Современные педагогические технологии в логопедической практике
консультация по логопедии
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Умка» г. Павлово
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Современные педагогические технологии
в логопедической практике»
Подготовила: учитель-логопед
Г.В. Харитинова
2021г.
1 слайд На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
2 слайд Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
3 слайд Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:
- обеспечить достижение определённых задач,
- повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,
- гарантировать его высокий уровень.
В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.
По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
4 слайд Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
5 слайд Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Рассмотрим некоторые современные педагогические технологии, используемые мной в своей работе:
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно- коммуникационные технологии
№п\п | Образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения в педагогическую деятельность | Результаты использования |
1. Здоровьесберегающие технологии. | ||||
6 слайд Технологии формирования речевого дыхания | Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. | Упражнения для дыхания на индивидуальных, подгрупповых занятиях. | Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. | |
7 слайд Зрительная гимнастика | Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. | Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. | Профилактика миопии. | |
8 слайд Релаксация | Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение. | Является одним из этапов работы | Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. | |
9 слайд Мимическая гимнастика | Способствует коммуникации, эмоциональному развитию | Выполняется на индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции | Более четкая мимическая картина | |
10 слайд Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. | Развивает общую моторику, координацию движений и речи, снимает мышечное напряжение. | Физминутки по лексическим темам. | Повышение работоспособности, профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи. | |
11 слайд Гимнастика для пальчиков. Кинезитерапия | Развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений, манипуля-цию с предметами, ручную умелость, снимает синкенезию и мышечные зажимы. | Крупотерапия, песочная терапия, су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки | Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития. | |
12 слайд Кинезитерапия Логоритмика | Развивает умственные способности и физическое здоровье через определенные двигательные упражнения | Комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. «Кулак-ребро-ладонь» | Повышение стрессоустойчивости, улучшение мыслительной деятельности, способствует улучшению памяти и внимания, улучшает настроение, самочувствие. | |
13 слайд Гидрогимнастика Акватерапия | Совершенствует мелкую моторику рук. Помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. | Игры с мячиками, камешками, косточками, палочками. Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде (мячей, бусинок, мелких игрушек | Развитие зрительно-моторной координации. Быстродействующий, успокаивающий метод стабилизации эмоционального состояния | |
14 слайд Песочная терапия. Су-джок терапия. | Создает специальные условия и подходы для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешно-го освоения коррекци-онно-образовательных задач детьми. Можно использовать в качестве массажа при дизартрических рас-стройствах, для разви-тия мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. | Набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее). Прокатывание резиновых шипованных мячиков между ладошками , по ладошкам и пальчикам, выполнять вращательные движения вперёд или назад | Возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми с ОВЗ. Оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. | |
15 слайд Биоэнергопластика | Активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию мелкой и артикуляционной моторики. | На каждого ребёнка комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка. | Улучшается речь. | |
16 слайд Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры. | Стимулирует и активизирует мышечный тонус. | Комплексы упражнений на занятии, как один из этапов работы. | Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи. | |
2. | 17 слайд Информационно- коммуникационные технологии | Оказывает положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. | Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного произношения. | Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания. |
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Харитинова Г.В.
Лист обратной связи. Консультация «Современные педагогические технологии в логопедической практике».
1.Что такое педагогические технологии? | |
2. Какова структура образовательной технологии? | |
3. Какие современные педагогические технологии, используете вы в своей работе? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО
Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный...
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....
Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»
Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
laquo;Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»....
Презентация Современные педагогические технологии в логопедической практике
Презентация Современные педагогические технологии в логопедической практике...