«Формирование первичных произносительных умений и навыков».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспекты коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
В содержание логопедической работы включаются:
- коррекция нарушений дыхательной функции;
- коррекция нарушений голосовой функции;
- коррекция дефектов звукопроизношения;
- коррекция просодических нарушений;
- развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.
II этап - «Формирование первичных произносительных умений и навыков».
Цель: создание необходимых условий для выработки правильных артикуляционных движений.
Занятие 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального занятия на Формирование первичных произносительных умений и навыков | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
II этап - «Формирование первичных произносительных умений и навыков».
Цель: создание необходимых условий для выработки правильных артикуляционных движений.
Занятие 3.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звукам «У», «И»;
- развивать умение подбирать слова (картинки) на заданный звук;
- закреплять понятия «слово», «гласный звук».
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;
- развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);
-развивать понятие о месте нахождения звука в слове;
- развивать просодические компоненты речи;
- формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций;
- развивать произнесение изолированных гласных звуков «У», «И» на продолжительном плавном выдохе;
- развивать произнесение сочетаний звуков «У», «И» на продолжительном плавном выдохе.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование потребности к правильной речи.
Оборудование: зеркало, корзинка с муляжами овощей, предметные картинки с звуками «У» и «И».
Ход занятия
Слова логопеда | Слова ребёнка |
Доброе утро! | Доброе утро! |
Давай вспомним, какое сейчас время года? Правильно. Осенью люди собирают урожай. Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями. Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Логопед перед зеркалом совместно с ребёнком показывает движения). (Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?», «Где ты проводишь пальчиками?» Сначала мы вспомним как мы поглаживали и постукивали лицо на предыдущих занятиях: - от середины лба к вискам; - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; - от середины подбородка к ушам. | Осень. Ребёнок повторяет. По лбу, вискам, вокруг глаз, по щекам, по подбородку. |
А теперь мы представим, что срываем яблоки. Будем пощипывать, кончиками пальцев. | Ребёнок повторяет пощипывающие движения. |
Вышли пальчики гулять, | От середины лба к вискам. |
Стали яблоки срывать. | Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам). |
Что за чудная картинка: | По мышцам щёк (от крыльев носа к вискам). |
Стала полная корзинка. | От середины подбородка к ушам. |
Молодец! Вот мы собрали все яблоки. | |
Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц. Вот в корзинке урожай овощей. Давай «попробуем» овощи на вкус: Горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок. (Логопед показывает детям корзинку с муляжами овощей) Молодец! | Ребёнок изображает мимикой вкус овощей. |
Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики. Помнишь, как на прошлом занятии ты изображал «дудочку» и «улыбочку»? У тебя получалось эти движения выполнять как в быстром темпе, так и в медленном. Потом ты смог их немного зафиксировать. | Да. |
Сегодня мы будим показывать движение и одновременно пропивать звук. (Логопед совместно с ребёнком перед зеркалом показывает движение) | |
Начнем с упражнения «улыбка». Определи, как работают губы? Правильно. Теперь в этом положении произнеси звук «И». Молодец. | Губы растянуты в широкую улыбку. «И» |
Вдохни через нос и на медленном выдохе плавно протяни звук «И-и-и» Молодец! | «И-и-и-и» |
Теперь покажем упражнение «дудочка». Определи, как работают губы? Правильно. Теперь в этом положении произнеси звук «У». Молодец! | Губы вытянуты вперёд в узкую «дудочку». |
Вдохни через нос и на медленном выдохе плавно протяни звук «У-у-у» Молодец! | «У-у-у-у» |
Эти звуки гласные. Когда мы их произносим, то нам ни чего во рту не мешает. Воздушная струя проходит свободно. | |
Теперь медленно произнеси сочетание звуков «ИУ». Определи последовательность работы губ при произнесении «ИУ». Молодец! | «ИУ» Сначала губы растянуты в улыбке, а потом вытянуты вперёд. |
Теперь медленно произнеси сочетание звуков «УИ». Определи последовательность работы губ при произнесении «УИ». Молодец! | «УИ» Сначала губы вытянуты вперёд, а потом растянуты в улыбке. |
А теперь произнеси «УИ», а затем «ИУ» без зеркала. Молодец! | «УИ» «ИУ» |
Упражнение над развитием дыхания и голоса. Представь, что за окном подул сильный ветер. Мы прячемся в домике, но ветер подувает к нам под дверь. Вдохни и на выдохе произнеси: И………….. А теперь ветер задувает к нам в печную трубу. Вдохни и на выдохе произнеси: У………… А теперь он сразу подул и в трубу и под дверь. Вдохни и на выдохе произнеси: УИ……….. Молодец! | Ребёнок повторяет за логопедом сначала перед зеркалом, а потом без него. И………… У………… УИ………… |
Упражнение по развитию динамической координации рук. Назови, какие ты знаешь фрукты? Молодец! Ты правильно назвал фрукты и также назвал апельсин. Давай сейчас расскажем и покажем стихотворение про апельсин. | Ребёнок называет фрукты: Яблоки, груши, сливы, бананы, апельсины, ананасы и т.д. |
Мы делили апельсин. | Изображает апельсин – пальчики в кулачке. |
Много нас, | Руки согнуты в локтях, шевелит пальцами. |
А он – один. | Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного. |
Эта долька – для ежа! Эта долька – для чижа! Эта долька – для утят! Эта долька – для котят! Эта долька – для бобра! А для волка – кожура! | Разгибает по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев. |
Он сердит на нас – Беда! | Сжимает и разжимает пальцы на обеих руках. |
Разбегайтесь кто куда… Молодец! | Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны. |
Упражнение по развитию слухового внимания. Игра «Слушай, повторяй!» Послушай внимательно. Я буду повторять ряд слогов, а ты должен их повторить: УП-ИП ИП-УП УП-УП-ИП ИП-ИП-УП и т.д. Молодец! | Ребёнок внимательно слушает и повторяет. |
Упражнение на развитие динамической координации общей моторики. Давай вспомним, что происходит осенью. Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком | Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом. |
Туча небо кроет | Ребёнок поднимает руки вверх. |
Солнце не блестит | Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение. |
Ветер в поле воет | Складывает рупором руки и в него проговаривает текст. |
Дождик моросит | Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук. |
Зашумели воды Быстрого ручья. | Руки в стороны, изображает волну. |
Птички улетели В тёплые края. Молодец! | Руки в стороны, изображает машущие крылья. |
Упражнение на развитие фонематического слуха. (Логопед выкладывает предметные картинки). Посмотри это разные картинки. Тебе надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук «И». А теперь выбери те картинки, в названии которых есть звук «У». | Ребёнок выдирает подходящие картинки. |
Итог занятия. Какие звуки мы сегодня учились произносить? Чем эти звуки отличаются? Чем похожи? | «У». «И» Отличаются, что звук «У» мы произносим губы вытягиваем дудочкой, а звук «И» мы произносим, губы растягиваются в улыбке. Эти звуки гласные. Когда мы их произносим, то нам ни чего во рту не мешает. Воздушная струя проходит свободно. |
Молодец! |
Задания для закрепления:
Игра «Слушай, повторяй». Взрослый произносит ряд слогов, дети повторяют: УП-ИП-УП; ИП-УП-ИП и т.д.
Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного ввозраста
В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее, уметь адекватно себя оцени...
Мастер класс инструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции стопы».
Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с...
Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог...
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....
Логопедические странички для родителей: Рекомендации логопеда по закреплению произносительных умений и навыков
Логопедические странички - это методические советы и рекомендации по вопросам развития и коррекции речи, организации занятий для родителей дошколят....
Опыт эффективных партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогами по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников.
Создание условий для успешной адаптации дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи....
АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий
Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....