Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._obr._programma_zvukovichok.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Принципы и подходы
- Целевые ориентиры освоения программы
- Санитарно-гигиенические нормативы работы
- Обзор компьютерных и развивающих программ, используемых на логопедических занятиях
- Планирование логопедических занятий с использованием ИКТ
- Литература
1.Пояснительная записка
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является эффективной ступенью в образовательном процессе.
ИКТ предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Так как у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. ИКТ позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:
- При объяснении (введении) нового материала
- При закреплении
- При повторении
- При обобщении
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедической работе позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной при формировании устной речи. ИКТ дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации образовательного процесс.
Дополнительная программа рассчитана на развитие звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на индивидуальных занятия.
Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это стойкое специфическое отклонение формировании компонентов речевой системы (просодической стороны речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематической системы, лексико-грамматической сферы, связной речи).
Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания.
Занятия с использованием ИКТ проводятся в индивидуальной форме.
2. Цель и задачи программы
Цель - развитие звуковой стороны речи с использованием информационно-коммуникационных технологий у детей с тяжелыми нарушениями речи.
При использовании ИКТ на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; самоконтроль)
- развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
3. Принципы и подходы
Использование ИКТ на занятиях осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: артикуляционная моторика, звукопроизношение, просодические компоненты речи, фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматические средства языка, связная речь.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
- Принцип системности и последовательности обучения. Использование ранее полученных знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
- Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей волевых и нравственных качеств.
- Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
4. Целевые ориентиры освоения программы
Логопедическая работа
Ребенок:
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов;
- правильно произносит звуки;
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);
- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения ;
- правильно употребляет грамматические формы;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса; интонация) средства выразительности речи;
- обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
5. Санитарно - гигиенические требования к проведению занятия с использованием ИКТ
Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия учитывались следующие требования*:
- В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет - 15 мин.
- Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
- Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
- Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.
* Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03.
6. Обзор компьютерных и развивающих программ, используемых на логопедических занятиях
1. Готовый продукт
- Мультимедийные презентации по развитию артикуляционной моторики
- Мультимедийные презентации по развитию правильного звукопроизношения звуков позднего онтогенеза
- Мультимедийные презентации по развитию фонематической системы, лексико-грамматической сферы, связной речи
- Аудиопрограммы по развитию слухового внимания
- Обучающие компьютерные игры
- Игровые занятия «Бос-здоровье»
- Книги, методические тетради, пособия, наглядный картинный материал
2. Самостоятельно-разработанные мультимедийные презентации и аудиоигры
- Мультимедийные презентации по развитию артикуляционной моторики
- Мультимедийные презентации по развитию правильного звукопроизношения звуков позднего онтогенеза
- Мультимедийные презентации по развитию фонематической системы, лексико-грамматической сферы, связной речи
- Мультимедийные презентации по развитию слухового внимания
- Мультимедийные презентации по развитию зрительного внимания
7. Планирование логопедических занятий с использованием ИКТ
Логопедические занятия с использованием ИКТ проводятся в индивидуальной форме. Планирование занятий зависит от индивидуальных особенностей развития звуковой стороны речи ребенка. В зависимости от этапа работы над звуком выбираются мультимедийные презентации и игры.
Этапы работы над звуком:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Постановка звука.
- Автоматизация звука изолированно.
- Автоматизация звука в слогах.
- Автоматизация звука в словах, словосочетаниях.
- Автоматизация звука в предложениях.
- Автоматизация звука в связной речи.
На этапе автоматизация звука изолированно, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Поймай пчелу», «Летит комарик», «Холодный ветерок», «Заведи машину», «Пароход», «Песенка гнома», «Тренер на поле» и др).
На этапе автоматизация звука в слогах, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Песенки сороки», «Уроки жука», «Ласточкино гнездо»).
На этапе автоматизация звука в словах и словосочетаниях, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Смешарики», «Заяц- хваста», «Лунтик», «Кот и мыши»).
На этапе автоматизация звука в предложениях, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («В гостях у Нюши», «Веселое путешествие», «Пчелка Мая»).
На этапе автоматизация звука в связной речи, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Найди лишнюю картинки», «Составь рассказ», «Бабушка- загадушка»).
Работа по автоматизации звука в слове, словосочетании, предложении, связной речи идет одновременно с работой по развитию слухового внимания, фонематических процессов, лексико-грамматической сферы, связной речи.
8. Литература:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.
4. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Программа развития правильного звукопроизношения / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2016.
5. Чернякова, В.Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М.: Сфера, 2015.
6. Щерба, Н.В. Звуки в картинках. Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения / Н.В. Щерба. - М.: Белый ветер, 2015.
Интернет ресурсы
- Сайт методических изданий, предназначенных для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. http://pedmir.ru/
- Всеросийский образовательный сайт, Логопедический портал. http://logoportal.ru/
- Электронный портал логопедов и дефектологов, все о развитии и коррекции речи детей и взрослых. https://www.logoped.ru/
- Электронный портал Логопедия для всех. http://www.logolife.ru/
- Международный образовательный портал Maam.ru. https://www.maam.ru/
- Электронный портал Открытый урок 1 сентября. https://urok.1sept.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.
Разработка конспекта ( занятия) для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи. Программное содержание:1. Основные упра...
Дополнительная образовательная программа «Моё Оренбуржье» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Мое Оренбуржье», обусловлен проблемой приобщения старших дошкольников к национально-культурным традициям Оре...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...