Конспект фронтального занятия в старшей группе "Путешествие п сказкам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
фронтального занятия в старшей группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
(лексико-грамматическое с элементами грамоты)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_po_skazkam._starsh._gr.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»
КОНСПЕКТ
фронтального занятия в старшей группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
(лексико-грамматическое с элементами грамоты)
Подготовил:
Учитель-логопед Антоненко Н.Ф.
2014 г.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить знания детей о народных и авторских сказках.
- Довести до детей замысел сказок.
- Самостоятельно называть начало и конец сказок.
- Учить по признакам, данным в тексте загадок отгадывать персонажей сказок.
- Совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные.
- Совершенствовать навыки звуко – буквенного, слогового анализа и синтеза слов.
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза деформированного предложения, как профилактика дисграфии.
- Совершенствовать умения детей разгадывать ребусы.
- Закрепить навыки чтения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать все психические процессы: зрительное восприятие и
внимание, общую и мелкую моторику, координацию речи с
движением, мышление, сообразительность.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мимическую мускулатуру лицевых мышц.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности инициативы.
Оборудование:
Аудиозапись, сказочная поляна, сундучок, 2 книги (одна с чистыми страничками на обложке со снежинками, другая с картинками и названием «СКАЗКИ» , Дидактическая игра : «Чей хвост», мяч, демонстрационная и раздаточные кассы букв, модели слов и звуков, ребусы на каждого ребёнка, ручки, макет яблони с яблочками, большие плоскостные буквы, письмо от Королевы Сказок, маленькие книжки со сказками на каждого ребёнка в подарок.
Предварительная работа:
Чтение сказок, Разучивание слов физкультминутки «Сказка даст нам отдохнуть», разгадывание ребусов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Дети, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне свои глазки. Я вижу, что не у всех вас заиграли огоньки добра. А так хочется, чтобы у всех вас сверкали глазки. Я придумала, давайте сделаем круг, и возьмёмся за руки. Тогда меленький лучик доброты и радости перейдёт от одного к другому и засверкает радостью в ваших глазках. Вот теперь я вижу, что у всех детей засверкали глазки. (Звучит музыка)
Логопед: Послушайте, какая волшебная, просто сказочная музыка звучит.
Много сказок разных в книгах
Грустных и весёлых.
Жить, не может детвора без них
В городах и сёлах.
Логопед: Дети, а вы любите сказки?
Ответы детей.
Логопед: Я предлагаю вам совершить путешествие в волшебную, сказочную страну. Давайте вместе скажем такие слова:
«В страну волшебную пойдём,
Там сказки мы найдём.
Кругом себя друг повернись,
Сказка, где ты? Покажись.
Логопед: Дети, смотрите, вот и полянка на которой собираются сказочные герои. Давайте присядем на брёвнышко.
Дети, вы сказали, что очень любите сказки. Скажите, какие бывают сказки?
Предполагаемые ответы детей:
Сказки бывают авторские.
Сказки бывают народные.
Сказки бывают о животных.
Сказки бывают о птицах.
Сказки бывают волшебные.
Логопед: Чем отличаются авторские сказки от народных?
Ответы детей.
Логопед: Чем отличается сказка от рассказа или стихотворения?
Предполагаемые ответы детей.
Сказки начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Жили – были ….»
Сказки заканчиваются такими словами: «Стали они жить – поживать, и добра наживать»; «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец».
В сказках разговаривают звери, птицы, растения, разные предметы.
В сказках добро побеждает зло.
В сказках происходит волшебство.
Логопед: Чему учат нас сказки? Какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
Логопед: Мы сейчас узнаем, много ли сказок вы знаете.
В страну сказок мы попали.
Вы слушайте, думайте, наблюдайте
И сказку нашу отгадайте.
Носик круглый пятачком, Ах ты, Петя – простота,
Хвостик маленький крючком - Сплоховал немножко.
Трое их, и до чего же Не послушался кота,
Братья дружные похожи. Выглянул в окошко.
Отгадайте без подсказки («Лиса и Петушок»)
Кто герои этой сказки?
(«Три поросёнка»)
Бабушка девочку очень любила. Не послушал брат сестрёнку,
Шапочку красную ей подарила. Превратился он в козлёнка.
Девочка имя забыла своё Во всём ведьма виновата.
А ну, подскажите имя её. Звали как сестру и брата?
(«Красная Шапочка») (Сестра Алёнушка и братец
Иванушка. «Гуси лебеди»)
Появилась девочка в чашечке цветочка,
И была та девочка чуть побольше ноготочка.
В скорлупе ореха девочка спала,
Какая же девочка в цветочке жила?
(«Дюймовочка»)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?
(«Буратино»)
Логопед: Дети, смотрите, кто-то на полянке забыл сундучок. Как вы думаете, кто бы мог забыть его? Давайте посмотрим.
(Открыть и достать обложку от книги без названия и страниц).
Дети, это книга. Давайте посмотрим как она называется. Что случилось, вместо названия – одни снежинки. Нет ни одной странички. Посмотрите, здесь письмо от Королевы сказок.
(«Здравствуйте, дорогие дети! В нашем королевстве произошла беда. Снежная королева заколдовала волшебную книгу и страницы в ней стали невидимые, а герои сказочные исчезли. Злые чары Снежной королевы исчезнут лишь тогда, когда добрые люди помогут выполнить задания.»)
Логопед: Дети, а вы не боитесь трудностей? Тогда давайте поможем вернуть сказочных героев.
Посмотрите, что случилось:
Снежная королева разозлилась
Насорила, буквы разбросала
И тихонько убежала.
Надо всё скорей собрать!
И задание выполнять.
Дети, что мы можем делать с буквами?
Предполагаемые ответы детей.
Букву можно писать.
Букву можно читать.
Букву можно показывать.
Букву можно показывать телом, пальцами и. д.
Логопед: Я предлагаю выйти на полянку и показать свою букву.
(Дети при помощи тела показывают букву)
Логопед: Как называется, Вика, твоя буква? (спросить у нескольких детей)
При помощи чего вы показывали букву?
Как называется «большой дом», в котором живут все буквы?
Ответы детей.
Логопед: Давайте наведём порядок в нашем Алфавите.
Скажите, что мы обозначаем буквой?
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о звуках?
Предполагаемые ответы детей.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – это звуки, которые мы можем долго, долго петь.
Согласные звуки мы не можем долго петь.
Согласные звуки могут быть звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.
Логопед: В слове буквы ( звуки ) ты лови
А поймаешь назови.
Дидактическая игра: «Назови звуки»,
Задание:
- Назови первый и последний звук в словах: Маша, колосок, теремок, лиса, золушка;
- Назови гласные звуки в словах: коза, лягушка, Буратино, гуси, тесто.
- Определите место звука в слове: шапка, колосок, рукавичка.
- Назови пару согласному звуку в словах: коза, волк, лиса, Буратино.
Логопед: Вот мы и вернули звуки в сказки .
На поляне собрались
Дружно все животные
И давай они делить
Хвостики нарядные.
Дидактическая игра: «Чей хвост?»
Предполагаемые ответы детей.
Это хвост белки. У белки беличий хвост.
Это хвост волка. У волка волчий хвост.
Это хвост лисы. У лисы лисий хвост.
И.д.
Логопед: Скажите, пожалуйста, о ком так говорят?
Она красива и мила,
А имя ее от слова «Зола».
Ответы детей. Золушка.
Логопед: Подарили девочке
Лесные орешки.
А орешки вдруг открылись
И в слова все превратились.
Что можно составить из слов?
Ответы детей.
Логопед: Вам необходимо прочитать слова и составить из них предложение подобрать нужный предлог «короткое слово.
ДОБРАЯ ЗОЛУШКА СПЕШИТ НА БАЛ. (В, ПОД, У)
Прочитайте, сколько слов в предложении.
При помощи моделей слов выложите схему предложения.
Логопед: Дети, давайте назовем каждое слово и ответим на какой вопрос
оно отвечает.
Ответы детей.
Логопед: Дети, вы хорошо потрудились, помогли Золушке пойти на бал.
Пора и нам немножко отдохнуть.
Физкультминутка: «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть. Дети идут по кругу, высоко
Поднимая колени.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина: Остановиться .
- Станет талия осиной, Поставить руки на пояс, встать на
носки.
Если будем наклоняться Наклоны в стороны.
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова: Идут по кругу.
- Чтоб была спина пряма.
Поднимайтесь на носочки, Остановится, подняться на носки,
Словно тянетесь к цветочкам. Руки поднимаем вверх и показываем
Раз, два, три, четыре, пять, ладонями цветок.
Повторите - ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
-Если будешь прыгать, бегать, Прыжки, бег.
Проживёшь ты много лет. Ходьба по кругу.
Раз, два, три, четыре, пять, Прыжки.
Повтори-ка ты опять:
Раз, два, три, четыре, пять: Бег.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь.
Логопед: Продолжим свой путь и поможем тем, кому необходима наша помощь.
Гуси – лебеди летят
Девочку догнать хотят.
Яблонька ей помогла
От беды ее спасла.
Как называется сказка, о которой говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Логопед: А яблочки на яблоньке не простые, а волшебные. Каждое яблочко имеет свой звук. Приготовьте свои ладошки, Я вам брошу звуки отдельно, а вы их соедините и верните мне слово. Тогда вы узнаете, чем яблонька укрыла Алёнушку и братца Иванушку.
(Логопед называет отдельно звуки:[ В] , [Е] , [Т] , [К] , [А ]. Дети называют целое слово ВЕТКА)
Предлагаю вам выложить в кассах буквами слово и произвести звуковой анализ слова.
(Далее разбор слова у доски.)
Логопед: Ребята, вы молодцы, герои сказки останутся довольными за вашу помощь.
Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький, крючком –
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Любят ребусы решать,
На ответы отвечать.
Ребята, поросята очень любят играть в разведчиков и поэтому они всегда шифруют свои слова при помощи цифр. Давайте и мы попробуем зашифровать свои слова при помощи цифр, которые будут соответствовать первому звуку данной картинке.
Задание «Сложи слово».
(Попросить детей назвать цифру данную и определить первый звук в этом слове.)
Логопед: А теперь давайте отгадаем каждый своё слово, которое спряталось в ребусе и напишите новое слово в окошке.
( Дети читают новое слово в окошке)
Сейчас переверните карточку и на чистой стороне обведите свою ладошку и напишите на ней своё имя.
Логопед: Хорошие из вас разведчики получатся.
(Звучит музыка)
Логопед: Дети, вы так сегодня старались, отвечали на трудные вопросы, помогали тем, кто оказался в беде и просил у вас помощи, я надеюсь что вам удалось расколдовать волшебную книгу. Давайте достанем из сундучка волшебную книгу и посмотрим свершилось ли чудо.
(Достать из сундучка книгу.)
Дети, посмотрите, снежинки растаяли и превратились в буквы и теперь мы можем прочитать и узнать, как же называется эта книга.
(Дети читают название книги. «СКАЗКИ»)
Ребята, посмотрите, и странички «ожили» и появились на них картинки из сказок.
Вы на славу потрудились,
Но пришла пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Дружно скажем:
Раз, два, три,
Сказка, в садик нас верни.
(Выключить музыку)
Логопед: Вот мы и вернулись с вами в наш детский сад. Я хочу вам сказать спасибо от всех сказочных героев. Вы помогли спасти их от злого колдовства Снежной королевы. Теперь вы знаете, что в трудную минуту нужно приходить друг другу на помощь, быть добрыми и дружными, только тогда «Добро побеждает зло!».
А за вашу помощь Королева Сказок дарит каждому книжечку. И вы теперь сами можете прочитать ее своим родителям или друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"
фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"
Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"
Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"
Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...