Конспект фронтального занятия в старшей группе "Путешествие п сказкам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Антоненко Надежда Федоровна

 фронтального занятия в старшей группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

(лексико-грамматическое с элементами грамоты)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_skazkam._starsh._gr.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»

КОНСПЕКТ

 фронтального занятия в старшей группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

(лексико-грамматическое с элементами грамоты)

Подготовил:

Учитель-логопед Антоненко Н.Ф.

                                                     2014 г.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнить знания детей о народных и авторских сказках.
  2. Довести до детей замысел сказок.
  3. Самостоятельно называть начало и конец сказок.
  4. Учить по признакам, данным в тексте загадок отгадывать персонажей сказок.
  5. Совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные.
  6. Совершенствовать навыки  звуко – буквенного, слогового  анализа и синтеза слов.
  7. Совершенствовать навыки анализа и синтеза деформированного предложения, как профилактика дисграфии.
  8. Совершенствовать умения детей разгадывать ребусы.
  9. Закрепить навыки чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1.  Развивать связную речь.
  2. Развивать все психические процессы: зрительное восприятие и

    внимание, общую и мелкую моторику, координацию речи с  

    движением, мышление, сообразительность.

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать мимическую мускулатуру лицевых мышц.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности инициативы.

Оборудование:

Аудиозапись, сказочная поляна, сундучок, 2 книги (одна с чистыми страничками на обложке со снежинками, другая с картинками и названием  «СКАЗКИ» , Дидактическая игра : «Чей хвост», мяч, демонстрационная и раздаточные кассы букв, модели слов и звуков, ребусы на каждого ребёнка, ручки, макет яблони с яблочками, большие плоскостные буквы, письмо от Королевы Сказок, маленькие книжки со сказками на каждого ребёнка в подарок.

Предварительная работа:

Чтение сказок, Разучивание слов  физкультминутки  «Сказка даст нам отдохнуть», разгадывание ребусов.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Дети, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне свои глазки. Я вижу, что не у всех вас заиграли огоньки добра. А так хочется, чтобы у всех вас сверкали глазки. Я придумала, давайте сделаем круг, и возьмёмся за руки. Тогда меленький лучик доброты и радости перейдёт от одного к другому и засверкает радостью в ваших глазках. Вот теперь я вижу, что у всех детей засверкали глазки.  (Звучит музыка)

Логопед: Послушайте, какая волшебная, просто сказочная музыка  звучит.

Много сказок разных в книгах

Грустных и весёлых.

Жить, не может детвора без  них

В городах и сёлах.

Логопед: Дети, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Логопед: Я предлагаю вам совершить путешествие в волшебную, сказочную страну. Давайте вместе скажем такие слова:

«В страну волшебную пойдём,

Там сказки мы найдём.

Кругом себя друг повернись,

Сказка, где ты? Покажись.

Логопед: Дети, смотрите, вот и полянка на которой собираются сказочные герои. Давайте присядем на брёвнышко.

Дети, вы сказали, что очень любите сказки. Скажите, какие бывают сказки?

Предполагаемые ответы детей:

Сказки бывают авторские.

Сказки бывают народные.

Сказки бывают о животных.

Сказки бывают о птицах.

Сказки бывают волшебные.

Логопед: Чем отличаются авторские сказки от народных?

Ответы детей.

Логопед: Чем отличается сказка от рассказа или стихотворения?

Предполагаемые ответы детей.

Сказки начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Жили – были ….»

Сказки заканчиваются такими словами: «Стали они жить – поживать, и добра наживать»; «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец».

В сказках разговаривают звери, птицы, растения, разные предметы.

В сказках добро побеждает зло.

В сказках происходит волшебство.

Логопед: Чему учат нас сказки? Какие сказки вы знаете?

Ответы детей.

Логопед:    Мы сейчас узнаем, много ли сказок вы знаете.

                     В страну сказок мы попали.

                     Вы слушайте, думайте, наблюдайте

                     И сказку нашу отгадайте.

Носик круглый пятачком,                            Ах ты, Петя – простота,

Хвостик маленький крючком -                     Сплоховал немножко.

Трое их, и до чего же                                    Не послушался кота,

Братья дружные похожи.                              Выглянул в окошко.

Отгадайте без подсказки                                                («Лиса и Петушок»)

Кто герои этой сказки?

                    («Три поросёнка»)

Бабушка девочку очень любила.            Не послушал брат сестрёнку,

Шапочку красную ей подарила.             Превратился он в козлёнка.

Девочка имя забыла своё                        Во всём ведьма виновата.

А ну, подскажите  имя её.                       Звали как сестру и брата?

                 («Красная Шапочка»)                           (Сестра Алёнушка и братец      

                                                                              Иванушка. «Гуси лебеди»)

Появилась девочка в чашечке цветочка,

И была та девочка чуть побольше ноготочка.

В скорлупе ореха девочка спала,

Какая же девочка в цветочке жила?

                                                («Дюймовочка»)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это?  

                                   («Буратино»)

Логопед: Дети, смотрите, кто-то на полянке забыл сундучок. Как вы думаете, кто бы мог забыть его? Давайте посмотрим.

   (Открыть и достать обложку от книги без названия и страниц).

Дети, это книга. Давайте посмотрим как она называется. Что случилось, вместо названия – одни снежинки. Нет ни одной странички. Посмотрите, здесь письмо от Королевы сказок.

(«Здравствуйте, дорогие дети! В нашем королевстве произошла беда. Снежная королева заколдовала волшебную книгу и страницы в ней стали невидимые, а герои сказочные исчезли. Злые чары Снежной королевы исчезнут лишь тогда, когда добрые люди помогут выполнить задания.»)

Логопед: Дети, а вы не боитесь трудностей?   Тогда давайте поможем вернуть сказочных героев.

Посмотрите, что случилось:

Снежная королева разозлилась

Насорила, буквы разбросала

И тихонько убежала.

Надо всё скорей собрать!

И задание выполнять.

Дети, что мы можем делать с буквами?

Предполагаемые ответы детей.

Букву можно писать.

Букву можно читать.

Букву можно показывать.

Букву можно показывать телом, пальцами  и. д.

Логопед: Я предлагаю выйти на полянку и показать свою букву.

                (Дети при помощи тела показывают букву)

Логопед: Как называется, Вика, твоя буква?  (спросить у нескольких детей)

При помощи чего вы показывали букву?

Как называется «большой дом», в котором живут все буквы?

Ответы детей.

Логопед: Давайте наведём порядок в нашем Алфавите.

Скажите, что мы обозначаем буквой?

Чем отличается звук от буквы?

Что вы знаете о звуках?

Предполагаемые ответы детей.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – это звуки, которые мы можем долго, долго петь.

Согласные звуки мы не можем долго петь.

Согласные звуки могут быть звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.

Логопед: В слове буквы ( звуки ) ты лови

                А поймаешь назови.

Дидактическая игра:    «Назови звуки»,

Задание:

  1. Назови первый и последний звук в словах: Маша, колосок, теремок, лиса, золушка;
  2. Назови гласные звуки в словах: коза, лягушка, Буратино, гуси, тесто.
  3. Определите место звука в слове: шапка, колосок,  рукавичка.
  4. Назови пару согласному звуку в словах: коза, волк, лиса, Буратино.

Логопед: Вот мы и вернули звуки в сказки .

На поляне собрались

Дружно все животные

И давай они делить

Хвостики  нарядные.

Дидактическая игра: «Чей хвост?»

Предполагаемые ответы детей.

Это хвост белки. У белки беличий хвост.

Это хвост волка. У волка волчий хвост.

Это хвост лисы. У лисы лисий хвост.

И.д.

Логопед: Скажите, пожалуйста, о ком так говорят?

      Она красива и мила,

      А имя ее от слова  «Зола».

      Ответы детей.  Золушка.

Логопед:       Подарили девочке

                      Лесные орешки.

                      А орешки вдруг открылись

                      И в слова все превратились.

Что можно составить из слов?

Ответы детей.

Логопед: Вам необходимо прочитать слова и составить из них предложение подобрать нужный предлог «короткое слово.

ДОБРАЯ ЗОЛУШКА СПЕШИТ НА БАЛ.  (В, ПОД, У)

Прочитайте, сколько слов в предложении.

При помощи моделей  слов выложите схему предложения.

Логопед: Дети, давайте назовем каждое слово  и ответим на какой вопрос

оно отвечает.

Ответы детей.

Логопед:     Дети, вы хорошо потрудились, помогли Золушке пойти на бал.

Пора и нам немножко отдохнуть.

Физкультминутка: «Сказка  даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.                     Дети идут по кругу, высоко    

                                                                  Поднимая колени.

Отдохнём – и снова в путь!                      

Нам советует Мальвина:                         Остановиться .

- Станет талия осиной,                               Поставить руки на пояс, встать на  

                                                                 носки.   

Если будем наклоняться                         Наклоны в стороны.

Влево - вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:                         Идут по кругу.

- Чтоб была спина пряма.

Поднимайтесь на носочки,                     Остановится, подняться на носки,

Словно тянетесь к цветочкам.                Руки поднимаем вверх и показываем

Раз, два, три, четыре, пять,                    ладонями цветок.

Повторите - ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

-Если будешь прыгать, бегать,               Прыжки, бег.

Проживёшь ты много лет.                      Ходьба по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять,                     Прыжки.

Повтори-ка ты опять:

Раз, два, три, четыре, пять:                     Бег.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

 Снова в путь.

Логопед:  Продолжим свой путь и поможем тем, кому необходима наша помощь.

Гуси – лебеди летят

Девочку догнать хотят.

Яблонька ей помогла

От беды ее спасла.

Как называется сказка, о которой говорится в этом стихотворении?

Ответы детей.

Логопед:  А яблочки на яблоньке не простые, а волшебные. Каждое яблочко имеет свой звук. Приготовьте свои ладошки, Я вам брошу звуки отдельно, а вы  их соедините  и верните мне слово. Тогда вы узнаете, чем яблонька укрыла Алёнушку и братца Иванушку.

(Логопед называет отдельно звуки:[ В] , [Е] , [Т] , [К] , [А ].  Дети называют целое слово  ВЕТКА)

Предлагаю вам выложить в кассах буквами слово и произвести звуковой анализ слова. 

(Далее разбор слова у доски.)

Логопед:  Ребята, вы молодцы, герои сказки останутся довольными  за вашу помощь.

Носик круглый пятачком,

Хвостик маленький, крючком –

Трое их и до чего же

 Братья дружные похожи.

Любят ребусы решать,

На ответы отвечать.

Ребята, поросята очень любят играть в разведчиков и поэтому они всегда шифруют свои слова при помощи цифр. Давайте и мы попробуем зашифровать свои слова при помощи цифр, которые будут соответствовать первому звуку данной картинке.

Задание «Сложи слово».

      (Попросить детей назвать цифру данную и определить первый звук в этом слове.)

Логопед: А теперь давайте отгадаем каждый своё слово, которое спряталось в ребусе и напишите новое слово в окошке.

( Дети читают новое слово в окошке)

Сейчас переверните карточку и на чистой стороне обведите свою ладошку и напишите на ней своё имя.

Логопед: Хорошие из вас разведчики получатся.

(Звучит музыка)

Логопед: Дети, вы так сегодня старались, отвечали на трудные вопросы, помогали тем, кто оказался в беде и просил у вас помощи, я надеюсь  что вам удалось расколдовать волшебную книгу. Давайте достанем из сундучка волшебную книгу и посмотрим свершилось ли чудо.

(Достать из сундучка книгу.)

Дети, посмотрите, снежинки растаяли и превратились в буквы и теперь мы можем прочитать и узнать, как же называется эта книга.

(Дети читают название книги.  «СКАЗКИ»)  

Ребята, посмотрите, и странички «ожили» и появились на них картинки из сказок.

Вы на славу потрудились,

Но пришла пора прощаться,

В детский сад нам возвращаться.

Дружно скажем:

Раз, два, три,

Сказка, в садик нас верни.

     (Выключить музыку)

Логопед: Вот мы и вернулись с вами в наш детский сад. Я хочу вам сказать спасибо от всех сказочных героев. Вы помогли спасти их от злого колдовства Снежной королевы. Теперь вы знаете, что в трудную минуту нужно приходить друг другу на помощь, быть добрыми и дружными, только тогда «Добро побеждает зло!».

А за вашу помощь Королева Сказок дарит каждому книжечку. И вы теперь сами можете прочитать ее своим родителям или друзьям.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"

фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...