Разработка конспекта ( занятия) для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.
Программное содержание:
1. Основные упражнения артикуляционной гимнастики:
- Рупор для губ;
- Движение языком направо и налево
2. Постановка звуков;
3. Изолированное произношение звуков;
4. Автоматизация звуков (закрепление звуков в слогах);
5. Упражнение «Слушай внимательно». (Разучивание на слух звуков «ж» и «ш»);
6. Упражнение: Произнести скороговорку шепотом, громко, медленно – быстро;
7. Загадки (определить какой звук есть в слове - отгадке и где он расположен: в начале, в середине, или в конце);
Цель занятия:
1. Закрепление правильного произношения звуков «с» и «з» в словах и предложениях.
2. Развитие связной речи.
3.Развитие фонетического слуха, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Ход занятия
В.: - Дети, сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно. А что значит – говорить правильно? Это, прежде всего, правильно произносить все звуки. Например: правильно нужно сказать ворона, а не волона, шапка, а не сапка, ежик, а не език.
А для того, чтобы научиться говорить правильно, нужно чтобы не ленились ваши язычки.
А теперь сделаем зарядку для язычков: Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
Упражнение на активизацию мышц губ:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Высунуть язык и попытаться достать кончиком языка нос, а потом подбородок.
А теперь внимание! Перед вами слово, здесь написано слово самокат. Кто мне скажет, сколько в этом слове букв? Сколько звуков, сколько слогов?
Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много.
Скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).
Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц? Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.
Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».
А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.
Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.
Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.
1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)
А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).
А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.
Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.
2. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)
Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.
Зо-зо-зо,здесь привязона коза,
Зы-зы-зы,мало травки у козы,
За-за-за,залезаеть в сад коза,
Зу-зу-зу,привязали мы козу,
За-за-за,здесь привязона коза.
Са-са-са,самокат без колеса,
Су-су-су,стукну сам по колесу,
Со-со-со,сам поставлю колесо!
Сом-сом-сом,самокат стал с колесом.
3.Слушайте третье задание: вот перед вами дом, в нем три этажа.
На первом этаже живут животные, названии которых слышится звук «с».
На втором живут животные, в названии которых слышится звук «з».
А на третьем этаже, все остальные животные, в названии которых не слышны звуки «ж» и «ш».
Ответы детей:
Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой.
Физкультминутка
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять
Негде зайчику скакать
Всюду ходит волк, волк
Он зубами щелк, щелк
А мы спрячемся в кусты
А прячься заинька и ты.
Ты волчище, погоди!
Как попрячемся иди!
4.Слушайте задание: Давайте определим место звука в словах (где стоит звук: в начале слова, в середине, в конце).
Например: шорох, шакал,змея,жираф,суслик,зебра.
Дополни фразы:
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
А рядом бегемотики
Схватились за (животики)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький (снежок)
Нет, твой голос не хорош
Слишком тихо ты (поешь)
Долго - долго крокодил
Море синее (тушил)
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на (машине)
Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.
Молодцы! Со всеми заданиями справились!
Что вам понравилось на занятии больше всего?
Что было сложно выполнять (легко)?