Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО
статья по теме
Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный рост педагогов, повышают педагогическую культуру родителей. В статье даны описания некоторых из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современных педагогических технологии в работе детского сада | 31.11 КБ |
tehnologii.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО»
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный рост педагогов, повышают педагогическую культуру родителей.
Давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
В нашем детском саду положительный результат дает применение следующих технологий:
- Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Применяем следующие здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамический час, музыко-терапия, ходьба по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения, обтирание махровой рукавицей, ходьба по массажным коврикам, дорожкам, самомассаж рук и ног, релаксационные упражнения, коррекционные технологии, песочная терапия.
Подробнее остановлюсь на песочной терапии. В МАДОУ функционирует дополнительная образовательная услуга «Волшебные пальчики». Ее работа построена на частичном переносе речевых занятий в песочницу, что даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице можно сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Кроме того, мобильные песочницы с подсветками различных цветов используются учителями-логопедами, педагогом-психологом и воспитателями в коррекционной и индивидуальной работе с детьми. Ведь игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка.
С этого года в одной группе начинаем использование в индивидуальной работе так называемого «космического песка». Это уникальный материал для занятий с детьми. Он состоит из 98 % кварцевого песка и 2 % особого связующего вещества. Оно совершенно безвредно для малышей и не вызывает аллергии. Благодаря этому веществу кинетический песок может принимать любую форму и не рассыпаться.
- Еще одна эффективная технология - технология проектной деятельности. Это совместная целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Использование технологии проектирования способствует также повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей и повышению качества образования дошкольников.
Рассмотрим подробнее долгосрочный проект «Поклонимся великим тем годам…» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне), который был реализован в МАДОУ № 2 в 2014-2015 учебном году. Его цель – воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
В рамках проекта проводились следующие мероприятия:
- Чтение и обсуждение произведений о войне;
- Тематические занятия;
- Экскурсия к Обелиску;
- Экскурсия в городскую библиотеку № 2;
- Рассматривание иллюстраций;
- Консультирование родителей по организации выставки рисунков «Это день Победы», макетов военной техники времен ВОВ;
- Выставка рисунков «Этот день победы!»;
- Выставка открыток для ветеранов «Победный май»;
- Выставка макетов боевой техники времен ВОВ;
- Смотр-конкурс чтецов «Фронтовые письма»;
- Презентация книги памяти «Нашим отцам, дедам, прадедам посвящается…»;
- Концерт «У войны не детское лицо»;
- Презентация для всех участников образовательного процесса «И все о той войне…» (телевизор в холле вокруг бассейна).
Мы пришли к выводу, что проводимые мероприятия объединили детей, родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.
Педагоги активно участвуют в разработке проектов по организации развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников детского сада:
- создан и реализуется проект мини-музей «Русская изба»;
- ежегодно оформляются клумбы на групповых участках;
- периодически обновляются уголки развития детей в группах;
- оформление к праздникам.
3. Остановлюсь еще на одной эффективной технологии – технологии деятельностного метода «Ситуация», которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД. Эта технология является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольной ступени и дает конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):
1) введение в ситуацию.
2) актуализация.
3) затруднение в ситуации.
4) открытие детьми нового знания (способа действий).
5) включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
6) осмысление (итог).
Технология «Ситуация» универсальна. Чаще всего она применяется при решении задач ОО «Познавательное развитие», но успешно может применяться и в решении задач других образовательных областей.
- Хорошо зарекомендовала себя Технология «Портфолио педагога»
Портфолио - это папка документов, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях педагогического работника в межаттестационный период деятельности. Чтобы регламентировать требования к портфолио педагога в МАДОУ было разработано соответствующее положение, в котором указаны основные требования к структуре, содержанию, оформлению портфолио. На сегодняшний день портфолио имеется у каждого педагога ДОУ, а вот портфолио на сайте имеют лишь несколько человек. Будем работать в этом направлении.
Нельзя не сказать об Информационно-коммуникационных технологиях. Это совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Мы используем ИКТ-технологии при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, в процессе взаимодействия с родителями, при организации методической работы с кадрами:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Оформление групповой документации, отчетов, планов воспитательно-образовательной работы. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно один раз набрать схему и в дальнейшем только вносить изменения.
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
- Использование интерактивного оборудования в работе с детьми.
- Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, тренингов, мастер-классов, совместных развлечений.
Электронные ресурсы для образования можно найти в свободном доступе по адресу http://store.temocenter.ru/. Это медиатека образовательных ресурсов – «Цифровой детский сад». Здесь представлены игры для детей по различным разделам, работать можно в режиме on-line и off-line (удаленно).
6. В управленческой деятельности в ДОУ внедряется технология «Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций заместителя заведующего, старшего воспитателя. Разница между обычным консультированием и данной технологией в том, что «Коучинг» - это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.
Отличительные черты нашего педагогического коллектива - стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность. Коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Применение вышеперечисленных новых технологий в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры, позволяет повысить качество образования, улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса:
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т. Лихачёв)
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с ребенком придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых ЗУН по ЗОЖ.
Проектная деятельность - - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Разработка проектов предметно-развивающей среды
Технология деятельностного метода «Ситуация» (образовательная ситуация)- это специально спроектированный, организованный вид деятельности дошкольников и воспитателя. В настоящее время образовательная ситуация признана основной единицей образовательного процесса. Элементы познавательно-исследовательской деятельности детей желательно включать в каждую образовательную ситуацию: предоставить возможность детям участвовать в выдвижении проблемы (что проверить, что узнать, предположить результат и т.д.).
Технология «Портфолио педагога»
Информационно-коммуникационные технологии- это совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
«Цифровой детский сад» медиатека образовательных ресурсов http :// store . temocenter . ru /
Технология «Коучинг»- это развивающее консультирование. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....
Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»
Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...
«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
laquo;Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»....