«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
статья

Кляузова Татьяна Александровна

Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кляузова Татьяна Александровн,

старший воспитательМБДОУ №11 «Яблонька»

«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы  «Вдохновение»

        В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством.

        Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

В октябре 2017 году было принято решение апробировать программу «Вдохновение», на второй младшей группе. Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДОс учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Программа «Вдохновение» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира, новыми тенденциями в области дошкольного образования. Одна из главных идей программы «Вдохновение» - спокойное уважительное взаимодействие при работе с детьми. Директивные слова «должен» и «необходимо» меняются на «будет хорошо», «попробуйте», «выберите».

Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс. Новая программа  построена на современных технологиях. Технология  предложенная  Лидией Васильевны Свирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение». «План-дело-анализ» это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники  вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную,  поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями. Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются: 

 -  ПЛАН:  утренний сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности, выбор центра.

Он помогает выявить инициативы и образовательные запросы детей дает возможность понимание того, что дети знают, и что хотят узнать. В этом нам помогает модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.

В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной компетенции воспитателей - умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, структурировать идеи детей и взрослых по видам детской деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, и т. д.).

-  ДЕЛО: индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности (с воспитателем, специалистом или с родителями). Способ планирования – Паутинка

- АНАЛИЗ: итоговый сбор, на котором подводятся итоги (дети презентуют  свои работы, рассказывают, что нового узнали, чему научились).

Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними. Наши дети умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.

Сегодня хочется поделиться опытом работы нашего детского сада еще по одному из наиболее интересных, ярких на наш взгляд, направлений, предложенных авторами программы «Вдохновение» – «Я! Портфолио дошкольника» А. Бостельмана.

Работа по теме «Портфолио достижений ребенка» – для нас не нова. На протяжении многих лет воспитатели нашего детского сада оформляли с детьми портфолио. Традиционное портфолио представляло собой папку с вложенными педагогом или (реже) родителями результатов участия ребенка в каких-либо мероприятиях (дипломы за участие в конкурсах или соревнованиях; рисунки детей к выставкам или занятиям; фото участия в утреннике, празднике, концерте и т.п.).

        Программа «Вдохновение» предлагает нам совершенно иной подход к созданию портфолио дошкольника.

Применение технологии «Я! Портфолио дошкольника» позволяет формировать у детей ключевые компетенции в четырех базовых процессах:

1.Учиться добывать знания (компетенции: расширять свои знания в какой-то конкретной области);

2.Учиться действовать (компетенции: умение действовать в любых непредвиденных ситуациях, умение работать в команде);

3.Учиться взаимодействовать с другими (компетенции: готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности);

4.Учиться полноценно жить (компетенции: самостоятельность, личная ответственность, здравое отношение к действительности).

        Работая над страницей из портфолио, педагог ставит цели.  Как донести до детей поставленные педагогом цели, сделать их личностно-значимыми? Для этого он используют технологию «Детский совет». Мастерство воспитателя на этом этапе заключается в том, каким образом он создает мотивацию, как сумеет  заинтересовать каждого ребенка.

 Все это вы сможете увидеть у педагога высшей квалификационной категории Ивановой Нины Иннокентьевны.

        Работа над портфолио как нельзя лучше развивает социальные компетенции ребенка. Такая работа активизирует детей, демонстрирует их достижения, способствует тому, что они начинают задумываться о собственных способностях к обучению.

        Реализация  программы затронула все основные направления изменений в образовательной организации: кадровые (формирование новых профессиональных компетенций), организацию предметно-пространственной среды (как образовательного ресурса), содержания и подходов к организации образовательной деятельности (на принципах со-конструкции и т.д.) и взаимодействия с родителями (как участниками образовательного процесса).

Мониторинг эффективности образовательной программы проводится педагогами, ведущими  образовательную деятельность с детьми, с помощью технологии «Педагогические наблюдения» она позволяет  им понять каждого ребенка как личность. На основе результатов наблюдения стараются создать для воспитанника комфортные условия, помогают найти ему своё место в коллективе, вовлекают его в жизнь группы, поддерживают и поощряют активность и инициативу в познании. Анализ карт позволяет оценить эффективность образовательной деятельности в каждой группе .

        В результате применения в работе с детьми данных технологий педагоги нашего детского сада замечают перемены, которые происходят с ребятами. Они – любознательны, внимательны и активны, проявляют интерес к творчеству, высказывают смелые идеи и с готовностью их воплощают.

       Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий в практику работы МАДОУ как средство реализации ФГОС ДО

Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный...

Внедрение новых педагогических технологий в практику работы дошкольных учреждений.

Уникальными, в плане предматематической подготовки, являются цветные счетные палочки, автор которых —бельгийский математик Джордж Кюизенер. Палочки предназначены для обучения математике и развития лог...

Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»

Доклад «Внедрение современных педагогических технологий в практику»...

«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...

«Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...

Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.

 Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...

"Внедрение методов и инструментов бережливого производства в практику работы дошкольной образовательной организации"

Мы с вами поговорим об истории, понятии, ценностях и принципах бережливого производства, о потоке создания ценностей, видах потерь и инструментах бережливого производства.Рассмотрим понятие «Бер...