Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Павлова Евгения Валерьевна

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с использованием ИКТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._obr._programma_zvukovichok.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с использованием ИКТ»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Принципы и подходы
  4. Целевые ориентиры освоения программы
  5. Санитарно-гигиенические нормативы работы
  6. Обзор компьютерных и развивающих программ, используемых на логопедических занятиях
  7. Планирование логопедических занятий с использованием ИКТ
  8. Литература

1.Пояснительная записка

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является  эффективной ступенью в образовательном процессе.  

ИКТ  предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Так как  у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. ИКТ позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:

  • При объяснении (введении) нового материала
  • При закреплении
  • При повторении
  • При обобщении


        Внедрение современных компьютерных технологий в логопедической работе позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной при формировании устной речи. ИКТ дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации образовательного процесс.

Дополнительная программа рассчитана на развитие звуковой стороны речи у   детей  старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи на индивидуальных занятия.

Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это стойкое специфическое отклонение  формировании компонентов речевой системы (просодической стороны речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематической системы, лексико-грамматической сферы, связной речи).

 Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания.

Занятия с использованием ИКТ проводятся в индивидуальной форме.

2. Цель и задачи программы

Цель -  развитие звуковой стороны речи с использованием информационно-коммуникационных технологий у детей с тяжелыми нарушениями речи.

При использовании ИКТ на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; самоконтроль)
  • развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

3. Принципы и подходы

Использование ИКТ на занятиях осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.  Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: артикуляционная моторика, звукопроизношение, просодические компоненты речи, фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматические средства языка, связная речь.
  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. 
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование ранее полученных знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ позволяет построить коррекционную работу с учётом  индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей  волевых и нравственных  качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

4. Целевые ориентиры освоения программы

Логопедическая работа

Ребенок:

  • осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков;
  • владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
  • владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
  • осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов;
  • правильно произносит звуки;        
  • воспроизводит слова различной  звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);
  • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;                
  • использует обобщающие слова, устанавливает и выражает  в речи антонимические и синонимические отношения        ;
  • правильно употребляет грамматические формы;
  • умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
  • составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  • умеет составлять творческие рассказы;
  • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);        
  • пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса; интонация) средства выразительности речи;
  • обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

5. Санитарно - гигиенические требования к проведению занятия с использованием ИКТ

Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия учитывались следующие требования*:

- В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет - 15 мин.

- Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

- Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

-  Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

* Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03.

6. Обзор компьютерных и развивающих программ, используемых на логопедических занятиях

1. Готовый продукт

  • Мультимедийные презентации по развитию артикуляционной моторики
  • Мультимедийные презентации по развитию правильного звукопроизношения звуков позднего онтогенеза
  • Мультимедийные презентации по развитию фонематической системы, лексико-грамматической сферы, связной речи
  • Аудиопрограммы по развитию слухового внимания
  • Обучающие компьютерные игры
  • Игровые занятия «Бос-здоровье»
  • Книги, методические тетради, пособия, наглядный картинный материал

2.  Самостоятельно-разработанные мультимедийные презентации и аудиоигры

  • Мультимедийные презентации по развитию артикуляционной моторики
  • Мультимедийные презентации по развитию правильного звукопроизношения звуков позднего онтогенеза
  • Мультимедийные презентации по развитию фонематической системы, лексико-грамматической сферы, связной речи
  • Мультимедийные презентации по развитию слухового внимания
  • Мультимедийные презентации по развитию зрительного внимания

7. Планирование логопедических занятий с использованием ИКТ

Логопедические занятия с использованием ИКТ проводятся в индивидуальной форме. Планирование занятий зависит от индивидуальных особенностей развития звуковой стороны речи ребенка. В зависимости от этапа работы над звуком выбираются мультимедийные презентации и игры.

Этапы работы над звуком:

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация звука изолированно.
  4. Автоматизация звука в слогах.
  5. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях.
  6. Автоматизация звука в предложениях.
  7. Автоматизация звука в связной речи.

На этапе автоматизация звука изолированно, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Поймай пчелу», «Летит комарик», «Холодный ветерок», «Заведи машину», «Пароход», «Песенка гнома», «Тренер на поле» и др).

На этапе автоматизация звука в слогах, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Песенки сороки», «Уроки жука», «Ласточкино гнездо»).

На этапе автоматизация звука в словах и словосочетаниях, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Смешарики», «Заяц- хваста», «Лунтик», «Кот и мыши»).

На этапе автоматизация звука в предложениях, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («В гостях у Нюши», «Веселое путешествие», «Пчелка Мая»).

На этапе автоматизация звука в связной речи, в зависимости от поставленного звука используются следующие варианты игр («Найди лишнюю картинки», «Составь рассказ», «Бабушка- загадушка»).

Работа по автоматизации звука в слове, словосочетании, предложении, связной речи идет одновременно с работой по развитию слухового внимания, фонематических процессов, лексико-грамматической сферы, связной речи.

8. Литература:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). //  Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.
4. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Программа развития правильного звукопроизношения / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2016.
5. Чернякова, В.Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М.: Сфера, 2015.
6. Щерба, Н.В. Звуки в картинках. Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения / Н.В. Щерба. - М.: Белый ветер, 2015.

Интернет ресурсы

  1. Сайт методических изданий, предназначенных для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. http://pedmir.ru/
  2. Всеросийский образовательный сайт, Логопедический портал. http://logoportal.ru/
  3. Электронный портал логопедов и дефектологов, все о развитии и коррекции речи детей и взрослых. https://www.logoped.ru/
  4. Электронный портал Логопедия для всех. http://www.logolife.ru/
  5. Международный образовательный портал Maam.ru. https://www.maam.ru/
  6. Электронный портал Открытый урок 1 сентября. https://urok.1sept.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.

Разработка  конспекта ( занятия) для детей  старшего  дошкольного  возраста   по развитию звуковой  культуры речи.  Программное содержание:1. Основные упра...

Дополнительная образовательная программа «Моё Оренбуржье» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса  «Мое Оренбуржье», обусловлен проблемой приобщения старших дошкольников к национально-культурным традициям Оре...

Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»

АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...

Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»

АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...