работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ
статья по логопедии
Цель, задачи, методы реализации ФГОС ДО в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
321887139.175077435514031071.1.1.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ
в условиях логопедического пункта ДОУ
В последние годы, количество детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающих дошкольные образовательные учреждения, значительно возросло. Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённые ЦПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей. Эти дети имеют свою специфику развития. У них встречаются трудности в восприятии всех видов, внимании, часто они подвержены повышенной эмоциональной истощаемости, а также присутствуют проблемы с речью.
Основная идея ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей для развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия, программы развития, учитывающие разнообразие дошкольников. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него.
С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
В начале учебного года проводится тщательное обследование, выясняется характер нарушения речевой деятельности воспитанника, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе. После обследования и получения необходимых знаний об уровне развития воспитанника:
заполняется речевая карта воспитанника;
составляется программа коррекционно-развивающей направленности по каждому нарушению речи;
определяется индивидуальный образовательный маршрут;
разрабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ.
Характерными недостатками развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- общая моторная неловкость и отставание в развитии мелкой моторики;
- нарушение речевого развития;
- недостаточная познавательная активность;
- проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Работа учителя-логопеда должна быть построена таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, формировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалоги с участниками образовательного процесса и окружающими, уметь отстаивать свое мнение. Освоение «Трудных звуков», «многосложных слов и навыков составления «связных рассказов» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда должно учитывать психо-физические особенности развития воспитанника и быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи. Учителю-логопеду необходимо работать в тесном сотрудничестве со специалистами образовательного учреждения, а также в области коррекционной педагогики и медицинскими работниками.
Главная цель работы учителя – логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда по ФГОС ДО включает в себя следующие принципы:
- создания развивающей образовательной среды;
-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, владения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
-владения основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физического развитие;
-организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО;
- взаимодействия с родителями детей и педагогами ДОУ;
-взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
- непрерывности профессионального роста учителя-логопеда;
- ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
- единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
-преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
Учителю – логопеду, в своей профессиональной деятельности, необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Она основана на интеграции образовательных областей. Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию.
На своих логопедических занятиях я стараюсь применять современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для развития фонематического восприятия, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, грамматического строя речи, развития связной речи, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.
Для формирования правильного звукопроизношения, развития слухового внимания, речевого дыхания, артикуляции я использую информационно - компьютерные технологии. Также в развитии общей и мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации мне помогает использование ИКТ. Проведение физкультминуток, во время занятий, помогают детям расслабиться, снять напряжение.
Эти формы работы детям наиболее интересны, и после применения современных информационных технологий, дают заметный результат. Помимо обучающих технологий, я использую здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа головы (ушных раковин, шеи, лица), а также, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (театр пальчиков и язычка, сказочные истории-комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Также в своей работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. Такие формы коррекционной работы, как пескотерапия, помогают снять эмоциональное напряжение детей, утомляемость, повышают работоспособность, активизируют развитие психических процессов, активизируют речь.
Надо отметить, что работа учителя-логопеда в условиях логопункта по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Деятельность специалиста строится с учетом внутреннего расписания организованной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Основная форма логопедической деятельности для детей с ОВЗ
- индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Таким образом, опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.
Благодаря использованию специальных образовательных программ, применению инновационных технологий, осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития, тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются значительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ. У детей наблюдается положительная динамика в речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного логопункта.
В статье рассматриваются эффективные пути логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников....
Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС в условиях логопункта ДОО
В статье рассматривается опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-логопедической помощи аутичным детям и им семьям. Подчеркивается необходимо...
Годовой план работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Годовой план учителя-логопеда представлен следующими разделами: организационным, диагностическим, коррекционно-развивающим и другими разделами необходимыми в работе....
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях ДОУ.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях ДОУ...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта
Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...
Календарный план индивидуальной/подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми старшегодошкольного возраста в условиях общеразвивающего сада.
Календарное планирование индивидуальной и подгрупповой деятельности по коррекции речи детейМБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №209» учителя-логопеда Каретниковой З.П.Лексическая тема: &laq...
Практикум для воспитателей ДОУ.«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
Практикум для воспитателей ДОУ " Круги Луллия как игровая технология развития речи дошкольников "...