Методическая разработка Конспект НОД ( логопедического занятия) "Прочитай пословицу, что недаром молвится"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка логопедического занятия - викторины по творчеству Н.Н. Носова для детей подготовительной к школе группы .
Цель: Закреплять знания о книге, рифме; формировать умение подбирать рифму, используя рифмующиеся слова; формировать умение детей придумывать конец к началу рассказа Н.Н. Носова «Но горке»; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД | 28.58 КБ |
приложение к конспекту НОД | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (логопедического занятия) с детьми подготовительной к школе группы «Викторина ««Прочитай пословицу, что недаром молвится»»
учитель-логопед А. Н. Нужная
Задачи:
Образовательные:
- Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова.
- Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
- Закреплять знания о книге, рифме; формировать умение подбирать рифму, используя рифмующиеся слова;
Развивающие:
- расширить и активизировать словарь по теме;
- упражнять в образовании множественного числа родительного падежа имен существительных
- развивать умение координировать речь с движениями.
- формировать умение детей придумывать конец к началу рассказа Н.Н. Носова «Но горке»
- развивать дикцию, умение четко и быстро проговаривать знакомые скороговорки
- развивать воображение, фантазию, выдумку;
- развивать логическое мышление, слуховое внимание
Воспитательные
- воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению;
- формировать навыки коллективной работы, работы в группе, позитивной коммуникации;
Здоровье сберегающие технологии: Пальчиковая игра «Книжек много есть на свете».
Предварительная работа: Посещение библиотеки. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений Н. Н. Носова, заучивание скороговорок.
Оборудование:
- Разрезные иллюстрации к произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры», «Затейники»;
- Таблички с названием команд;
- комплект разноцветных букв на магните;
- Зашифрованная поговорка для магнитной доски в виде разноцветных прямоугольников;
- Мяч;
- 2 бутылочки для засыпки цветного песка, стаканчики с песком разного цвета, воронка, кубик с наклеенными скороговорками на каждой стороне;
- Ноутбук с презентацией, телевизор.
Организационный момент
Дети заходят в кабинет и останавливаются у фланелеграфа. Слайд 2
Логопед: Сегодня мы поиграем в викторину, которая называется «Прочитай пословицу, что недаром молвится». Мы разделимся на 2 команды с помощью двух иллюстраций к рассказам Н. Носова. Возьмите, пожалуйста, по одной части разрезной картинки - иллюстрации, и постарайтесь её восстановить на фланелеграфе.
Каждый участник по очереди берёт по одной части разрезных картинок из «Волшебного мешочка». Дети прикрепляют картинки на противоположные края фланелеграфа.
Логопед: Ребята, вспомните, как называются эти рассказы? Кто их назовет, тот и будет капитаном своей команды («Фантазеры» и «Затейники»).
Команды выстраиваются у своих капитанов перед фланеленграфом. Капитанам команд выдаются настольные знаки с названием команды.
Разминка (слайд 3)
Логопед: Предлагаю перед началом игры провести разминку для всех игроков. Кто правильно отвечает, тот занимает свое место за столом.
Игра с мячом «Один - много»
Игра с мячом «Один — много». С каждой командой
Одна книга – много … (книг). Одна обложка – много … (обложек).
Одна страница – много … (страниц). Одна буква – много … (букв).
Одна строчка – много … (строчек). Одна иллюстрация – много … (иллюстраций).
Один писатель – много … (писателей). Один поэт – много … (поэтов).
Один художник – много … (художников). Один рассказ – много … (рассказов).
Одна сказка – много …(сказок). Одно стихотворение – много … (стихотворений).
Разминка для капитанов
Логопед: А впереди у нас разминка для капитанов под названием «Добавь словечко (рифму)» каждому из капитанов предстоит ощутить себя в роли помощника поэта. Для этого добавляйте слова в рифму и по смыслу. Логопед по очереди обращается к каждому капитану
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет переплёт.
Логопед: Молодцы, капитаны! Можете занять свои места в команде. Дети садятся
Логопед: Напоминаю, наша викторина называется «Прочитай пословицу, что недаром молвится». Она состоит из двух раундов. В каждом раунде по два задания. За каждое выполненное задание команда получает балл в виде буквы. С помощью этих букв мы сможем причитать зашифрованную пословицу. Очередность в выполнении заданий устанавливается с помощью жеребьёвки.
Первый раунд (слайд 4)
На экране появляется надпись 1 раунд «Веселые рифмы», звучит гонг
Логопед: Писатели пишут и сочиняют рассказы, повести, сказки. Поэты пишут и сочиняют стихи. Для того, чтобы сочинять стихи поэты используют рифму. А что такое рифма? (Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково)
Логопед: Рифму можно услышать в стихах, потешках, песенках, считалках. А где ещё можно услышать рифму? (В скороговорках, пальчиковых играх)
Задание первое 1 раунда «Песочные часы скороговорок» (слайд 4)
Логопед: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно!
Логопед: Мы знаем много скороговорок. Предлагаю каждой команде поучаствовать в создании песочных часов скороговорок и потренировать язычок. У каждой команды свои песочные часы скороговорок, в которые я буду засыпать цветной песок. Игроки сами выбирают цвет песка, затем бросают кубик скороговорок. Пока игрок проговаривает правильно и внятно выпавшую на кубике скороговорку, я буду засыпать ваш песок в часы. Победит та команда, в часах которой будет меньше всего песка.
Дети по очереди бросают кубик, на сторонах которого наклеены скороговорки:
1.Котик ниток клубок укатил в уголок.
2.От топота копыт пыль по полю летит.
3.Паук под потолком, а кот под колпаком.
4. Тополи мы топали, до тополя дотопали.
До тополя дотопали, а ноги то оттопали.
5.Дед Дадон в дуду дудел, Димку он дудой задел.
6. Дятел на дубу сидит
Дятел дерево долбит.
Раз долбит, два долбит
Клювом в небо угодит
Перед заданием дети выбирают цвет песка в стаканчике. Каждая команда заполняет свою бутылочку – часы. Сравниваем часы - у какой команды песка осталось больше, те и победили. По результатам выполнения задания определяется команда-победитель, раздаются баллы-буквы.
Пальчиковая игра «Книжек много есть на свете» (сидя за столом) (слайд 5)
Логопед: Ребята, вспомните, где еще можно услышать рифму? (В пальчиковых играх)
Рифма и ритм используют в пальчиковых играх. Вспомните одну из них о книгах
«Книжек много есть на свете, стучать кулачком о кулачок
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтём, соединить ладошки и открыть, как книгу
То узнаем обо всём.
Про моря и океаны, одновременно двумя руками брать фасоль и выкладывать
Удивительные страны. на каждое перечисление прочитанного.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем».
Физминутка Игра «Топни – хлопни» (Слайд 6)
Логопед: А сейчас я вам предлагаю немного передохнуть и поиграть. Поговорим о том, как можно и как нельзя читать книги. Если вы согласны с высказыванием, хлопните в ладоши, если нет – топните.
Книгу можно…читать, листать, рассматривать, разрисовывать, издавать, писать, рвать, купить, подарить, подклеить, загибать страницы, есть, мыть, мять.
2 раунд «Эрудиты»(Слайд 7)
Логопед: А сейчас нас ждет 1 задание 2 раунда.
Командам предстоит из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ.
логопед:
Каждый участник команды выбирает кнопочку, называет её цвет и отвечает на вопрос
По итогам выполнения команде выдаются баллы – буквы.
- Стихи пишет … (писатель, художник, поэт, музыкант)
- Из сказок можно узнать о…(волшебных событиях, новостях спорта, рекламе, рецепте приготовления торта)
- Листы книги называют…(файлы, страницы, обложки, картинки)
- Для чтения книг человек не использует…(глаза, руки, мозг, ноги)
- У каждой загадки есть…(счастливый конец, отгадка, подкладка, закладка)
- Чтобы книга была привлекательной, в нее помещают…(картинки, конфеты, монеты, лотерейные билеты)
- Николай Носов – это…(футболист, президент, писатель, композитор)
- В рассказе «Огурцы» главный герой отправился собирать…(розы, огурцы, мусор, вещи в дорогу)
- Какой персонаж пришел в гости к Барбосу в сказке Н.Носова…(Бобик, кот Матроскин, Незнайка, Карлсон)
2 раунд «Эрудиты» Писатель Н. Н. Носов (Слайд 17)
Логопед: Ребята, эта часть викторины посвящена детскому писателю Н.Н.Носову.
Логопед: Николай Николаевич был замечательным детским писателем. Он написал более 40 детских рассказов. (Слайд 18)
Расскажите, какие они? (смешные, весёлые, добрые, интересные, забавные, поучительные).
2 задание 2раунда «Юные писатели» (слайд 19)
Логопед: В следующем задании викторины мы попробуем стать писателями и придумать новый конец к рассказу Н.Носова «На горке»
Логопед: А сейчас закройте глаза, и представьте, что вы оказались во дворе, среди этих ребят. Звучит аудиозапись рассказа Н. Н. Носова «На горке»
Дети слушают фрагмент рассказа. Команды совещаются и придумывают свое продолжение. Капитан (или другой ребёнок) рассказывает его .
Далее детям предлагается прослушать рассказ Н. Носова до конца.
Логопед: Расскажите, ребята, легко ли быть писателем и придумывать разные истории? (ответы детей)
Логопед: Все команды молодцы, справились с заданием и получили баллы-буквы. А нам пора подводить итог нашей викторины и расшифровывать поговорку.
Итог (слайд 20)
Дети прикрепляют буквы зашифрованной поговорки, соотнося их по цвету. На экране появляется поговорка. Логопед и дети читают её.
Логопед: По итогам нашей викторины все участники команд победители, ведь кто много читает, тот много знает!
К | Т | О | М | Н | О | Г | О | Ч | И | Т | А | Е | Т, | Т | О | Т | М | Н | О | Г | О | З | Н | А | Е | Т | |||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия "Спасение принцессы "Розочки"
В данной методической разработке содержится конспект занятия с использованием песка "Спасение принцессы Розочки". Данное занятие предназначено для детей речевой группы 6-7 лет....
Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»
Методическая разработкаКонспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»...
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш"
Материал представляет собой разработку подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нарушением зрения по автоматизации в речи звука Ш. Занятие выстроено в форм...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы
Развитие артикуляционных навыков...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы
Автоматизация звука [л]...