Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Керимова Ханым Гусейновна
Разработка  конспекта ( занятия) для детей  старшего  дошкольного  возраста   по развитию звуковой  культуры речи. 
 
Программное содержание:
1. Основные упражнения артикуляционной гимнастики:
- Рупор для губ;
- Движение языком направо и налево
2. Постановка звуков;
3. Изолированное произношение звуков;
4. Автоматизация звуков (закрепление звуков в слогах);
5. Упражнение «Слушай внимательно». (Разучивание на слух звуков «ж» и «ш»);
6. Упражнение: Произнести скороговорку шепотом,  громко, медленно – быстро;
7. Загадки (определить какой звук есть в слове - отгадке и где он расположен: в начале, в середине, или в конце);
Цель занятия:
1. Закрепление правильного произношения звуков «с» и «з» в словах и предложениях.
2. Развитие связной речи.
3.Развитие фонетического слуха, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Ход занятия
В.: - Дети, сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно. А что значит – говорить правильно? Это, прежде всего, правильно произносить все звуки. Например: правильно нужно сказать ворона, а не волона, шапка, а не сапка, ежик, а не език.
А для того, чтобы научиться говорить правильно, нужно чтобы не ленились ваши язычки.
А теперь сделаем зарядку для язычков: Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
 Упражнение на активизацию мышц губ:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Высунуть язык и попытаться достать кончиком языка нос, а потом подбородок.
А теперь внимание! Перед вами слово, здесь написано слово самокат. Кто мне скажет, сколько в этом слове букв? Сколько звуков, сколько слогов?
Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. 
 Скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).
Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц? Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.
Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».
А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.
Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.
Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.
1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)
А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).
А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.
Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.
2. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)
Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.
Зо-зо-зо,здесь привязона коза,
Зы-зы-зы,мало травки у козы,
За-за-за,залезаеть в сад коза,
Зу-зу-зу,привязали мы козу,
За-за-за,здесь привязона коза.
Са-са-са,самокат без колеса,
Су-су-су,стукну сам по колесу,
Со-со-со,сам поставлю колесо!
Сом-сом-сом,самокат стал с колесом.
3.Слушайте третье  задание: вот перед вами дом, в нем три этажа.
На первом этаже живут животные, названии которых слышится звук «с».
На втором живут животные, в названии которых слышится звук «з».
А на третьем этаже, все остальные животные, в названии которых не слышны звуки «ж» и «ш».
Ответы детей:
Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой.
Физкультминутка
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять
Негде зайчику скакать
Всюду ходит волк, волк
Он зубами щелк, щелк
А мы спрячемся в кусты
А прячься заинька и ты.
Ты волчище, погоди!
Как попрячемся иди!
4.Слушайте задание:  Давайте определим место звука в словах (где стоит звук: в начале слова, в середине, в конце).
Например: шорох, шакал,змея,жираф,суслик,зебра.
Дополни фразы:
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
А рядом бегемотики
Схватились за (животики)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький (снежок)
Нет, твой голос не хорош
Слишком тихо ты (поешь)
Долго - долго крокодил
Море синее (тушил)
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на (машине)
Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.
Молодцы! Со всеми заданиями справились!
Что вам понравилось на занятии больше всего?
Что было сложно выполнять (легко)?
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Игры, стихотворения и речевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования культуры речи

Дети, в соответствии с игровой задачей (развивать культуру речи, умение делать комплимент, выражать одобрение; развивать связную речь, ее выразительность, развивать память и т.д.), повторяют вслед за ...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"

Конспект занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...

Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка словообразования.Активизация словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.Развивать психические процессы (память, вним...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Знакомство с культурой Китая"

Увлекательное занятие для знакомства ребят с культурой других стран....