автоматизация и дифференциация звуков Т, Д , Ть, Дь
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Новикова Екатерина Валерьевна

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t_d_ya.docx70.35 КБ

Предварительный просмотр:

Звук ТЬ


 

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1.      Повтори слоги
.

 


Тя-тя-тя


Тя-те-ти-те


Ать-уть-оть


Те-те-те


Ти-те-тя-те


Ить-ять-ёть


Те-те-те


Те-ти-тя-те


Еть-ють-ять


Ти-ти-ти


Ти-тя-те-те


Ють-ить-еть


2.      Повтори слова
.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3.     
Повтори предложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима — дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4.      Повтори чистоговорки
.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать
- ать - ать - нужно в комнате убрать.

5.      Повтори пословицу
.

Где растяпа да тетеря —

Там не прибыль, а потеря.

6.      Повтори скороговорку
.

Грабли — грести,

Весла — везти,

Полозья — ползти.

7.      Повтори загадки.

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8.      Выучи стихотворение
.

Телочка

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате…
(темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли...
(тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна...
(тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь...
(тишина).

10.  Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):


Тетрадь - (тетрадочка)


Петя - (Петенька)


Тётя - (тётенька)


Костя - (Костенька)


Теленок - (теленочек)


Тёрка - (тёрочка)


Платье - (платьице)


Телефон - (телефончик)


 

11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

Дифференциация звуков Т – ТЬ


 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1.      Повтори слоги.

 


Та-тя


То-те


Ти-ты


Ту-тю


Тя-та


Те-то


Ти-ты


Тю-ту


Тя-та-тя


То-те-то


Ти-ты-ти


Ту-тю-ту


Та-тя-та


Те-то-те


Ты-ти-ты


Тю-ту-тю


2.      Повтори слова.


Тук - тюк


Тома - Тема


Кот - котенок


Тик - так


Ната - Митя


Рот - ротик


Тут - Тит


Ходит - ходить


Картон - картина


Ток - тень


Бегает - бегать


Думает - думать


Тук - тюк


Несут - носить


Готовит - готовить


Тот - тир


Готовит
- готовить


Строит - строить


 

3.      Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4.      Повтори чистоговорки.

Тя - та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6.      Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7.      Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты
упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8.      Выучи стихотворения.

Тигр

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9.      Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10.  Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:


Таня - платье


Тома - телята


Витя - каток


Катя - платок


Никита - телефон


Тося - котенок


 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый
просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

Звук Д


 

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1.      Повтори слоги.


Да-да-да


Да-да-да


Да-да-да


Да-до-ду-ды


Ды-ду-да-до


До-ду-ды-да


2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3.      Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4.      Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5.      Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех — все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.

6.      Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7.      Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый
столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8.      Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит...
(дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по...
(домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по...
(дорожке).

10.  Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:


Дом — (домик)


дудка — (дудочка)


Дуб — (дубок)


дыра — (дырочка)


Дорога — (дорожка)


дым — (дымок)


 

11.  Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Звук ДЬ


 

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1.      Повтори слоги.


Дя-дя-дя


Дя-ди-де-дю


Дя-дя-дя


Дю-дё-де-ди


Дя-дя-дя


Дя-дю-де-дё


 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3.      Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4.      Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6.      Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел —

Он целый день конфеты ел.

7.      Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали всерубашки.

(Дерево)

8.      Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9.      Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я...
(дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и...
(девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись...
(дятел).

10.  Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.


Дерево — (деревья)


Дельфин — (дельфины)


Дятел — (дятлы)


Индюк — (индюки)


Дело — (дела)


Льдина — (льдины)


 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

Дифференциация звуков Д – ДЬ


 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1.      Повтори слоги.


Да-дя


Ды-ди


Ду-дю


До-дё


Дя-да


Ди-ды


Дю-ду


Дё-до


Дя-да-дя


Ди-ды-ди


Дю-ду-дю


Дё-до-дё


Да-дя-да


Ды-ди-ды


Ды-ди-ды


До-дё-до


 

2.      Повтори слова.


Дон - день


Давать - дева


Дымка - Димка


Даня - Дина


Давно - дивный


Давай - диван


Дым - Дима


Дата - дети


Дали - дело


Дочь - дичь


Банда - бандит


Вода - водяной


Дуло - диво


Динь - дон


Радость - радио


3.      Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой,
в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4.      Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5.      Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6.      Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7.      Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна — а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8.      Выучи стихотворения.

Дождик

- Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброго пути

Нам желают:

- Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9.      Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10.  Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:


Надя - духи


Дуня - желуди


Володя - дудка


Даня - будильник


Федя - дырка


Вадя - дуб


 

11.  Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

- Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Дифференциация звуков Д - Т


 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, Т, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д - Т:

1.      Повтори слоги.


Да-да


Ту-ду


Ды-ты


Да-да-та


Ду-ду-ту


Ты-ды-ды


Да-та-та


Ту-ту-ду


Ды-ты-ты


Да-та-да-та


Да-до-ду-ды


Ды-ты-ды-ты


Ду-ту-ду-ту


Та-то-ту-ты


До-то-до-то


Д -да-ду-ды


 


То-та-ту-ты


 

2.      Повтори слова.


Дом - том


Душ - тушь


Когда - тогда


Дома - Тома


Дам - там


Дул - стул


Стул - сдул


Тутдудка


День - тень


Доля - Толя


Стал - сдал


Дуб - туп


Дачка - тачка


Дон - тон


Катушка - кадушка


Дина - Тина


Дочка - точка


Иди - лети


Плоты - плоды


Томик-домик


Уточка - удочка


Вода - темнота


Прудик - прутик


Дыня - тын


Дуть - тут


Доска - тоска


Дело - тело


 


 

Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегатка, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты.

3.      Повтори предложения.

Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей.

4.      Повтори чистоговорки.

Ти - ди - ти — на луну лети. Ти - ти - ди — ты домой иди. Ды - ты - ты — бегут коты. Ту - ту - ду — я иду. Та - да - да — вот вода. Де - де - те — страшно в темноте.

5.      Повтори пословицы и поговорки.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.

Лентяй и сидеть устает.

Есть дети - будут радости.

Языком торопись, а делом не ленись.

Утро вечера мудренее.

В лесу тень весь день.

Кто трудиться рад — тот будет хлебом богат,

6.      Повтори скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

7.      Отгадай, повтори загадки:

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

(Замок)

Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят.

(Глаза)

8.      Выучи стихотворения.

Мы с Володею друзья: куда он — туда и я.

И еще у нас закон: куда я — туда и он.

Пожар

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжётся, Леночка, огонь!»

(С. Маршак).

9.      Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:


Даня - танк


Дом - кот


Толя - дыни


Тоня - дудка


Дочка - точка


Даня - топор


Даша - карта


Даша - каток


 

10.  Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

Дедушка и Тема пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тема был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тему похвалил.

Звук ДЬ 

  

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы. 

Постановка звука. 

1 способ: по подражанию. 

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы. 

Практический материал по автоматизации звука ДЬ. 

1.      Повтори слоги. 

Дя-дя-дя 

Дя-ди-де-дю 

Дя-дя-дя 

Дю-дё-де-ди 

Дя-дя-дя 

Дя-дю-де-дё 

  

2.      Повтори слова. 

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка. 

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк. 

3.      Повтори предложения: 

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван. 

4.      Повтори чистоговорки. 

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел. 

5.      Повтори пословицы, поговорки. 

Всякое дело делай умело. 

День, как день, да год не тот. 

Не зная дела, не суди. 

Летний день - за зимнюю неделю. 

Маленькое дело лучше большого безделья. 

Что летом родится, то зимой пригодится. 

6.      Повтори скороговорки. 

Дятел дерево долбил, 

Деда стуком разбудил. 

Денис без дела не сидел — 

Он целый день конфеты ел. 

7.      Повтори загадки. 

Меж двух светил я по середине один. 

(Нос) 

Кто приходит, 

Кто уходит, 

Все её за ручку водят. 

(Дверь) 

По морю идет, идет, 

А до берега дойдет 

Тут и пропадет. 

(Волна) 

Его весной и летом 

Мы видели одетым, 

А осенью с бедняжки 

Сорвали всерубашки. 

(Дерево) 

8.      Выучи стихотворение. 

Лебеди, лебеди, 

Белые лебеди. 

Лебеди летели 

И на воду сели. 

Сели,посидели, 

Снова полетели. 

9.      Игра «Подскажи словечко». 

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения. 

Столько заноз я не видел ни разу, 

Нет, не завидую я... (дикобразу). 

Рады зайчики и белочки, 

Рады мальчики и... (девочки). 

В лесу под щебет и под свист 

Стучит лесной телеграфист: 

«Здорово, дрозд-приятель!» 

И ставит подпись... (дятел). 

10.  Игра «Один - много». 

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном. 

Дерево — (деревья) 

Дельфин — (дельфины) 

Дятел — (дятлы) 

Индюк — (индюки) 

Дело — (дела) 

Льдина — (льдины) 

  

11.  Перескажи рассказ. 

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его. 

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад. 

Дифференциация звуков Д – ДЬ 

  

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения. 

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ. 

1.      Повтори слоги. 

Да-дя 

Ды-ди 

Ду-дю 

До-дё 

Дя-да 

Ди-ды 

Дю-ду 

Дё-до 

Дя-да-дя 

Ди-ды-ди 

Дю-ду-дю 

Дё-до-дё 

Да-дя-да 

Ды-ди-ды 

Ды-ди-ды 

До-дё-до 

  

2.      Повтори слова. 

Дон - день 

Давать - дева 

Дымка - Димка 

Даня - Дина 

Давно - дивный 

Давай - диван 

Дым - Дима 

Дата - дети 

Дали - дело 

Дочь - дичь 

Банда - бандит 

Вода - водяной 

Дуло - диво 

Динь - дон 

Радость - радио 

3.      Повтори предложения. 

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, вводе - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди. 

4.      Повтори чистоговорки. 

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе. 

5.      Повтори пословицы, поговорки. 

Друзья познаются в беде. 

Дружба в делах помощница. 

Дерево дорого плодами, а человек делами. 

Жизнь дана на добрые дела. 

6.      Повтори скороговорки. 

Дед Додон в дуду дудел, 

Димку дед дудой задел. 

Дятел дерево долбит, 

День - деньской кору дробит. 

Дарья дарит Дине дыни. 

7.      Повтори загадки. 

Много рук, а нога одна. 

(Дерево) 

Шел долговяз, 

В сыру землю увяз. 

(Дождь) 

Не живая - а идет, 

Неподвижна — а ведет. 

(Дорога) 

В золотой клубочек 

Спрятался дубочек. 

(Желудь) 

8.      Выучи стихотворения. 

Дождик 

- Дождик, дождик, 

Не дожди! 

Дождик, дождик, 

Подожди! 

Дай дойти до дому 

Дедушке седому. 

(А. Кондратьев) 

Доброгопути 

Нам желают: 

- Доброго пути! 

Будет легче 

Ехать и идти. 

Приведет, конечно, 

Добрый путь 

Тоже к доброму 

Чему - нибудь. 

(Е. Благинина) 

9.      Игра «Твердый - мягкий». 

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик. 

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым. 

10.  Игра «Составь предложения». 

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам: 

Надя - духи 

Дуня - желуди 

Володя - дудка 

Даня - будильник 

Федя - дырка 

Вадя - дуб 

  

11.  Перескажи рассказ. 

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его. 

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга. 

- Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик? 

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком. 

Дифференциация звуков Д - Т 

  

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, Т, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения. 

Практический материал на дифференциацию звуков Д - Т: 

1.      Повтори слоги. 

Да-да 

Ту-ду 

Ды-ты 

Да-да-та 

Ду-ду-ту 

Ты-ды-ды 

Да-та-та 

Ту-ту-ду 

Ды-ты-ты 

Да-та-да-та 

Да-до-ду-ды 

Ды-ты-ды-ты 

Ду-ту-ду-ту 

Та-то-ту-ты 

До-то-до-то 

Д -да-ду-ды 

  

То-та-ту-ты 

  

2.      Повтори слова. 

Дом - том 

Душ - тушь 

Когда - тогда 

Дома - Тома 

Дам - там 

Дул - стул 

Стул - сдул 

Тутдудка 

День - тень 

Доля - Толя 

Стал - сдал 

Дуб - туп 

Дачка - тачка 

Дон - тон 

Катушка - кадушка 

Дина - Тина 

Дочка - точка 

Иди - лети 

Плоты - плоды 

Томик-домик 

Уточка - удочка 

Вода - темнота 

Прудик - прутик 

Дыня - тын 

Дуть - тут 

Доска - тоска 

Дело - тело 

  

  

Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегатка, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты. 

3.      Повтори предложения. 

Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей. 

4.      Повтори чистоговорки. 

Ти - ди - ти — на луну лети. Ти - ти - ди — ты домой иди. Ды - ты - ты — бегут коты. Ту - ту - ду — я иду. Та - да - да — вот вода. Де - де - те — страшно в темноте. 

5.      Повтори пословицы и поговорки. 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать. 

Лентяй и сидеть устает. 

Есть дети - будут радости. 

Языком торопись, а делом не ленись. 

Утро вечера мудренее. 

В лесу тень весь день. 

Кто трудиться рад — тот будет хлебом богат, 

6.      Повтори скороговорки. 

На дворе трава, на траве дрова. 

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. 

7.      Отгадай, повтори загадки: 

Весной одевается, осенью раздевается. 

(Лес) 

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. 

(Замок) 

Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят. 

(Глаза) 

8.      Выучи стихотворения. 

Мы с Володею друзья: куда он — туда и я. 

И еще у нас закон: куда я — туда и он. 

Пожар 

Мать на рынок уходила 

Дочке Лене говорила: 

«Печку, Леночка, не тронь, 

Жжётся, Леночка, огонь!» 

(С. Маршак). 

9.      Игра «Составь предложение». 

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам: 

Даня - танк 

Дом - кот 

Толя - дыни 

Тоня - дудка 

Дочка - точка 

Даня - топор 

Даша - карта 

Даша - каток 

  

10.  Перескажи рассказ. 

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать. 

Дедушка и Тема пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тема был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тему похвалил. 

Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як,
якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, ян-
варь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, яр-
ко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы,
ярус, змея, акация, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян,
моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна,

Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия,
мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая,
ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья,
свинья, статуя, перья, копья, прутья.

Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжить-
ся, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт,
льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, приём, питьё.

Чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жи-
льё, житьё.

Юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юр-
та, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют,
куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, под-
нимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, еже-
дневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать,
ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, бо-
ец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое,
занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоро-
вье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник,
зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край,
твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка,
байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамей-
ка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, при-
бой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей,
низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный,
тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.
Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный,
юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный,
юбилей.

5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях
горячий чай
маленький попугай
моё платье
колючий ёжик
спелое яблоко
зелёная хвоя
маленькая Яна
белая акация
юная фея
голодная гиена
кожаный пояс
раненый боец
обойный клей
едет еле-еле
моё шитьё
своё жильё
поём втроём серый зайка
высокие ели
твоё яйцо
колючая ёлка
красивая ёлка
колючий ёрш
новая юбка
зелёная туя
бумажный змей
смешная история
тёмный подъезд
умная хозяйка
китайский чай
лёгкое платье
твоё бельё
шьём вдвоём
русский язык

6) Автоматизация звука [й] в предложениях
Чётко произносить чистоговорки.
Я-я-я - Яна - ягодка моя.
Я-я-я - Яков едет на маяк.
Я-я-я - всё умею делать я.
Я-я-я - с малышом гуляю я.
Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.
Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.
Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.
Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.
Ю-ю-ю - с папой песни я пою.
Е-е-е - Яков едет на коне.
Е-е-е - помогаю всем в семье.
Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

Чётко произносить предложения.

Яна ест йогурт.
Ёж тащит яблоко.
Юра заводит юлу.
Яна ест ежевику.
Яков удит ершей.
В ящике много яблок.
Волк воет на луну.
Юля решает задачу.
Яша поёт в хоре.
Ева играет на рояле.
Под елью Яша нашёл ёжика.
Яна поёт и танцует.
Ева отдыхает на юге.
На поляне ежиха с ежатами.
Юра моет яблоки.
Я сею сельдерей.
Мы ели пироги с яблоками.
В лесу поспели ягоды.
Курица снесла яйцо.
Корабль спустил якорь.
Мой брат ходит в ясли.
Ящерица юркнула в норку.
У Яны новая юбка.
Яна пьёт чай.
Юра пилит доску пилой.
Ева кушает суп ложкой.
Мама моет пол водой.
Рая кушает яблоко.
Зоя кушает ягоды.
Зоя даёт Яше ягоды.
Юра и Яна катаются.
Друзьям желают счастья.
С ёлки сыпались сухие иголки.
Я съел спелое яблоко.
Змей упал на сарай.
Яша поймал ящерицу.
Мая и Ева гуляют.
В лесу стоят старые деревья.
Яблоко упало с яблони.
У Яши на воротнике якорь.
Яхта плывёт мимо маяка.
Акация и ясень - деревья.
Рая боялась ящериц.
Майя и Зоя в яслях.
Маяк светит ярко.
Ящерица и змея похожи.
У Юры поющая юла.
Юля стирает юбку.
Дует южный ветер.
На пароходе уютные каюты.
Птицы вьют гнёзда и поют.
Осенью они улетают на юг.
Я встаю рано и помогаю маме.
У Юры на крючке ёрш.
У ёлки ёжик.
Юра ёжится от холода.
В этом водоёме ерши.
На ёлке поёт птичка.
Яша даёт ёжику молоко.
Федя поёт песни.
Яна собирает ежевику.
Ева едет в поезде.
Евгений умеет ездить верхом.
В клетке живёт енот.
В чайнике заваривают чай.
Соловей поёт весной.
Май - тёплый весенний месяц.
Над Юрой вьётся рой пчёл.
Майя надевает майку.
Петя, полей из лейки.
Охотник с лайкой идёт по тайге.
В лесу слышен вой и лай.
Ева даёт ёжику еду.
На яблоне спелые яблоки.
Россия - это моя Родина.
У Яны два яблока.
Моя мама добрая и умная.
Моя кошка ласковая.
Ева рисует ели.
У ежа старые красные тапки.
У Евы новые красные тапки.
У Юры брат юнга.
У Юли новая юбка.
Юра и Юля поют.
Юра уехал на юг.

7) Автоматизация звука [й] в связной речи
Скороговорки.
Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.
Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Мы ели, ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.
Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

Чётко произносить строки стихотворений. Вы
учить (на выбор).
Потешки
Ежевику ела Ева,
Кустик - справа, Ева - слева.
Ёж под ёлкою лежит
И от холода дрожит.
Юра с Юлей не играл,
Он юлу ей не давал.
Яна якорь вышивала,
Молча яблоко жевала.
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

Ялик
На якоре ялик стоял у причала,
Волна, набегая, тот ялик качала.
А ёж-капитан по причалу ходил,
Насвистывал песню и трубку курил.

***
Ай, баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Придёт котик ночевать,
Мою доченьку качать!

***
Курочка моя,
Умница моя.
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

***
Ялик
с якорем
у Яшки.
Якорь
даже
на тельняшке.
Моряк наш Яшка!
Е. Благинина

***
Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щёки яблоки надули
И под листьями висят.
В. Орлов

Ой-ой и Ай-ай
- Ой-ой-ой! - сказал ОЙ-ОЙ. -
Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка, погуляй!
Всё пройдёт! - сказал АЙ-АЙ.
Г. Виеру

Зайка
- Поиграй-ка, зайка,
поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной.
- Ой-ой-ой, - бедный!
Е. Благинина

***
Если Енот в ежевику полез,
Еле спасём от иголок его.
Если же Ёж в ежевику полез,
То неизвестно ещё - кто кого!
В. Лунин

Поймай
Скачет зайка маленький
Около завалинки,
Быстро скачет зайка -
Ты его поймай-ка.
С. Маршак

Якалка
Наша утка - крякалка,
А Серёжка - якалка:
- Я сумею, я могу,
я быстрее пробегу!
- Отдохни немножко,
якалка Серёжка!

Колыбельная
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Яну не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Яночка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Яну не пугай!

Лейка
У меня есть лейка.
Ой, какая лейка!
Видели вы лейку
Новую мою?
Как луна сияет...
Если будет сухо,
Я её наполню
И цветы полью.
Л. Деляну

Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше,
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей ...
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
А. Плещеев

Весёлые путешественники
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
С. Михалков

Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Белая позёмка.
Над кремлёвскою стеной
Самолётов звенья.
Слава армии родной
В день её рожденья!
С. Маршак

Под Новый год
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать
И иметь терпенье,
И ученье не считать
За своё мученье...
С. Михалков

Новая девочка
Девочка новая в детском саду.
К девочке новой сейчас подойду:
- Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки, вот слон заводной.
Я. Найдёнова

Падают листья
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад...
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен

***
Улицей гуляет
Дедушка-мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
С. Дрожжин

Ягодка по ягодке
Собирала я в лесу
ягоду малину.
Я домой не донесу
полную корзину.
Ягодка по ягодке,
ягодка по ягодке -
дело подвигается,
ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
далека дорога.
Не отведать ли ещё
ягодок немного?
Ягодка по ягодке,
ягодка по ягодке.
Тают, как снежинки,
ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
показалось донышко,
а на донышке видна
только ягодка одна.
Не идти же с ней домой!
Съем её - и с плеч долой.
Н. Саконская

Мяч
Мой
Весёлый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!..
С. Я. Маршак

Осень
Поспевает брусника,
стали дни холоднее,
и от птичьего крика
в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
прочь за синее море.
Все деревья блистают
в разноцветном уборе.
К. Бальмонт

Какие бывают слова
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ёжик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово колючее - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово весёлое - смех.
М. Пляцковский

***
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я.Аким

***
В лесу недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй, угадай-ка,
Куда девался зайка!
Туда-сюда петляет след.
Где зайка был, там зайки нет!

Чётко произносить тексты. Пересказывать (на вы-
бор).
В саду
Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают
кусты ежевики, поливают цветы.

Зайка
Папа поймал зайку. Он отдал зайку Юре. Юра посадил зайку
в сарай. Он кормил зайку капустой. А потом Юра выпустил зайку.

Змея
Яша и Яна собирали яблоки. Они увидели на пне змею.
У змеи яд. Змея опасна. Яша и Яна убежали от змеи.

Бабушка
Я была дома одна. Пришла моя бабушка Яна. Она купила
блоки и ягоды. Спасибо, бабушка!

Ежиха
У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата малень-
кие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает
на охоту. Если ей удастся поймать юркую ящерицу, она будет
сыта, и у ежат будет молоко.

Зайка
Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что
в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме,
а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила
на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку
в ельник!

Ёжик
Сереже купили ежа. Увидел Серёжа колючий шарик и спро-
сил:
- Это ёжик от холода съёжился?
- Нет, он просто боится. Давай нальём ёжику молока.
- Он пьёт, пьёт! Какой забавный ёжик!

Под яблоней
Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки вы-
скочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила
яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже
боится», - засмеялся Яша.

В саду
Яша, Зоя и Рая пришли в сад. В саду росли яблони. На ябло-
нях было много яблок. Дети кушали яблоки. Яблоки были вкус-
ные.

Зайчишки (литовская сказка)
Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей
и говорит им:
-Я с усами, и вы уже с усами. Так вот, значит, добывайте
себе пропитание сами.
С тех самых пор зайчишки как родятся, так и живут одни,
без родителей, в тёмном лесу; ни гнезда у них, ни норы. Зато все
с усами, все с первых дней могут добыть себе пропитание сами.

Вопросы.
1. Что сказал зайчатам их отец?
2. Как живут зайчата?

Хвоя
На сосне да ёлке растут иголки. Зелены да колки. Зимой
и летом одним цветом, а ушка-то и нету! Нитку не проденешь,
платье не сошьёшь!

Егерь
Дядя Евсей - егерь. Быть егерем - очень нужное и почётное
дело. Егерь охраняет лес и всё живое в нём. Дядя Евсей выхажи-
вает малышей, если взрослое животное погибнет. Ещё егерь по-
могает больным и раненым животным. Каждый день дядя Евсей
объезжает лес и защищает его от пожаров и браконьеров.

Ежи
В дупле у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама
ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо.
Однажды Ева и Егорка увидели в норке маленьких ежат.
- Ева, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем ещё ма-
ленькие.
- Я только поглажу ежат, - ответила Ева.
На другое утро дети пришли снова к норке ежей и увидели,
что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безо-
пасное место.

Ежонок
Жил-был ежонок, да такой ленивый! Даже иголки у него бы-
ли не колючие. Ежиха еле-еле научила его есть. Ежонок лежит
под елью - ест да спит, спит да ест. Однажды ежиха не верну-
лась к ежонку. Ждал, ждал он её, но есть хочется, пришлось вы-
лезать. Вскоре стал ежонок, как все взрослые ежи, колючим
и научился сам находить себе еду.

Юрта
- Что такое юрта? - спросила Юля дядю Юру.
- Юрта - это лёгкий круглый дом, который можно перево-
зить, - ответил дядя Юра.
- А из чего делают юрты? - спросила Юля.
- Юрты делают из лёгких, гибких прутьев, а сверху покры-
вают их тёплым войлоком.

Юбка
Мама купила Юле голубую юбку. В новой юбке Юля пошла
гулять. Юля бегала и повсюду лазила, а когда вспомнила
про нарядную юбку, то увидела, что её новая юбка превратилась
в грязную.

Юнга
Юзик прочитал в книге про храброго юнгу. Он тоже захотел
стать юнгой. Но папа сказал: «Чтобы стать юнгой, надо быть
сильным и ловким». Мама сказала: «Чтобы стать юнгой, надо
учиться на "пять"». А бабушка прибавила: «Чтобы стать юнгой,
надо мне помогать».

Про зайку
Глупый зайка попал под трамвай. Ему отрезало лапки. Зайка
плакал. Плакала зайкина мама. Плакал зайкин папа. Все плака-
ли. Добрый доктор Айболит пришил зайке лапки. Спасибо, ми-
лый, добрый доктор. Не бегай на красный свет, зайка! Это опас-
но! И зайка всегда ждёт зелёный свет. Теперь он стал умным.

Вопросы.
1. Что случилось с зайчонком?
2. Почему зайка попал под трамвай?
3. Что сделал доктор Айболит?
4. На какой свет светофора можно переходить улицу?
5. На какой свет нельзя переходить улицу?
6. А что делают, когда на светофоре горит жёлтый свет?

Помог ли Яша тёте Майе?
Достаёт как-то тётя Майя швейную машинку, чтобы сшить
Яше майку.
- Ну-ка, Яшенька, помоги мне, дай-ка вон тот синий кусок
материи, - просит она.
- Тётя Майя, а я уже из него вырезал майку.
Посмотрела тётя Майя и ахнула: от материи остались одни
лоскутки.
- Тётя Майя, не сердись, я хотел, чтобы майка сшилась по-
скорее, - оправдывается Яша.
А как ты думаешь, помог Яша тёте Майе или нет?

Вопросы.
1. Что решила сделать тётя Майя?
2. О чём она попросила Яшу?
3. Что ответил Яша?
4. Что должен был сделать Яша, чтобы по-настоящему по-
мочь тёте Майе?

Яблоня
На яблоне выросли красивые румяные яблоки. Яблоня была
большая и старая, и яблоки на ней висели высоко. Яша и ма-
ленькая Яночка попросили дедушку Якима нарвать яблок с этой
яблони.

Якорь
Яша хочет быть моряком и носит рубашки с якорем. Один
раз дедушка Яким рассказал, что якорь есть у каждого корабля.
«Моя игрушечная яхта тоже корабль», - подумал Яша. И он
приделал якорь к своей яхте. Вот яхта в ванне, а Яша то подни-
мает, то опускает якорь.

Ящерица
На камне грелась красивая нарядная ящерица. Ксения стала
её ловить и схватила ящерицу за хвост. Но ящерица оставила
свой хвост и убежала. Ксения подержала хвост, а потом запла-
кала и сказала: «Теперь ящерица стала некрасивая и бесхво-
стая». «Не плачь, Ксения, - сказала старшая сестра Майя. - Ско-
ро у ящерицы вырастет новый хвост».

Земляника
Рая спросила: «Какая она - земляника?»
Яна ответила: «Она красная, крупная, сладкая».
Ева возразила: «Нет, она не крупная, а как бусинка, и вся ро-
зовая».
Яна заспорила: «Но я сама собирала землянику у нас в саду».
Юля сказала: «У вас в саду не земляника, а клубника. А зем-
ляника - в лесу, на поляне».
Юра улыбнулся и заметил: «Земляника бывает лесная, ди-
кая, а бывает садовая. Вот она-то крупная».

Ящерица
Кто сказал, что ящерица противная? Как только у него язык
повернулся? Наверное, он ящерицу никогда близко не видел.
Особенно красива ящерица весной. Весной она в празднич-
ном зелёном наряде: горят щитки и чешуйки! Сказочная мала-
хитовая красавица. И уж если лягушки бывают царевнами,
то ящерицы и подавно!
Н. Сладкое

Ёлка
Ева с папой поехали в еловый лес за ёлкой. Там лесник раз-
решил им срубить одну ёлочку. Ева выбрала самую пушистую
ёлку. Когда папа хотел срубить ёлочку, Еве её стало жалко.
- Не надо рубить ёлку. Пусть эта ёлочка растёт, - сказала
Ева. - Дома мы поставим ёлку искусственную.

Ёршик
- Мама, я купила ёршика, - сказала Ева.
- Где, где ёршик? Покажи! - попросил братик Егорка.
Ева достала из сумки ёршика.
- Это не ёршик, а какая-то щётка, - огорчённо сказал Егор-
ка. - Ёршик - это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку,
а папа сказал, что она называется ёршик.
- Правильно. Есть рыба - ёрш, а это щётка для мытья буты-
лок, - объяснила Егорке Ева.

Лиса и Ёж
-Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не
к лицу!
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то чтобы некрасивый...
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то чтобы неуклюжий...
- Так какой же я такой с колючками-то?
- Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.
Я Сладкое

Два певца
- Ну что ты, Соловей, всё поёшь да поёшь? На заре поёшь,
днём поёшь. Даже ночью поёшь?
- Это я не пою, это я ещё только учусь.
- Учишься? Эх ты, неумёха! А я уж давно научилась. Вот
слушай: кар-кар-кар!
С. Иванов

Яшка бяка
День был ясный-ясный, а котёнок Яша хмурый и сердитый.
Он гулял по двору и упал в яму. Вот стоит и с досады яме язык
показывает. А яме-то всё равно! Яша тогда стал всех подряд
дразнить. Лягушонку язык высунул - лягушонок обиделся.
- А га, вот тебе!
Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык показал.
Ящерица глазами хлоп-хлоп - и в слёзы.
А Яша уже ягнёнка своим языком дразнит. Ягнёнок смотрел-
смотрел и говорит.
- Бяка ты, Яша.
- Я - бяка? Ну, тогда держись!
Влез он на кучу ящиков, а тут с яблони яблоко упало и пря-
мо Яше по лбу - бац!
- Мяу!!! - замяукал Яша, думая, что это на него ястреб напал.
Скатился с ящиков, хвост трубой - и домой.
- Всё маме расскажу!
А все смеются.
- Бяка-бояка и ябеда!
Г. Юдин

Длинная змея (перевод со шведского)
Жила-была у нас змея. Такая длинная змея, такая длинная
змея - длинней змеи не видел я.
Такая длинная змея, что я сравненья не найду.
Читает книгу голова, а хвост купается в пруду.
Однажды дома голова пила с вишнёвым джемом чай.
А хвост отправился гулять и покататься сел в трамвай.
Ну, а теперь, пожалуй, мне пора кончать стихи мои,
Чтоб и они не стали вдруг длиннее длинной той змеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']»   служат  до...

«Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков»

Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков помогают формировать и стимулировать у детей речевые высказывания, разнообразить учебный процесс, п...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...