко не отходить, чтобы не потеряться. А дети так увлеклись, что не заметили, как заблудились. Они очень расстроились.

- Давайте вспомним, как зовут мальчика и девочку? С каких звуков начинаются их имена? Что мы уже знаем про эти звуки? Как мы их произносим?

-Звук [Р] согласный, звонкий, твердый. Губы раскрыты или закрыты? Кончик языка узкий или широкий? Внизу или вверху? А кто знает, язык наш спит или работает (вибрирует)?

-Давайте теперь вспомним про звук [Л]. Согласный, звонкий, твердый.

-Чтоб тропинку на лужайку поскорее им найти, нужно Ладе и Роме помочь задания пройти. Мы же поможем им?

Дети отвечают «Открыты»,

«Широкий», «Вверху», «Язык работает, вибрирует его кончик».

Задание № 1

Детям предлагается взять первый конверт, в котором указано задание с повторением слогов по образцу за педагогом.

(Педагог демонстрирует моторную программу на переключение с использованием сквишей и резиновых кубиков. Поочередно выкладываются сквиш-кубик-сквиш-кубик-кубик-сквиш, ударяя правой (только левой/поочередно) рукой, проговаривая РА-ЛА-РА-ЛА-ЛА-РА и т. д.)

После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки.

Дети выполняют задание по образцу.

После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки.

Задание № 2

- Мы сейчас возьмем конверт № 2, если справимся с заданием, это будет второй шаг нашей тропинки к лужайке.

- Подберите слова со звуком [Р].

- Подберите слова со звуком [Л].

- А теперь подумайте, какое слово я хочу сказать?

Ла…, ру…, лы…, ры…, ло…, ра…

(Дети с логопедом кладут второй элемент тропинки)

Дети подбирают по очереди слова на заданные звуки (за сказанное слово берут звездочку)

Возможные ответы детей

(Лапа, рука, лыжи, рыба, ложка, рак)

Задание № 3

- В конверте лежат карточки с изображением различных предметов.

- Разложите картинки к буквам «Р» и «Л».

Одному ребенку дается изображение буквы «Р» и предлагается выбрать и назвать все карточки, в названиях которых есть звук [Р]. Второму ребенку дается изображение буквы «Л» и предлагается выбрать и назвать карточки, в названии которых есть звук [Л].

(Дети с логопедом кладут третий элемент тропинки)

Ребята раскладывают картинки к нужным буквам.

Задание № 4

- Перед вами листочек, на котором изображены различные картинки и штампики с символами звуков.

Сейчас по очереди произносим слово, определяем, какой звук находится (Р или Л), если в слове услышим звук [Р], песенку тигра, напечатайте тигра.

 

Если услышите в слове звук [Л], песенку самолета, напечатайте самолет.

- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

(Дети вместе с логопедом кладут следующий элемент тропинки).

По очереди выполняют задание и определяют, какой звук находится в слове.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

 

Возвращаются на свои места.

Дети выполняют физкультминутку.

Задание № 5

Игра «Закончи слово» («Слово рассыпалось»)

- Помогите Роме и Ладе подобрать нужный слог РА или ЛА.

Пи…, шко…, ска…, иг.., детво…, ды…, но…, аку…, жа…, у…, ю…

-Ура! И с этим заданием вы справились. Молодцы.

 

Ребята заканчивают слова подходящими слогами: пила, школа, скала, игла, детвора, дыра, нора, акула, жара, ура, юла.

Задание № 6

Детям предлагается игра «Один-много»

Белый парус- (белые паруса)

Красивое облако-

Морская волна-

Розовое платье-

Голубой карандаш-

Желтая рубашка-

Хрупкий бокал-

Белая ромашка-

Дети выполняют задание и проговаривают:

Красивые облака

Морские волны

Розовые платья

Голубые карандаши

Желтые рубашки

Хрупкие бокалы

Белые ромашки

Задание № 7

Игра «Скажи наоборот»

- Послушай предложения. Добавь в каждое предложение, подходящее по смыслу слово со звуком [Р] или [Л].

Дедушка старый, а внук (молодой).

Зимой снега много, а весной (мало).

Баба Яга злая, а Фея (добрая).

Снег белый, а уголь (черный).

Заяц трусливый, а лев (смелый).

Суп горячий, а компот (холодный).

Дети кладут последний элемент тропинки

Дети выполняют задание и добавляют

«Весной мало»

«Фея добрая»

«Уголь черный»

«Лев смелый»

«Компот холодный».

  1. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот мы и помогли справиться ребятам со всеми заданиями. Наша тропинка привела их к лужайке.

- Вы молодцы! Справились с такими непростыми заданиями.

- Что вам понравилось?

- Какое задание запомнилось? А какое задание  показалось вам трудным?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...

«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...

План-конспект интегрированного занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Зимние забавы» с использованием ЭОР

физкультурно-речевое занятие с использованием электронных образовательных ресурсов...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Здравствуй, музей-тарелки»

Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаДлительность мероприятия: 25 минутЦель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование познавательной мотивации ...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Дед Мазай и зайцы»

Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаЦель: систематизировать представление детей о весенних явлениях в природе Предварительная работа:Чтение рассказа «Дед Мазай и ...

План – конспект ситуации общения с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности на дороге «Как понять автомобиль».

Этот материал педагоги могут использовать при организации работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма....