ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Песочные фантазии" | 517.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад №3 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
«Принято» на заседании педагогического совета СП «Детский сад № 3 комбинированного вида» Протокол № 1 от 30 августа 2016 г. | «Утверждено» Заведующий СП «Детский сад № 3 комбинированного вида» __________ В.Ш.Хайрутдинова от «___» ________ 2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Песочные фантазии»
(для детей старшего дошкольного возраста)
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел: Целевой.
- Пояснительная записка
- Этапы разработки и внедрения программы
2. Раздел: Содержательный.
- Описание содержания образовательной деятельности
- Календарно-тематическое планирование
3. Раздел: Организационный.
- Обеспечение материалами и средствами.
- Приложение 1. Диагностика детей в начале учебного года
- Приложение 2. Итоговая диагностика
- Приложение 3.Примерный тематический план
3.5. Приложение 4. Упражнения для развития мелкой моторики
3.6. Приложение 5. Развивающие упражнения
3.7. Приложение 6. Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
1. Раздел: Целевой.
1.1.Пояснительная записка
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Работая в логопедической группе детского сада, я обратила внимание на то, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Самый высокий процент патологий приходится на речевые нарушения. В нашем детском саду количество детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.
При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встаёт вопрос, какими методами и средствами пользоваться для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Одним из новейших и перспективных методов в работе является использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Совершенствование системы коррекционного образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной жизни.
Педагогами ДОУ ведутся поиски, на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка.
В связи с этим, проблема профилактики и повышения качества логопедической помощи дошкольникам становится особенно актуальной. Для оптимизации и эффективности коррекционно-логопедического процесса, успешности усвоения программы обучения дошкольников, имеющих речевые нарушения, успешно апробирована и внедрена в работу технология песочной терапии - системы юнгианской школы швейцарского аналитика Доры Калфф.
Научно-методической основой программы является технология «терапии песком», которая была предложена в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Приходиться признать, что уникальные возможности песка недостаточно используются для обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Объект работы по теме - дети старшей и подготовительной к школе групп. Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Предметом исследования стала песочная терапия. В ходе наблюдений я заметила ,что песочная терапия прекрасно помогает в развитии речи. Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.
Работая с детьми в рамках песочной терапии я поставила перед собой цель:
не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой через использование метода песочной терапии.
Задачи по реализации цели:
-обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
-сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
-активизировать словарный запас детей;
-помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
-развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
-вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Деятельность по реализации программы осуществлялась на основе следующих принципов в работе с детьми:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию и творческий подход.
- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям (как занимательному делу) и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный подход воображаемого в реальное и наоборот.
Для успешного решения задач я стараюсь использовать различные методы и приемы.
Методы: наглядно-слуховой, практический, объяснение, наглядно-зрительный, метод активизации творческих проявлений, метод экспериментирования, побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Приемы: дискуссии, беседы, игры – коммуникации, экологические и исторические игры, проективные игры, познавательные игры, рисование цветным песком, посыпание цветной морской солью, элементы сказкотерапии, музыкальное сопровождение.
Условия реализации программы:
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: сенсорная комната, которая оборудована индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для рисунков используется речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Имеется разнообразный сыпучий материал (манка, цветные мелки для покраски песка и манки, камушки, ракушки).
Ожидаемый результат
-Коррекция всех средств речи и ее основных функций;
-У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;
-Совершенствуются навыки коммуникации;
-Закрепятся представления об окружающем мире;
-Дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
Перспективы развития:
-разработать систему работы с использованием арт – технологии рисования песком для гармонизации детско – родительских отношений.
Пути реализации
Программа может быть с успехом реализован в любом дошкольном образовательном учреждении, в практической деятельности учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей, родителей с детьми дошкольного возраста при наличии необходимого минимума, требуемого при реализации метода пескотерапии.
1.2.Для реализации выше поставленных задач сформированы основные этапы разработки и внедрения программы
1 этап Информационно-диагностический | 2 этап Деятельностный | 3 этап Итоговый |
Подбор и анализ литературы по песочной терапии. Диагностика. | Разработка теоретического инструментария (целеполагание, разработка конспектов, виды игр с песком – их значение в развитии ребенка). Изготовление и приобретение необходимых материалов. Вовлечение родителей. Обобщение опыта среди коллег своего ДОУ и на уровне района. | Диагностика. Сообщение результатов. Публикации статей, методических рекомендаций. Предоставление опыта. |
2. Раздел: Содержательный.
2.1.Содержание образовательной деятельности
Данная рабочая программа составлена в соответствии с современными нормативно – правовыми документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской федерации»№ 237 от 29.12.2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( от 17.10.2013 № 1155)
Санитарно эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей 1 раз в неделю по 25-30 мин в соответствии с тематическим планом (Приложение 3), предусматривающим три цикла:
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;
3-й – фотографирование "картин", рефлексия.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом и с подсветкой. Для рисования используется специальный песок. В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:
развитие плавности, изящества и точности движений; умения работать кистью и пальцами обеих рук; координации руки и глаза;
овладение техническими умениями: регуляция силы движений,
определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
Каждая образовательная деятельность состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (Приложение 4,5,6).
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
1.Обучающие игры. Игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха, идет обучение письму и чтению.
2.Познавательные игры. Игры помогающие познать многогранность нашего мира.
3.Проективные игры. Игры направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания.
Структура занятия:
- Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
- Знакомство с правилами игр на песке;
- Формулировка темы занятия, инструкции к играм;
- Содержание занятия;
- Итог занятия, ритуал выхода.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4 человека), так и индивидуально.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.
Работа с детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной деятельности, в летнее время на участке детского сада.
Применяемая система игр, упражнений, заданий оказывает положительное влияние на уровень развития мелкой моторики кисти рук, помогает подготовить руку ребенка к письму, формирует правильную речь ребенка. В дальнейшем таким детям будет легче обучаться в школе. Уже к концу года дети, с которыми проводились игры, упражнения, физкультминутки для развития тонких движений пальцев рук с помощью песочной терапии, овладевают правильным произношением звуков. Игры на песке и игровые упражнения помогают ребенку уверенно держать карандаш и ручку, заплетать косичку и зашнуровывать ботинки, аккуратно строить из мелких деталей и лепить из пластилина. Будут развиваться пальцы рук, а значит, будет развиваться речь и мышление ребенка. Поэтому, включение упражнений и игр на песке на занятиях, в свободной деятельности детей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
В результате использования песка на занятиях повышается работоспособность и активность воспитанников. Дети надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.
Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют ручной умелости и зрительно-двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитие всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыки общения и эмпатии).
Вся работа по коррекции речевых нарушений средствами песочной терапии дает свои положительные результаты. Проводимую работу с песком планирую продолжить в дальнейшем, т.к. подобные занятия активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, речи, помогают дошкольникам подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу.
Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком: 1. Минимум расходных материалов. 2. Красота и пластичность. 3. Борьба со стрессогенными факторами.
Работа над рисунком начинается с фона. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Набираем песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по стеклу. Для рисования на светлом фоне набирается немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображаешь границы образов.
Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Использовала техники рисования песком: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка.
Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами. Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Более старшие ребята смогут создавать картины, используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.
2.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ Тема занятия Программное содержание
Рисование на песке | ||||||
1 | «Знакомьтесь | 1 | Познакомить детей со свойствами песка. | |||
песчинка» | ||||||
2 | «Волшебство линий» | 2 | Познакомить детей с техникой рисования | |||
на песке (в песочнице). | ||||||
3 | «Волшебная | 2 | Побуждать к творческим замыслам и | |||
песочница» | решениям. | |||||
4 | «Сказочное дерево» | 1 | Учить творчески, выражать свой замысел, | |||
рисуя | на | песке, | используя | |||
дополнительный | материал | (бусинки, | ||||
пуговицы). |
- «Следы невиданных 1Развивать воображение, мелкую моторику
зверей» | пальцев. | ||||||
Песочные картины по трафарету | |||||||
1 | «Овощи, фрукты» | 2 | Учить | рисовать | песком, | используя | |
трафареты. | |||||||
2 | «Домашние | 2 | Закреплять | умение | аккуратно | насыпать | |
животные» | песок. | ||||||
Предметное рисование песком (на планшетах) | |||||||
1 | "Морозные | узоры. | 2 | Учить детей рисовать пальцем завитки. | |||
Узоры на стекле" | |||||||
2 | «Морские | 1 | Закрепить | умение | выполнять | движение | |
водоросли» | синхронно. | ||||||
3 | «Золотая рыбка» | 1 | Развивать | фантазию, активность и | |||
самостоятельность детей. | |||||||
4 | «Сказочный домик» | 1 | Развивать тактильную чувствительность и | ||||
моторику пальцев. | |||||||
5 | «Сказочные птицы» | 2 | Учить рисовать пальцами синхронно, |
- «Нарисуй что-нибудь 1 Закрепить технические знания и умения. круглое»
4 | «Фрукты, овощи» | 2 | Развивать воображение. | |||
5 | «Первоцветы» | 2 | Развивать | мелкую | моторику | и |
воображение. | ||||||
6 | «Цветущее дерево» | 1 | Развивать тактильную чувствительность и | |||
моторику пальцев | ||||||
7 | «Красивый | 2 | Развивать | творческую | самостоятельность | |
орнамент» | через технику рисования песком. | |||||
8 | «Радуга» | 1 | Развивать чувство цвета, композиции. |
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ Тема занятия Программное содержание
Сюжетное рисование песком (простым и цветным)
1 | "Музыка | осеннего | 2 | Учить создавать образы под музыку, | |
леса» | развивать творческое воображение. | ||||
2 | «Натюрморт» | 2 | Учить творчески, выражать свой замысел, | ||
закреплять способы рисования. | |||||
3 | «Сказочные птицы» | 2 | Развивать воображение. | ||
4 | «Сказочные герои» | 2 | Развивать фантазию, закреплять знакомые | ||
приемы. | |||||
5 | «Поющая | тишина | 2 | Побуждать к творческим замыслам и | |
морских глубин» | решениям. | ||||
Рисование на световом столе (предметное и сюжетное) | |||||
1 | «На другой планете» | 2 | Развивать тактильную чувствительность и | ||
мелкую моторику пальцев. | |||||
2 | «Прекрасное рядом» | 2 | Закрепление знакомых техник рисования, | ||
(по замыслу) | развитие воображения. | ||||
3 | «Зимний лес» | 2 | Учить рисовать тыльной стороной руки. | ||
4 | «Звуки природы» | 2 | Учить выражать свои эмоции в рисунке | ||
через восприятие музыки. | |||||
5 | «В стране эльфов» | 1 | Развивать творческую самостоятельность | ||
через технику рисования песком. | |||||
6 | «Город сновидений» | 2 | Развивать | умение передавать форму, | |
(по замыслу) | размер. | ||||
Динамическое рисование | |||||
1 | «Разноцветная | 2 | Развивать | композиционные умения при | |
сказка» | изображении групп предметов. | ||||
2 | «Сказочные герои» | 2 | Учить творчески выражать свой замысел, | ||
закреплять способы рисования . | |||||
3 | «Сказочные герои» | 2 | Развивать фантазию, закреплять знакомые | ||
приемы. | |||||
4 | «Весёлый цирк» | 2 | Учить приему прищипывания , насыпания | ||
песка. |
- «Цветы тоже бывают 2 Закреплять навык рисования завитков. разными» (по замыслу)
- «Весенние фантазии» 2Воспитывать художественный вкус, в
познании прекрасного. | ||||
7 | «Летний | дождь. | 1 | Закрепить технические навыки и умения. |
Ураган» | ||||
8 | «Радуга над городом» | 1 | Развивать чувство композиции, чувство | |
фактурности. |
3. Раздел: Организационный.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 2 года для детей ОНР старшей и подготовительной групп (5-7 лет).
Методы организации учебного процесса:
деятельность фото- выставки видео или слайд-шоу
Формы работы:
подгрупповая
индивидуальная
Пути реализации: во второй половине дня.
Условия реализации программы:
Периодичность и продолжительность занятий: | ||
Группы | Старшая группа | Подготовительная |
группа | ||
Кол-во занятия | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
продолжительность | 25 мин | 30 мин |
Процесс обучения поделен на четыре этапа.
На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству. Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (Приложение 1).
Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. Заключительный этап - подведение итогов работы по данной методической разработке, итоговая диагностика по определенным критериям (Приложение2).
Общие условия организации песочной терапии.
Для песочной терапии используется следующее оборудование:
-световой стол с подсветкой, просеянный песок,
-большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир.
В классической песочной терапии существует классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
Это фигурки:
- Людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). Фигурки должны быть как динамические, так и статические.
- Наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).
- Летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).
- Обитателей водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы).
- Жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения.).
- Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
- Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).
- Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).
- Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).
- Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
- Предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари).
- Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы).
- Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).
- Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).
- Оружие.
- Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтэзи, фигурки-оборотни.
- Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.
Технические средства обучения:
- Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски,ноутбук.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006
- Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007
- Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
- Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
- Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии/СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)
- Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005
- Семенова О.В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.
- Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006
- Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностика детей в начале учебного года
Диагностика | развития | творческого | мышления, | воображения, | ||||
восприятия | ||||||||
Что это может | Детям предлагаются картинки, на которых изображены | |||||||
быть? (зрительно) | разнообразные фигуры, например двойной круг, | |||||||
десятиконечная звезда, буква "Х"). Они должны | ||||||||
придумать названия к картинкам и объяснить их. | ||||||||
Как | можно | Детям предлагается назвать как можно больше способов | ||||||
использовать | этот | использования | какого-либо | предмета, например | ||||
предмет? | пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, | |||||||
опрыскивателя и др. | ||||||||
Рисование "Чего на | Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, | |||||||
свете не бывает?" | например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по | |||||||
земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр. | ||||||||
"Что | На предлагаемых картинках дошкольники определяют, | |||||||
недорисовано?" | что художник забыл нарисовать, -оценка целостного | |||||||
восприятия | ||||||||
Диагностика мелкой моторики пальцев рук | ||||||||
Тест | "Пальчик, | Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его | ||||||
пальчик, | где | ты | протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы | |||||
был?" | этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до | |||||||
пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть | ||||||||
на другой руке тот палец, который педагог в этот момент | ||||||||
трогает. | ||||||||
Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, | ||||||||
мизинец и указательный. Различение среднего и | ||||||||
безымянного пальцев представляет трудность и для | ||||||||
семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что | ||||||||
пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, | ||||||||
различает несколько лучше, чем на левой | ||||||||
Приложение 2
Итоговая диагностика в конце учебного года
Ф.И. | Активность | и | Умение | Уровень | Уровень |
ребенка | самостоятельность | находить | тревожности, | формирования | |
в рисовании | новые | развитие | мелкой | ||
способы | психических | моторики | |||
изображения, | процессов | ||||
передавать | в |
работах свои чувства
Приложение 3
Приложение 4
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки) Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе) Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони) В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки) Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки") В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально) Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук) Я и все мои друзья!
"Колокольчик" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: - Дон-дон-дон, - Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук) - Ля-ля-ля, - Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту) Динь-динь-динь, - Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз) Бом-бом-бом, - Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам) Дзынь-дзынь-дзынь, - Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши) Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Приложение 5
Развивающие упражнения
"Колечко" Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь" Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
"Зеркальное рисование" Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга. "Ухо - нос" Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.
"Горизонтальная восьмерка" Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки" Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Медвежьи покачивания" Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.
"Снеговик" Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
"Накачаем мышцы" Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
"Часики" Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
"Рожицы" Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
"Жонглер" Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
"Водный велосипед" Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
"Пианист" Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
Приложение 6
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра"Тень"Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т.д.
Игра "Запретный номер" Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.
Игра "Вот он какой" Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?" Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
Упражнение "Мое настроение" Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.
Упражнение "Общение в паре" Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем -нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение "Сидящий - стоящий" Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно. Упражнение "Исследование лица" Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
Упражнение "Зеркало" Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.
Упражнения "Животные" Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.
Упражнение "Танец под музыку" Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.
Упражнение "Рисование на спине" Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Дополнительная образовательная программа «Моё Оренбуржье» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Мое Оренбуржье», обусловлен проблемой приобщения старших дошкольников к национально-культурным традициям Оре...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" для детей старшего дошкольного возраста 5-7(8) лет
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" разработана для обучения детей старшего дошкольного возраста технике оригами, развития мелкой моторики рук. Предназначена для воспит...