Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателей по теме "Зимние забавы"
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Упранения и задания на развитие речевых умений по теме "Зимние забавы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy.docx237.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда

 Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР

«Зимние забавы»

Составитель:

Учитель-логопед: Упалева Анастасия Геннадьевна

Санкт - Петербург2020

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Развитие артикуляционного аппарата. Мимики. 

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для щек и губ

   Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое  движение глаз.

    Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

    Сосулька Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести – восьми

   Санки-ледянки  Сделать язык «чашечкой»

   Горка для спуска Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, гнуть спинку языка «горочкой».

   Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плото прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз,  кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя честь не двигалась, губы не касались зубов.

   Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

 


 

Развитие общих речевых навыков

  1. Вьюга

   Цель:  Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»

   Ход:  Взрослый предлагает детям подойти к магнитной доске и помещает на неё картинку с изображением вьюжного зимнего дня.

Предлагает детям поиграть в игру «Вьюга».

   Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [У] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

   Взрослый медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

  1. Вьюга.

    Цель:  Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»

    Ход:  Взрослый предлагает детям подойти к магнитной доске и помещает на неё картинку с изображением вьюжного зимнего дня.

    Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м.-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы:
«м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-шг-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

  1. Развитие речевого дыхания.

Сделать вдох, а на выдохе произнести первую строчку потешки. Затем добрать воздух (1 секунда) и произнести вторую строчку:

Белый снег лежит ковром,

Заискрилось все кругом.

  1. Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи.

   Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, затем удивленно, грустно, обиженно, гневно). Упражнение выполняется ребенком сначало вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Ах, ты, зимушка – зима,

Все дороги замела!

  1. Самомассаж

Вот на улице мороз!

Эй, потри быстрее нос,

Подбородок отогрей.

Улыбнулись всем скорей!

И у глаз потрем дружнее,

Веселее, веселее.

Ну – ка взялись все за уши,

Ни  к чему нам бить баклуши,

Покрутили , повертели –

Вот и уши отогрели.

Каждый палец согреваем,

Сильно, сильно растираем.

Указательным пальцем,  массировать точку между бровями.

 В другую сторону

Массаж точки под нижней губой

В другую сторону

Круговые движения на висках

В другую сторону

Большие пальцы рук за ушами

Выполнить круговые вращения

В одну и другую сторону

«Снимать кольцо » с каждого пальца на одной и другой руке

Развитие лексико-грамматического строя речи 

  1. Назови ласково

   Цель: Учить детей употреблять  существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Ход: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо слово. Ребенок ловит мяч и называет его  ласково.

Снег – снежок

Санки – саночки

Снеговик- снеговичок

Гора – горка

Клюшка – клюшечка

Лёд - ледок

  1. Скажи со словом «много»

   Цель: Учить детей употреблять имена  существительные во множественном числе  Родительного падежа.

   Ход: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо слово. Ребенок ловит мяч и называет его  со словом «много».

Клюшка – много клюшек

Снежок – много снежков

Горка – много горок

Шайба – много шайб

Лёд – много льда

Каток – много катков

Трамплин – много трамплинов

Снеговик – много снеговиков

  1. Сосчитай – ка

   Цель: Учить детей согласовывать имена существительные с числительными  один, два, пять.

  Ход:  Воспитатель предлагает детям изменить слова по образцу.  Игра  проводится с мячом.

Одна клюшка, две клюшки, пять клюшек.

Одна горка, две горки, пять горок.

Один каток, два катка, пять катков.

Один трамплин, два трамплина, пять трамплинов.

Одна пара лыж, две пары лыж, пять пар лыж.

Один снеговик, два снеговика, пять снеговиков.

  1. Подбери признак к предмету

   Цель: Обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Ёлка (какая?) – высокая, пушистая, нарядная.

Праздник (какой?) - …

Ёлочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Снегурочка (какой?) - …

Ребята (какие?) - …

Подарки (какие?) - …

Снег (какой?) - …

Лёд (какой?) - …

Снеговик (какой?) - …

Ёлка (какая?) - … 

  1. Как?

   Цель:  Учить детей давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос как?

   Ход игры:  Предложите ребёнку продолжить вашу фразу.

Самолёт летит быстро, а воробей … (медленно).

Санки по полю едут медленно, а с горки…

Птицы летом поют много, а зимой…

Птицы летом поют громко, а зимой…

Животным летом в лесу хорошо, а зимой…

Ёжику в норке тепло, а зайцу под кустиком…

Летом в лесу корма много, а зимой …

  1. Я, мы, он, она, вместе – дружная семья

   Цель:  Учим детей изменять глаголы по лицам и числам.

   Ход игры: Скажите: «Я катаюсь на санках». Попросите ребенка повторить предложение, но вместо «Я», сказать «Ты или он…».

Я гуляю по лесу. – Ты … (гуляешь) по лесу.

 Я кормлю птиц. –Он … (кормит) птиц.

Я играю в хоккей. – Мы … (играем) в хоккей.

Я играю в снежки. – Он …(играет) в снежки.

Я леплю снеговика. – Вы … (лепите) снеговика.

  1. Слова

   Цель:  Учим детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

   Ход игры:  предложите детям отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый», «серебристый».

Куртка какая? – белая.

Сапоги какие? -…

Поле какое? - …

Снеговик какой? - …

Снег какой? – серебристый.

Дорога какая? - (серебристая).

Ветки какие? - …

Озеро какое? - …

  1. Зимние забавы

Цель:  Учим детей употреблять в речи инфинитив глаголов.

Ход игры: Расскажите ребенку: «Зима не только красива. Зима – веселое время года. Зимой можно …»

   Попросите ребенка помочь вам рассказать, что можно делать зимой. Рассматривайте  вместе с ребенком предметные картинки и говорите: «Зимой можно кататься с горки на санках, бегать на лыжах…»

 Спросите ребенка, какая из зимних забав ему больше нравиться.

Развитие   фонематических   функций

  1. Хлопушки

   Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.

   Ход игры: Ребенок прохлопывает слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.

Лы – жи, сан – ки, гор – ка, клюш – ка, пал – ка, гор – ка, лёд, хок – кей, сне – го – вик, конь – ки, зи – мА, снег, сне – жок… .

  1. Назови первый звук в слове

    Цель:  развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.  

    Ход игры. Педагог предлагает детям назвать первый звук в словах.

Снег – [С], шишка –[Ш(], коньки –[К], санки –[С], лыжи-[Л] , лёд- [Л’] ,  каток –[К], снеговик –[С] , снежки – [С], хоккей –[Х], зима – [З’].

  1. Назови последний звук в слове

   Цель:  Развивать фонематический слух, учить определять последний  звук в слове.

  Ход игры. Педагог предлагает детям назвать последний  звук в словах.

Снег – [К], шишка –[А], коньки –[И], санки –[И], лыжи-[И] , лёд [Т]-, каток –[К], снеговик –[К] , снежки – [И], хоккей –[Й], зима – [А.]

  1. Весёлые звуки.

   Цель: Совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове, уточнять артикуляцию звуков.

   Ход игры: Взрослый предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрды – синий, мягкий – зелёный, гласный – красный).

Слова: Зима, санки, горка, лыжи.

Развитие связной речи

  1. Составь предложение

   Цель:  Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложения, развивать слуховое внимание.

   Ход:  Воспитатель предлагает детям послушать предложения, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, ходили.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

  1. Пересказ текста «Петя и снеговик»

Петя и снеговик

Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил  камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Катя каталась на санках» (Картинки прилагаются).

Развитие мелкой моторики.

Координация речи с движением

  1. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре,

Пять,

Мы во двор пошли

Гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками

Кормили,

С горки мы потом

Катались,

 А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой

пришли.

Съели суп и спать легли.

  1. Выложи из палочек снежинку

(Загибают пальчики по одному.)

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

(Крошащие движения всеми пальчиками.)

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

(Отряхивают ладошки.)

(Движения воображаемой ложкой, руки под щеку.)

Развитие памяти, внимания, мышления

  1. Выучить стихотворение наизусть

Цель: Развитие памяти.

Г. Ладонщиков "Зимние картинки".


Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,


А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло - в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.


Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы - кора.

  1. Найди предметы, которые понадобятся тебе для игры зимой.

(Иллюстрация из книги Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009)

Литература

  1. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
  2. Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию  моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.

ТЕМА : ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя

Система упражнений предложеная учителем - логопедом на неделю основана на принципе постепенного усложнения заданий и закрепления лексической темы....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений

Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений...

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»

Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протя­жении всего периода пребывания детей в логопедич...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы».

От эффективного взаимодействия учиеля - логопеда и воспитателей логопедической группы зависит результат коррекционно - образовательной работы....

Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...