План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков Р и Л"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад № 33 комбинированного вида
Петродворцового района
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
Учитель-логопед: Куликовская А. Д.
Санкт- Петербург
2024
Тема «Дифференциация звуков [Р] и [Л]
Цель: закрепление у детей навыков четкого произношения и различения звуков [Р] и [Л].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закреплять представление об артикуляционном укладе звуков [Р] и [Л];
- закреплять умение давать характеристику звуков [Р] и [Л];
- закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;
- закреплять умение дифференцировать звуки [Р] и [Л];
- отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
- развивать интонационную сторону речи (ритм, тембр, сила голоса);
- формировать у детей умение составлять слова из слогов
- работать над развитием связной речи – умение формулировать ответ на поставленный вопрос;
- продолжать работать над расширением и уточнением словаря.
- Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
-развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
- развивать речевое дыхание.
- Воспитательные:
- вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление получать новые знания;
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать речевую активность;
- воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность.
Интеграция образовательных областей:
- речевая;
- познавательная;
- социально-коммуникативная.
Образовательные технологии:
- игровая;
- развивающая.
Планируемый результат: расширить знания детей о звуках [Р] и [Л]; развивать фонематический слух, совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.
Подготовка к занятию
Оборудование:
- мальчик Рома и девочка Лада
- балансировочная дорожка
Демонстрационный материал:
- сквиши
- кубики резиновые
- карточки с изображением предметов на звуки [Р] и [Л]
- картинки с буквами
- звездочки деревянные
- пластиковые буквы [Р] и [Л]
- разноцветные перья
- штампики (символы звуков)
- изображения мальчика Ромы и девочки Лады
- конверты с заданиями.
Ход коррекционно-развивающего занятия:
№ | Деятельность учителя-логопеда. Виды заданий | Деятельность детей. Возможные ответы детей. |
| ||
| - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
«Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! – Солнцу и птицам. - Доброе утро!- Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера!»
- Ребята, как думаете, что в первую очередь нам нужно взять с собой на занятие? Я Вам подскажу, отличное настроение. Загляните-ка в мой волшебный мешочек. Давайте сейчас возьмем оттуда хорошее красочное настроение и поделимся им друг с другом?! Помним, делаем плавный вдох через нос, медленный выдох через рот, щеки не надуваем. | Дети здороваются.
Дети отвечают: «Хорошее настроение». Достают из мешочка разноцветные перья и дуют на них. |
| ||
- А сегодня нам предстоит знакомство с девочкой по имени Лада и мальчиком Ромой.
- Я расскажу вам историю об этих ребятах. Однажды Рома и Лада гуляли с мамой в лесу, остановились на красивой лужайке. Мама расстелила плед и предложила детям собрать красивые цветочки, чтобы потом сплести из них веночки. Только попросила далеко не отходить, чтобы не потеряться. А дети так увлеклись, что не заметили, как заблудились. Они очень расстроились.
- Давайте вспомним, как зовут мальчика и девочку? С каких звуков начинаются их имена? Что мы уже знаем про эти звуки? Как мы их произносим?
-Звук [Р] согласный, звонкий, твердый. Губы раскрыты или закрыты? Кончик языка узкий или широкий? Внизу или вверху? А кто знает, язык наш спит или работает (вибрирует)?
-Давайте теперь вспомним про звук [Л]. Согласный, звонкий, твердый.
-Чтоб тропинку на лужайку поскорее им найти, нужно Ладе и Роме помочь задания пройти. Мы же поможем им?
|
Дети отвечают «Открыты», «Широкий», «Вверху», «Язык работает, вибрирует его кончик». | |
| Задание № 1
Детям предлагается взять первый конверт, в котором указано задание с повторением слогов по образцу за педагогом.
(Педагог демонстрирует моторную программу на переключение с использованием сквишей и резиновых кубиков. Поочередно выкладываются сквиш-кубик-сквиш-кубик-кубик-сквиш, ударяя правой (только левой/поочередно) рукой, проговаривая РА-ЛА-РА-ЛА-ЛА-РА и т. д.)
После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки. |
Дети выполняют задание по образцу. После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки. |
Задание № 2
- Мы сейчас возьмем конверт № 2, если справимся с заданием, это будет второй шаг нашей тропинки к лужайке.
- Подберите слова со звуком [Р].
- Подберите слова со звуком [Л].
- А теперь подумайте, какое слово я хочу сказать? Ла…, ру…, лы…, ры…, ло…, ра…
(Дети с логопедом кладут второй элемент тропинки) |
Дети подбирают по очереди слова на заданные звуки (за сказанное слово берут звездочку)
Возможные ответы детей (Лапа, рука, лыжи, рыба, ложка, рак) | |
Задание № 3
- В конверте лежат карточки с изображением различных предметов.
- Разложите картинки к буквам «Р» и «Л».
Одному ребенку дается изображение буквы «Р» и предлагается выбрать и назвать все карточки, в названиях которых есть звук [Р]. Второму ребенку дается изображение буквы «Л» и предлагается выбрать и назвать карточки, в названии которых есть звук [Л].
(Дети с логопедом кладут третий элемент тропинки) |
Ребята раскладывают картинки к нужным буквам.
| |
Задание № 4
- Перед вами листочек, на котором изображены различные картинки и штампики с символами звуков.
Сейчас по очереди произносим слово, определяем, какой звук находится (Р или Л), если в слове услышим звук [Р], песенку тигра, напечатайте тигра.
Если услышите в слове звук [Л], песенку самолета, напечатайте самолет.
- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
(Дети вместе с логопедом кладут следующий элемент тропинки). |
По очереди выполняют задание и определяют, какой звук находится в слове. | |
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь Рук коленями коснитесь Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.
Возвращаются на свои места. |
Дети выполняют физкультминутку.
| |
Задание № 5
Игра «Закончи слово» («Слово рассыпалось»)
- Помогите Роме и Ладе подобрать нужный слог РА или ЛА. Пи…, шко…, ска…, иг.., детво…, ды…, но…, аку…, жа…, у…, ю…
-Ура! И с этим заданием вы справились. Молодцы.
|
Ребята заканчивают слова подходящими слогами: пила, школа, скала, игла, детвора, дыра, нора, акула, жара, ура, юла. | |
Задание № 6
Детям предлагается игра «Один-много»
Белый парус- (белые паруса) Красивое облако- Морская волна- Розовое платье- Голубой карандаш- Желтая рубашка- Хрупкий бокал- Белая ромашка-
|
Дети выполняют задание и проговаривают: Красивые облака Морские волны Розовые платья Голубые карандаши Желтые рубашки Хрупкие бокалы Белые ромашки | |
Задание № 7 Игра «Скажи наоборот»
- Послушай предложения. Добавь в каждое предложение, подходящее по смыслу слово со звуком [Р] или [Л].
Дедушка старый, а внук (молодой). Зимой снега много, а весной (мало). Баба Яга злая, а Фея (добрая). Снег белый, а уголь (черный). Заяц трусливый, а лев (смелый). Суп горячий, а компот (холодный).
Дети кладут последний элемент тропинки |
Дети выполняют задание и добавляют
«Весной мало» «Фея добрая» «Уголь черный» «Лев смелый» «Компот холодный». | |
| ||
| - Вот мы и помогли справиться ребятам со всеми заданиями. Наша тропинка привела их к лужайке.
- Вы молодцы! Справились с такими непростыми заданиями.
- Что вам понравилось? - Какое задание запомнилось? А какое задание показалось вам трудным?
| Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_roma_i_lada.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад № 33 комбинированного вида
Петродворцового района
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
Учитель-логопед: Куликовская А. Д.
Санкт- Петербург
2024
Тема «Дифференциация звуков [Р] и [Л]
Цель: закрепление у детей навыков четкого произношения и различения звуков [Р] и [Л].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закреплять представление об артикуляционном укладе звуков [Р] и [Л];
- закреплять умение давать характеристику звуков [Р] и [Л];
- закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;
- закреплять умение дифференцировать звуки [Р] и [Л];
- отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
- развивать интонационную сторону речи (ритм, тембр, сила голоса);
- формировать у детей умение составлять слова из слогов
- работать над развитием связной речи – умение формулировать ответ на поставленный вопрос;
- продолжать работать над расширением и уточнением словаря.
- Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
-развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
- развивать речевое дыхание.
- Воспитательные:
- вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стремление получать новые знания;
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать речевую активность;
- воспитывать желание активно работать на занятии, развивать любознательность.
Интеграция образовательных областей:
- речевая;
- познавательная;
- социально-коммуникативная.
Образовательные технологии:
- игровая;
- развивающая.
Планируемый результат: расширить знания детей о звуках [Р] и [Л]; развивать фонематический слух, совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.
Подготовка к занятию
Оборудование:
- мальчик Рома и девочка Лада
- балансировочная дорожка
Демонстрационный материал:
- сквиши
- кубики резиновые
- карточки с изображением предметов на звуки [Р] и [Л]
- картинки с буквами
- звездочки деревянные
- пластиковые буквы [Р] и [Л]
- разноцветные перья
- штампики (символы звуков)
- изображения мальчика Ромы и девочки Лады
- конверты с заданиями.
Ход коррекционно-развивающего занятия:
№ | Деятельность учителя-логопеда. Виды заданий | Деятельность детей. Возможные ответы детей. |
| ||
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. «Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! – Солнцу и птицам. - Доброе утро!- Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера!» - Ребята, как думаете, что в первую очередь нам нужно взять с собой на занятие? Я Вам подскажу, отличное настроение. Загляните-ка в мой волшебный мешочек. Давайте сейчас возьмем оттуда хорошее красочное настроение и поделимся им друг с другом?! Помним, делаем плавный вдох через нос, медленный выдох через рот, щеки не надуваем. | Дети здороваются. Дети отвечают: «Хорошее настроение». Достают из мешочка разноцветные перья и дуют на них. | |
| ||
- А сегодня нам предстоит знакомство с девочкой по имени Лада и мальчиком Ромой. - Я расскажу вам историю об этих ребятах. Однажды Рома и Лада гуляли с мамой в лесу, остановились на красивой лужайке. Мама расстелила плед и предложила детям собрать красивые цветочки, чтобы потом сплести из них веночки. Только попросила далеко не отходить, чтобы не потеряться. А дети так увлеклись, что не заметили, как заблудились. Они очень расстроились. - Давайте вспомним, как зовут мальчика и девочку? С каких звуков начинаются их имена? Что мы уже знаем про эти звуки? Как мы их произносим? -Звук [Р] согласный, звонкий, твердый. Губы раскрыты или закрыты? Кончик языка узкий или широкий? Внизу или вверху? А кто знает, язык наш спит или работает (вибрирует)? -Давайте теперь вспомним про звук [Л]. Согласный, звонкий, твердый. -Чтоб тропинку на лужайку поскорее им найти, нужно Ладе и Роме помочь задания пройти. Мы же поможем им? | Дети отвечают «Открыты», «Широкий», «Вверху», «Язык работает, вибрирует его кончик». | |
Задание № 1 Детям предлагается взять первый конверт, в котором указано задание с повторением слогов по образцу за педагогом. (Педагог демонстрирует моторную программу на переключение с использованием сквишей и резиновых кубиков. Поочередно выкладываются сквиш-кубик-сквиш-кубик-кубик-сквиш, ударяя правой (только левой/поочередно) рукой, проговаривая РА-ЛА-РА-ЛА-ЛА-РА и т. д.) После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки. | Дети выполняют задание по образцу. После выполнения задания выкладывают первую часть тропинки. | |
Задание № 2 - Мы сейчас возьмем конверт № 2, если справимся с заданием, это будет второй шаг нашей тропинки к лужайке. - Подберите слова со звуком [Р]. - Подберите слова со звуком [Л]. - А теперь подумайте, какое слово я хочу сказать? Ла…, ру…, лы…, ры…, ло…, ра… (Дети с логопедом кладут второй элемент тропинки) | Дети подбирают по очереди слова на заданные звуки (за сказанное слово берут звездочку) Возможные ответы детей (Лапа, рука, лыжи, рыба, ложка, рак) | |
Задание № 3 - В конверте лежат карточки с изображением различных предметов. - Разложите картинки к буквам «Р» и «Л». Одному ребенку дается изображение буквы «Р» и предлагается выбрать и назвать все карточки, в названиях которых есть звук [Р]. Второму ребенку дается изображение буквы «Л» и предлагается выбрать и назвать карточки, в названии которых есть звук [Л]. (Дети с логопедом кладут третий элемент тропинки) | Ребята раскладывают картинки к нужным буквам. | |
Задание № 4 - Перед вами листочек, на котором изображены различные картинки и штампики с символами звуков. Сейчас по очереди произносим слово, определяем, какой звук находится (Р или Л), если в слове услышим звук [Р], песенку тигра, напечатайте тигра.
Если услышите в слове звук [Л], песенку самолета, напечатайте самолет. - Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. (Дети вместе с логопедом кладут следующий элемент тропинки). | По очереди выполняют задание и определяют, какой звук находится в слове. | |
Физкультминутка. Быстро встали, улыбнулись Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь Рук коленями коснитесь Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.
Возвращаются на свои места. | Дети выполняют физкультминутку. | |
Задание № 5 Игра «Закончи слово» («Слово рассыпалось») - Помогите Роме и Ладе подобрать нужный слог РА или ЛА. Пи…, шко…, ска…, иг.., детво…, ды…, но…, аку…, жа…, у…, ю… -Ура! И с этим заданием вы справились. Молодцы.
| Ребята заканчивают слова подходящими слогами: пила, школа, скала, игла, детвора, дыра, нора, акула, жара, ура, юла. | |
Задание № 6 Детям предлагается игра «Один-много» Белый парус- (белые паруса) Красивое облако- Морская волна- Розовое платье- Голубой карандаш- Желтая рубашка- Хрупкий бокал- Белая ромашка- | Дети выполняют задание и проговаривают: Красивые облака Морские волны Розовые платья Голубые карандаши Желтые рубашки Хрупкие бокалы Белые ромашки | |
Задание № 7 Игра «Скажи наоборот» - Послушай предложения. Добавь в каждое предложение, подходящее по смыслу слово со звуком [Р] или [Л]. Дедушка старый, а внук (молодой). Зимой снега много, а весной (мало). Баба Яга злая, а Фея (добрая). Снег белый, а уголь (черный). Заяц трусливый, а лев (смелый). Суп горячий, а компот (холодный). Дети кладут последний элемент тропинки | Дети выполняют задание и добавляют «Весной мало» «Фея добрая» «Уголь черный» «Лев смелый» «Компот холодный». | |
| ||
- Вот мы и помогли справиться ребятам со всеми заданиями. Наша тропинка привела их к лужайке. - Вы молодцы! Справились с такими непростыми заданиями. - Что вам понравилось? - Какое задание запомнилось? А какое задание показалось вам трудным? | Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»
План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".
Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...
«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...
План-конспект интегрированного занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Зимние забавы» с использованием ЭОР
физкультурно-речевое занятие с использованием электронных образовательных ресурсов...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Здравствуй, музей-тарелки»
Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаДлительность мероприятия: 25 минутЦель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование познавательной мотивации ...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Дед Мазай и зайцы»
Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаЦель: систематизировать представление детей о весенних явлениях в природе Предварительная работа:Чтение рассказа «Дед Мазай и ...
План – конспект ситуации общения с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности на дороге «Как понять автомобиль».
Этот материал педагоги могут использовать при организации работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма....