«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»
методическая разработка
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личност
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya_rht_sposobnostey.docx | 62.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология
развития художественно – творческих способностей
у детей дошкольного возраста с помощью
нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Педагогическая технология художественно-творческого развития:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Данная технология способна решать следующий комплекс задач:
- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;
- приобщение детей к художественной культуре и овладение системой знаний в области искусства;
- развитие общих и специальных способностей в разных видах художественной деятельности;
- формирование творческой субъектной позиции ребёнка, и на этой основе развитие воображения, мышления, памяти и речи.
Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.
Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.
Первый элемент его – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.
Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребёнку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.
Третий элемент алгоритма – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.
Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:
Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно - и эстетически - обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.
Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.
Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.
Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.
Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядно-слуховой; наглядно-зрительный; метод проблемных, поисковых ситуаций; практические методы; игровой метод.
Выделенные этапы технологии представляют собой логическую систему решения обозначенных целей и задач.
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
В своей работе опиралась на методические разработки:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский,
В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов
(Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка- дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Компоненты творческих способностей:
1. творческое мышление;
2. творческое воображение.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.
Схема педагогической технологии
развития художественно – творческих способностей
у детей дошкольного возраста с помощью
нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Целевой модуль. | Цель: Развитие художественно-творческих способностей у старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Задачи: обучающие выявление, углубление и обогащение знаний и умений детей по графике и технике рисунка, восприятии и связанном с ним представлении, эстетическом восприятии явлений реального мира, интеллектуальной активности, а также по нетрадиционным техникам; развивающие: развитие потребности в освоении нетрадиционных техник изобразительной деятельности, в сочетании традиционных и нетрадиционных техник при создании рисунка; воспитывающие: воспитание положительного, осознанного отношения ребенка к собственной изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник, ее результату, к экспериментированию с выходом на конкретный продукт, поощрение и поддерживание творческой находки. |
Концептуальный модуль. | Классификационные параметры технологии (Г. Селевко): По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: гуманистическая. По ведущему фактору психического развития: комплексная. По научной концепции усвоения опыта: развивающая. По ориентации на личностные структуры: информационная, эвристическая (развитие творческих способностей). По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая. По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп. По организационным формам: ООД с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребёнку: личностно ориентированная. По преобладающему методу: развивающая, объяснительно-иллюстративная, творческая, игровая. По категории обучаемых: массовая. В основе технологии лежат общедидактические принципы:
|
Содержательный модуль. | Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» |
Процессуально – деятельностный модуль | Участники образовательного процесса: дети 4-5 лет, воспитатели, родители. Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями. Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирования с инструментами и красками, беседы по картинам, дидактические и подвижные игры, упражнения, метод эвристических поисковых ситуаций, метод сотворчества. Последовательность: поэтапная реализация каждого цикла программы «Цветные ладошки» (обучение основным приемам работы кистью в нетрадиционных техниках, развитие цветового восприятия; расширение опыта художественно-творческой деятельности с помощью нетрадиционных техник, развитие композиционных умений; объединение в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях). Формы: интегрированные занятия, экскурсии, выставки детского творчества. |
Диагностика результативный модуль. | Результат: оптимальный, допустимый, критический уровни развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические методы: тесты, беседа, наблюдения, диагностическое рисование. |
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Свою работу по развитию художественно творческих способностей осуществляла со средней группой.
В группе, с которой я работала, с 2018 по 2019 год было 21 ребенок.
Результативность работы:
Начало года
Высокий уровень — 8 чел. — 38%
Средний уровень- 12 чел. — 57%
Низкий уровень — 1чел. — 5%
Конец года
Высокий уровень — 9 чел. — 42%
Средний уровень - 11 чел. — 53 %
Низкий уровень — 1 -5%
В младшей группе 2018 – 2019 учебный год. 26 человек.
Начало года
Высокий уровень — 10 чел. — 38%
Средний уровень- 15 чел. — 57%
Низкий уровень — 1чел. — 5%
Конец года
Высокий уровень — 11 чел. — 42%
Средний уровень - 15 чел. — 58 %
Низкий уровень —
Перспектива в работе
Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств.
За истекший период 2018– 2019 учебные года наметились результаты:
- воспитанники являются призерами муниципальных, всероссийских конкурсов;
- дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельностью у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;
- дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;
- дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;
- показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.
Литература.
- Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология» (научные направления: педагогические науки; психологические науки) № 3(6), 2011г
- Технологический аспект проблемы формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста. Сборник научно – педагогических работ. под ред. О.В. Дыбиной (и др.). – Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...
Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО
Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный...
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....
Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»
Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
laquo;Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»....
Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.
Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...