Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_-_dlya_roditeley.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Учитель-логопед Шеляг Н.М.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно рассказывать, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Исходя из вышесказанного, я выделила ведущие задачи в работе с детьми:
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия, выразительности через скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, шутки, дразнилки, небылицы.
- Развитие лексических средств языка через народную игру, сказку, потешку:
- накопление словаря (действия, признаки, предметы);
- уточнение словаря через слова-синонимы.
3. Обучение диалогической и монологической речи через сказки, потешки, заклички, дразнилки, календарные песни.
4. Формирование устойчивого интереса к устному народному творчеству на основе активного участия детей в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми.
5. Воспитание уважения к истории народа, к обычаям и традициям, овладение богатством народного слова, расширение знаний о великих русских умельцах. Эту задачу мы выполняем совместно с музыкальным руководителем и воспитателями группы.
Скороговорки предлагаю детям для закрепления произношения, для дифференциации необходимых звуков (например, Веселей, Савелий, сено пошевеливай).
Чистоговорки использую для закрепления произношения отдельных звуков и дифференциации (например, Сено Сене Костя косит).
Пословицы использую со следующими заданиями:
- договори пословицу;
- вспомни пословицу по двум словам;
- вспомни пословицу по одному слову;
- какая пословица подходит к сказке и её основной мысли;
- пословицы «шутят» - надо назвать звук, изменивший пословицу (например, Два сапога – тара, Сашу маслом не испортишь).
Загадки подбираю про крестьянский быт, труд, про времена года, явления природы.
Потешки, шутки, небылицы использую для совершенствования звуковой стороны речи в сфере выразительности. Называю имена детей из группы, чтобы похвалить, подбодрить или пожурить, потом дети сами проговаривают эту потешку. Воспитатели используют потешки в режимных моментах – умывание, одевание, причесывание. Потешки входят в речь детей, в диалоги, в монологи. Эти потешки добрые, ненавязчиво учат детей, обогащают их словарный запас. Через потешку можно учить одного ребенка выразительно рассказывать – а другого – подражать тому, о ком идет речь.
Веду логопедическую работу с детьми по развитию лексических средств языка через народную игру, которая даёт коммуникативную направленность речи детей. Дети малоактивны, а вовлечённые в игру они оречевляют игровые ситуации, так как все народные игры предусматривают пение, проговаривание, хлопки в ладони, притопывание и приговаривание. Через игру до ребенка быстрее доходит смысловое значение каждого слова, интонация, ритмика. В игре идет отработка ритма речи, слоговой структуры, внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям. Учитываю индивидуальные возможности детей, предлагаю первым говорить тем, кто быстрее других запоминает. Текст игры использую для закрепления произношения звуков. Заучивание стихотворных текстов развивает у детей чувство ритма, а отхлопывание ладонями в такт ритма всегда помогает уловить ритм стихов и сохранить его.
Провожу работу по развитию лексических средств языка через сказку, народную песню – это прекрасный материал для отработки глаголов, для разъяснения смыслового значения каждого действия.
Обучение диалогической речи веду через заклички, дразнилки, приговорки. Они учат подмечать в человеке недостатки, снимают излишнее напряжение в отношениях детей. Приговорки – это обращение к кому-то или чему-то (вспомните про божью коровку). Потешки помогают в работе над многими разделами грамматики в игровой форме, легко входит в жизнь ребенка.
Все это помогает в подготовке к проведению календарно-обрядовых праздников:
- Праздник Осени – праздник во славу природы и труда людей.
- Новогодний праздник.
- Проводы Масленницы и встреча весны.
- Встреча лета – праздник Семьи.
Желаю и вам использовать все богатство нашего народа для воспитания уважения к истории народа, событиям и традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс
laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...
Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова
Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается....
Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей
Приведены наиболее типичные варианты ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава....
Что такое нарушение звуко-слоговой структуры слова.
В материале для родителей разъясняется, что такое - нарушение звуко-слоговой структуры слова....
Преодоление нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей
Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей...
Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...