Дополнительная образовательная программа «Моё Оренбуржье» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Мое Оренбуржье», обусловлен проблемой приобщения старших дошкольников к национально-культурным традициям Оренбуржья; приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры, культуры народов населяющих Оренбургский край. Программа реализуется с учетом национально-культурных условий: многонациональность Оренбургского края, географическое расположение области определяющие труд людей, переплетение русских, татарских, башкирских, казахских и других культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moyo_orenburzhe.docx | 429 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад№35 «Светлячок»
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
г.Новотроицк Оренбургская область.
Дополнительная образовательная программа
«Моё Оренбуржье»
для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Автор – составитель: Бережная Е.В.
воспитатель 1 квалификационной категории
2016 г
Содержание
Разделы программы | Стр. |
1.Целевой раздел Программы «Моё Оренбуржье» | 3 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 12 |
2.Содержательный раздел Программы «Моё Оренбуржье» | 13 |
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: | 13 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 15 |
2.3. Содержание Программы «Моё Оренбуржье» | 18 |
2.3.1 Старшая группа | 18 |
2.3.2 Подготовительная группа | 28 |
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 34 |
3.Организационный раздел Программы «Моё Оренбуржье» | 35 |
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы | 35 |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды | 36 |
3.3. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 37 |
4. Дополнительный раздел. | 37 |
4.1 Краткая презентация программы | 37 |
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
1.Целевой раздел Программы «Моё Оренбуржье»
1.1 Пояснительная записка
Актуальность: в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и быт. Отбирая соответствующий материал, мы старались сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
История распорядилась так, что наш край оказался непосредственной «зоной контакта» двух культур - азиатской и европейской, двух мировых религий – христианской и мусульманской. Этим обстоятельством объясняются многие особенности культуры, хозяйственного уклада и традиций Оренбуржья. Область исторически сложилась как многонациональная. Она в этом смысле поистине уникальна. Поэтому одно из приоритетных направлений деятельности региональной власти - национальная политика, удовлетворяющая интересы и потребности всех национальных и этнических групп, в ней проживающих.
Оренбургская область относится к территориям, в которых различие социально-экономических, социокультурных, духовно-нравственных и иных укладов и типов отношений не просто резко выражено, но и не достаточно подкреплено соответствующей производственно-технической, социальной и культурной базой. Учет этих проблем обуславливает подход к национально - региональному компоненту образования.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольном учреждении является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков.
Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Мое Оренбуржье», обусловлен проблемой приобщения старших дошкольников к национально-культурным традициям Оренбуржья; приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры, культуры народов населяющих Оренбургский край. Программа реализуется с учетом национально-культурных условий: многонациональность Оренбургского края, географическое расположение области определяющие труд людей, переплетение русских, татарских, башкирских, казахских и других культур.
Новизна: современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства.
В условиях обновления современного общества происходит переоценка морально-этических норм и идеалов. Программа призвана прививать любовь к малой Родине.
Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения, для которых Новотроицк – малая Родина, это – уникальная часть Оренбуржья.
Программа «Мое Оренбуржье» реализует задачи образовательной области «Познавательное развитие». Интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное –эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Обозначены основные наиболее актуальные на сегодня направления деятельности дошкольного учреждения в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента.
- Цель и задачи реализации Программы
Цель программы – расширение у старших дошкольников представлений о родном городе Новотроицк и Оренбургской области, истории возникновения, достопримечательностях, природных богатствах, социально – экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Образовательные:
- Формировать систему знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
- Формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- Обогатить знания старших дошкольников о городе Новотроицк, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края;
- Способствовать социализации воспитанников;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края;
- Прививать навыки здорового образа жизни;
- Воспитывать уважение к труду жителей города, создающих красивый город;
- Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы, осуществляемые в реализации Программы:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. Сотрудничество ДОО с семьёй;
5. Приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках Программы стали:
- личностно-ориентированный подход (субъектном отношении педагога к ребенку);
- гуманитарный подход (в качестве основной педагогической ценности выдвигает конкретного ребёнка, и рассматривает его как высшее достижение мира с его внутренним пространством, спецификой индивидуального процесса познания);
- деятельностный подход (предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельности ребенка в общем контексте образовательного процесса с учетом детских видов деятельности).
1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей старшего дошкольного возраста
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года (старшую и подготовительную у школе группы). Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность). Предлагаемый в перспективных планах порядок тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Реализация Программы осуществляется в 3 этапа.
1 этап - подготовительный, включает в себя:
1. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, крае, его истории, достопримечательностей;
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного
города, края.
2 этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
3. Совместные мероприятия детей старшей и подготовительной групп;
4. Экскурсии по городу;
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды;
6. Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
3 этап – заключительный, включает в себя:
1. Мониторинг детей;
2. Анкетирование родителей;
3. Выводы и предложения.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Создание альбомов о городе родном крае, стране.
Создание выставки «Самое красивое место в городе».
Викторины.
Стенгазеты.
Реализация проектов.
Для решения вопросов по реализации Программы создаются организационные условия, которые предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать и направлять работу. Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции:
- Воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют знания о своём городе, родном крае, животном и растительном мире Оренбургской области, о жизни и быте коренных жителей, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы;
- Музыкальный руководитель оказывает влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников посредством классической музыки в современной обработке и т.д.;
- Инструктор по физической культуре проводит физкультурно- оздоровительную работу с учётом регионального компонента;
- Совет родителей осуществляет контроль работы участников педагогического процесса, принимает участие в совместной деятельности ДОО и семьи в организации экскурсий, целевых прогулок и т.д.;
- Заведующий осуществляет контроль над работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово-экономическую деятельность, учебно-воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста:
от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
От 6 до 7 лет
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий — путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни сельских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном селе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко дню села, Дню Победы.
Предметно-пространственная развивающая среда.
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду. Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине. В группах оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом, включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д.
Социальное окружение ДОУ.
Вблизи детского сада расположены: гимназия №1, средние общеобразовательные школы №13, №15, детская поликлиника, плавательный бассейн «Волна», Музейно-выставочный комплекс, что позволяет выстраивать взаимодействие данных социальных институтов по принципу сотрудничества и преемственности.
- Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.
Старшая группа
-Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе Новотроицка и Оренбуржья.
-Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города; ориентируются на карте города.
-Знают некоторые народности, населяющие край и имеют представления об их быте и условиях проживания.
-Знают сказки, легенды, обычаи народа, традиционные занятия коренного населения, промыслы.
-Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений.
-Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны.
Подготовительная к школе группа
-Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях; знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
- Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеют представления о геральдике.
-Могут назвать малочисленные народности, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде.
-Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты
-Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания; знают разнообразие растительного мира: лиственница, клюква, смородина; знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения.
-Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных.
2.Содержательный раздел Программы
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Задачи:
1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме организованной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Связь с образовательными областями
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | - дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями); - формировать бережное отношение к природе родного края. |
Художественно – эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности. |
Социально - коммуникативное развитие | - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного края |
Физическое развитие | -развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы |
Речевое развитие | - развивать культуру речи; - знакомить с писателями, их творчеством; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы). |
Направления работы по ознакомлению с родным краем
В старшей группе дети получают общие сведения о месте проживания – Новотроицк. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц. Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.
Начинается работа по знакомству с народностями, населяющими край; их национальной одеждой, традиционными занятиями, с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
Также дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.
В подготовительной группе продолжается работа по всем темам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о климатических и географических особенностях края, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов края, их достопримечательностями, геральдикой.
Много внимания уделяется растительному и животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые) - особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Формы работы с детьми дошкольного возраста
При реализации Программы используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:
игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры - драматизации, подвижные игры имитационного характера;
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, природой;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества).
заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям;
рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, связанной с восприятием музыки;
игра на музыкальных инструментах;
упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;
танцы;
занятия различными видами деятельности: игровые, сюжетные, тематические, комплексные, тренирующие;
физкультминутки.
Методы реализации Программы
Основными методами реализации Программы «Моё – Оренбуржье» в дошкольном учреждении являются:
- словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение)
- наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения)
- практические методы (исследование, экспериментирование).
- игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы)
- методы формирования сознания детей (объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение и др.)
- методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.)
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.)
- методы контроля эффективности образовательного процесса (все диагностические методы- беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности)
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, используются следующие группы методов реализации Программы:
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (поощрение, наказание)
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельность (приучение здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами)
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.)
Методы по характеру деятельности взрослых и детей:
- информационно-рецептивные – быстрая передача информации (рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение)
- репродуктивные - многократное повторение ребёнком информации или способа деятельности (упражнения на основе образца воспитателя, беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель)
- проблемного изложения - педагог ставит проблему и показывает путь её решения (рассказ воспитателя о способе решения проблемы, наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин, дидактические игры: лото, домино и др.
- эвристические, исследовательские, проекты – поисковая проблемная задача (дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа)
Средства реализации Программы
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Особое место занимают в ней средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
2.3 Содержание Программы «Моё Оренбуржье»
Тематическое планирование по программе:
2.3.1Старшая группа
месяц | неделя | Тема недели | Программное содержание |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1 неделя | Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе | Определение первичного уровня знаний детей о Родине. |
2 неделя | Мой родной Новотроицк | Закрепить знания о родном городе: название города, герб. История возникновения города, его названия. Древние постройки. Беседа: «День города». Познакомить детей с географической картой России и Оренбургской области; странами-соседями нашей области | |
3 неделя | Достопримечательности родного города. | Закрепить знания о родном городе: достопримечательности города, памятники, монументы ит.д | |
4 неделя | Улицы родного города - моя улица. | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки | |
1 неделя | Дома бывает разные | Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дорога. Обогащать словарь: многоэтажный дом | |
2 неделя | Городские здания | Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объясни», что дома бывают жилые и нежилые, пополнить словарь : школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, бассейн, ледовый дворец, банк, магазин. | |
3 неделя | Золотая осень | Развивать у детей интереса любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени | |
4 неделя | Беседа о жизни животных и птиц осенью | Закреплять знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите. | |
1 неделя | Зачем нужна деревня? | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине | |
2 неделя | Беседа о труде хлеборобов осенью | Уточнить, закрепить знания детей о труде хлеборобов (рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу). Активизировать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий – комбайнёр, дождевальная установка. Учить осмысленно отвечать на вопросы воспитателя и понятно для окружающих выражать свои мысли. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны. | |
3 неделя | Основные промышленные предприятия города Новотроицк. | Познакомить с предприятиями родного города «Уральская сталь», НЗХС, ЮУГПК и др. развивать интерес к познанию родного города. | |
4 неделя | Места отдыха горожан. | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с местами отдыха в родном городе (парк, аллея славы, детские площадки и др.), воспитывать патриотические чувства к малой родине. | |
1 неделя | Наземный пассажирский транспорт родного города. | Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнить словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: автобус, трамвай, маршрутное такси . | |
2 неделя | Путешествие на почту | Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес. | |
3 неделя | Новый год у ворот | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. | |
4 неделя | Новогодний праздник | Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким | |
1-2 недели | Промежуточная диагностика уровня знаний по программе | Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода. | |
3 неделя | Святки, колядки. | Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками; разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. | |
4 неделя | Беседа о жизни животных и птиц зимой. | закрепить представление детей об особенностях приспособления птиц и животных к окружающей среде; развивать познавательный интерес к жизни обитателей леса, логическое мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы; - воспитывать сочувствие к животным и птицам, осознание взаимосвязей в природе. | |
1 неделя | Детская художественная школа: чем и как работают художники? | Познакомить с художественной школой в родном городе, её назначение; познакомить детей с работой художника. Дать знания о том, что художники – это люди, которые пишут картины, ваяют скульптуры, расписывают посуду, игрушки, мебель, придумывают узоры на ткани. Показать значимость профессии художника для общества. Воспитывать интерес к профессии художника. Обогатить словарь: пейзаж, портрет, натюрморт, холст, жанр, репродукция, музей. | |
2 неделя | Детская музыкальная школа: музыканты и музыкальные инструменты. | Познакомить с музыкальной школой в родном городе, её назначение. Развитие музыкального восприятия путем знакомства детей с музыкальными инструментами: внешний вид, способы звукоизвлечения, тембровые и динамические особенности. | |
3 неделя | Народный фольклор | Знакомить с устным народным творчеством разных народов. Закреплять умение различать национальные костюмы народов Оренбуржья. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам. Народные игры. | |
4 неделя | Масленица | Познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица; развивать речь, заучивая заклички, поговорки, воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. | |
1 неделя | Книжкин дом | Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонент, читатели, перелет, страницы, обложка, иллюстрация. | |
2 неделя | Знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова | Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова; приобщать к изобразительному искусству через восприятие иллюстраций Т. Я. Калининой; приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским хороводом; развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы; воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта. | |
3 неделя | Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова | Познакомить детей с творчеством великого русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича; подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев сказок. | |
4 неделя | Беседа о жизни животных и птиц весной. | Закрепить представление детей об особенностях приспособления птиц и животных к окружающей среде в весенний период; воспитывать сочувствие к животным и птицам, осознание взаимосвязей в природе. | |
1 неделя | Сравнительная беседа «Мой Новотроицк в Оренбуржье». | Сравнить родной город с другими городами Оренбургской области: своим месторасположением, богатствами, населением и др. Воспитывать любовь к родному городу. | |
2 неделя | Беседа о труде людей в полях и садах весной. | Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе; знакомство с профессией садовник, наблюдение за работой дворника; наблюдение за посадкой семян цветочных растений и овощей на грядках; формировать желание помогать взрослым; воспитывать уважение к труду взрослых. | |
3 неделя | Добрые соседи. | Познакомить детей с традициями чаепития народов Оренбургской области, национальными блюдами; воспитывать интерес к традициям разных народов; закреплять умение различать национальные костюмы народов Оренбуржья. | |
4 неделя | Родной город (итоговое занятие.) | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине. | |
1 неделя 2 неделя | День Победы | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства | |
3 неделя 4 неделя | Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе | Обследование детей на определение итогов знаний по программе |
2.2.2Подготовительная к школе группа
Месяц | неделя | Тема недели | Программное содержание |
сентябрь | 1 неделя | Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе | Определение первичного уровня знаний детей о Родине. |
2 неделя | Мой родной город Новотроицк. | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине. | |
3 неделя | Моё родное Оренбуржье. | Закрепить знания о родном крае Оренбургском; воспитывать любовь к малой Родине. | |
4 неделя | Народы, живущие на Урале. | Закрепить знания детей о народах населяющих Оренбургский край. Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Познакомить с жилищами других народов и их особенностями. Развивать у детей желание рисовать национальные дома, использовать художественные элементы украшения домов. | |
октябрь | 1 неделя | Быт и традиции народов Оренбуржья. | Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Закрепить знания детей о народах населяющих Оренбургский край и их быте и культуре. |
2 неделя | Праздник «Осень на Урале». | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку | |
3 неделя | Народный фольклор. | Знакомить с устным народным творчеством разных народов. Закреплять умение различать национальные костюмы народов Оренбуржья. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам. Народные игры. | |
4 неделя | Оренбургский пуховый платок. | Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялка, веретено. Познакомить с элементами оренбургского кружева, закреплять навыки рисования узора без прорисовки. Приобщать к истокам русской народной культуры. Продолжать формировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве, развивать творческие способности. | |
ноябрь | 1 неделя | «Уральские самоцветы»-знакомство с камнерезным искусством Уральских мастеров. | Обобщать и расширять представления детей о богатстве уральского края; закреплять понятия старинные, современные, творческие применительно к богатствам родного края; |
2 неделя | Основные предприятия Оренбуржья. | Познакомить детей с предприятиями на территории Оренбургской области. Воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю | |
3 неделя | Знакомство с произведениями уральских писателей. | Чтение произведений Аксакова, Бажова; прививать интерес к культурному наследию Оренбуржья. | |
4 неделя | Беседа «Лекарственные растения Урала». | Расширять представления детей о природе родного фая, воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использования в лечебных целях. | |
декабрь | 1 неделя | Богатства родного края. | Сформировать у детей представления о полезных ископаемых Оренбургского края (газ, нефть, соль…). Способах их добычи и их роли в жизни человека. |
2 неделя | Растительный мир Оренбуржья. | Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы | |
3 неделя | Животный мир Оренбуржья. | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. | |
4 неделя | Птицы Урала. | Расширять представления детей о птицах родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. | |
январь | 1-2 неделя | Промежуточная диагностика уровня знаний по программе. | Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода. |
3 неделя | Пришла коляда, отворяй ворота… | Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, святки, коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. | |
4 неделя | Беседа «На озере: речные и озёрные птицы и рыбы | Закрепить знания детей о пресноводных обитателях озёр и рек; развивать умение классифицировать рыб и водоплавающих птиц, гнездящихся на берегу озёр и рек; совершенствовать устную речь; активизировать словарный запас детей. | |
февраль | 1 неделя | Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные грибы и ягоды). | Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях; Продолжать знакомить с природой родного края; Развивать воображение, логическое мышление; Воспитывать бережное отношение к природе. |
2 неделя | Сравнительная беседа «Бабочки – жучки». | Знакомство с одной из многочисленных групп животных – насекомыми, их распространением, отличительными особенностями. Формирование нравственных качеств в процессе развития представлений о том, что в природе нет ненужных животных. Развитие представлений о многообразии насекомых родного края и их жизни. | |
3 неделя | Красная книга Оренбургской области. | Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете. | |
4 неделя | Волшебная дудочка. | Познакомить детей с народными музыкальными инструментами. Учит различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и звучанию. Развивать интерес к народным музыкальным инструментам. | |
март | 1 неделя | Госпожа Масленица. | Познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица; развивать речь, заучивая заклички, поговорки, воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. |
2 неделя | Мы – россияне. | Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» | |
3 неделя | Москва – столица России. | Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее истерическим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства | |
4 неделя | Планета Земля – наш дом. | Расширять представления детей о планете Земля. Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь. Показать различие и сходство людей разных рас. Формировать желание любить и беречь Землю. | |
апрель | 1 неделя | Россия – наша Родина. | Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина |
2 неделя | Покорение космоса. | Вызвать интерес к космическому пространству; - расширять представления детей о профессии летчика – космонавта; - воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию; - познакомить с учёным- самоучкой К. Э. Циолковским, конструктором С. П. Королевым, стоявшими у истоков развития русской космонавтики; - закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну. | |
3 неделя | Я – ребёнок! Я имею право. | Знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка; знакомить с основами правового воспитания, дать представление о семье как гаранте прав ребенка; воспитывать любовь и уважение к своим близким, формировать этические представления; формировать у детей представления о правах человека через литературные произведения; | |
4 неделя | Великий праздник – Пасха. | Познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением, развивать творческие способности, воспитывать интерес к традициям русского народа. | |
май | 1-2 неделя | День Победы. Беседы о войне. | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства |
3-4 неделя | Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе | Обследование детей на определение итогов знаний по программе |
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно - информационную работу.
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительных услугах | Сентябрь | Воспитатели |
Оформление информационного стенда: памятки, буклеты | В течение года | Воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем | В течение года | Воспитатели |
Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье | В течение года | Воспитатели |
Совместный просмотр презентаций и видеороликов по тематике вместе с родителями | Декабрь - январь | Воспитатели |
Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах | В течение года | Воспитатели |
Создание мини – книг, макетов по темам | Февраль - май | воспитатели |
3.Организационный раздел Программы «Моё Оренбуржье»
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно - методический комплект, оборудование, оснащение.
Материально-техническое обеспечение Программы
• мультимедиа;
• интерактивное оборудование;
• символика города Новотроицк и Оренбургской области;
• пособия: рисунки зимующих птиц, перелётных птиц, деревьев,
животных;
• дидактический материал - национальные орнаменты;
• видео-аудио-библиотека.
Научно-методическое обеспечение Программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации» № 273;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом
Минобрнауки России от 17октября 2013 г. № 1155;
- Образовательная программа ДОО.
Методические пособия:
Альтов, В. Новотроицк / В. Альтов.- Челябинск, 1982.-96с.
Борцова, Л.В. Ребенок входит в мир социальных отношений: практическое пособие. Часть 1 /Л.В.Борцова, Н.Н.Неволина, Е.Г.Молчанова и др.;– Омск: БОУДПО ИРООО, 2009.–120с
Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / Зеленова, Н.Г., Осипова Л.Е. – М.: Скрипторий, 2010.
Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру./С.А.Козлова. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками,/Л.И.Катаева. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.- 224с.
«Край Оренбургский» - Южно-уральское издательство г. Челябинск
Наш дом Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / ред.составитель Е.С. Бабунова – Челябинск, 2007
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. \ Новицкая М.Ю. М.: Линка – Пресс, 2003.-200 с.
Новотроицк: город и люди /[авт.-сост. А. Тепляшин].- Новотроицк, 2004.-500с.
Секрет, М. Слово о Новотроицке / М. Секрет.- Новотроицк, 2000.- 192с.+ цв. вкл.л. 163с.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Во всех группах имеется центр краеведения, где представлены:
- государственная символика (герб, флаг и гимн Новотроицка и Оренбургской области);
- нагляный материал о родном городе и крае;
- художественная литература – произведения местных авторов, авторов писавших об Оренбуржье;
- для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей;
- для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);
- собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей;
- разработаны совместно с родителями проекты, лэпбуки о малой родине;
- созданы игровые материалы.
3.3. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Программа рассчитана на два года работы с детьми старшей и подготовительной групп:
старшая группа: занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Недельная нагрузка по программе составляет 25 минут. Общая нагрузка по программе – 675 минут / 11часов 25 минут.
подготовительная группа: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30
минут. Недельная нагрузка по программе составляет 30 минут. Общая
нагрузка по программе – 810 минут / 13 часов 50 минут.
Данные формы ОД реализуются также в режимных моментах:
- совместная деятельность педагога и детей,
- самостоятельная деятельность детей,
- совместная деятельность с семьей.
4. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы
4. 1.Краткая презентация Программы
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МДОАУ «Детский сад № 35» предназначена для детей от 5 до 7 лет. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе. Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации дополнительной программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" для детей старшего дошкольного возраста 5-7(8) лет
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" разработана для обучения детей старшего дошкольного возраста технике оригами, развития мелкой моторики рук. Предназначена для воспит...