«Формирование первичных произносительных умений и навыков».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алдабаева Лайда Александровна

Конспекты коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.

       В содержание логопедической работы включаются:

  1. коррекция нарушений дыхательной функции;
  2. коррекция нарушений голосовой функции;
  3. коррекция дефектов звукопроизношения;
  4. коррекция просодических нарушений;
  5. развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.

II этап - «Формирование первичных произносительных умений и навыков».

Цель: создание необходимых условий для выработки правильных артикуляционных движений.

 

Занятие 3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II этап - «Формирование первичных произносительных умений и навыков».

Цель: создание необходимых условий для выработки правильных артикуляционных движений.

Занятие 3.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звукам «У», «И»;

- развивать умение подбирать слова (картинки) на заданный звук;

- закреплять понятия «слово», «гласный звук».

Коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;

- развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);

-развивать понятие о месте нахождения звука в слове;

- развивать просодические компоненты речи;

- формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций;

  • развивать произнесение изолированных гласных звуков «У», «И» на продолжительном плавном выдохе;

- развивать произнесение сочетаний звуков «У», «И» на продолжительном плавном выдохе.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование потребности к правильной речи.

Оборудование: зеркало, корзинка с муляжами овощей, предметные картинки с звуками «У» и «И».

Ход занятия

Слова логопеда

Слова ребёнка

Доброе утро!

Доброе утро!

Давай вспомним, какое сейчас время года?

Правильно. Осенью люди собирают урожай.

Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями.

Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Логопед перед зеркалом совместно с ребёнком показывает движения).

 (Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?», «Где ты проводишь пальчиками?»

Сначала мы вспомним как мы поглаживали и постукивали лицо на предыдущих занятиях:

- от середины лба к вискам;

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

- от середины подбородка к ушам.

Осень.

Ребёнок повторяет.

По лбу, вискам, вокруг глаз, по щекам, по подбородку.

А теперь мы представим, что срываем яблоки. Будем пощипывать, кончиками пальцев.

Ребёнок повторяет пощипывающие движения.

Вышли пальчики гулять,

От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать.

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Что за чудная картинка:

По мышцам щёк (от крыльев носа к вискам).

Стала полная корзинка.

От середины подбородка к ушам.

Молодец! Вот мы собрали все яблоки.

Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц.

Вот в корзинке урожай овощей. Давай «попробуем» овощи на вкус:

Горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок.

(Логопед показывает детям корзинку с муляжами овощей)

Молодец!

Ребёнок изображает мимикой вкус овощей.

Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики.

Помнишь, как на прошлом занятии ты изображал «дудочку» и «улыбочку»?  У тебя получалось эти движения выполнять как в быстром темпе, так и в медленном. Потом ты смог их немного зафиксировать.

Да.

Сегодня мы будим показывать движение и одновременно пропивать звук.

(Логопед совместно с ребёнком перед зеркалом показывает движение)

Начнем с упражнения «улыбка».

Определи, как работают губы?

Правильно. Теперь в этом положении произнеси звук «И».

Молодец.

Губы растянуты в широкую улыбку.

«И»

Вдохни через нос и на медленном выдохе плавно протяни звук «И-и-и»

Молодец!

«И-и-и-и»

Теперь покажем упражнение «дудочка».

Определи, как работают губы?

Правильно. Теперь в этом положении произнеси звук «У».

Молодец!

Губы вытянуты вперёд в узкую «дудочку».

Вдохни через нос и на медленном выдохе плавно протяни звук «У-у-у»

Молодец!

«У-у-у-у»

Эти звуки гласные. Когда мы их произносим, то нам ни чего во рту не мешает. Воздушная струя проходит свободно.

Теперь медленно произнеси сочетание звуков «ИУ».

Определи последовательность работы губ при произнесении «ИУ».

Молодец!

«ИУ»

Сначала губы растянуты в улыбке, а потом вытянуты вперёд.

Теперь медленно произнеси сочетание звуков «УИ».

Определи последовательность работы губ при произнесении «УИ».

Молодец!

«УИ»

Сначала губы вытянуты вперёд, а потом растянуты в улыбке.

А теперь произнеси «УИ», а затем «ИУ» без зеркала.

Молодец!

«УИ»

«ИУ»

Упражнение над развитием дыхания и голоса.

Представь, что за окном подул сильный ветер. Мы прячемся в домике, но ветер подувает к нам под дверь. Вдохни и на выдохе произнеси: И…………..

А теперь ветер задувает к нам в печную трубу.

Вдохни и на выдохе произнеси: У…………

А теперь он сразу подул и в трубу и под дверь. Вдохни и на выдохе произнеси: УИ………..

Молодец!

Ребёнок повторяет за логопедом сначала перед зеркалом, а потом без него.

И…………

У…………

УИ…………

Упражнение по развитию динамической координации рук.

Назови, какие ты знаешь фрукты?

Молодец! Ты правильно назвал фрукты и также назвал апельсин.

Давай сейчас расскажем и покажем стихотворение про апельсин.

Ребёнок называет фрукты:

Яблоки, груши, сливы, бананы, апельсины, ананасы и т.д.

Мы делили апельсин.

Изображает апельсин – пальчики в кулачке.

Много нас,

Руки согнуты в локтях, шевелит пальцами.

А он – один.

Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька – для ежа!

Эта долька – для чижа!

Эта долька – для утят!

Эта долька – для котят!

Эта долька – для бобра!

А для волка – кожура!

Разгибает по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

Он сердит на нас – Беда!

Сжимает и разжимает пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда…

Молодец!

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Упражнение по развитию слухового внимания.

Игра «Слушай, повторяй!»

Послушай внимательно. Я буду повторять ряд слогов, а ты должен их повторить:

УП-ИП

ИП-УП

УП-УП-ИП

ИП-ИП-УП    и т.д.

Молодец!

Ребёнок внимательно слушает и повторяет.

Упражнение на развитие динамической координации общей моторики.

Давай вспомним, что происходит осенью.

Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком

Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом.

Туча небо кроет

Ребёнок поднимает руки вверх.

Солнце не блестит

Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение.

Ветер в поле воет

Складывает рупором руки и в него проговаривает текст.

Дождик моросит

Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук.

Зашумели воды

Быстрого ручья.

Руки в стороны, изображает волну.

Птички улетели

В тёплые края.

Молодец!

Руки в стороны, изображает машущие крылья.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

(Логопед выкладывает предметные картинки).

Посмотри это разные картинки. Тебе надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук «И».

А теперь выбери те картинки, в названии которых есть звук «У».

Ребёнок выдирает подходящие картинки.

Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились произносить? Чем эти звуки отличаются? Чем похожи?

«У». «И»

Отличаются, что звук «У» мы произносим губы вытягиваем дудочкой, а звук «И» мы произносим, губы растягиваются в улыбке. Эти звуки гласные. Когда мы их произносим, то нам ни чего во рту не мешает. Воздушная струя проходит свободно.

Молодец!

Задания для закрепления:

Игра «Слушай, повторяй». Взрослый произносит ряд слогов, дети повторяют: УП-ИП-УП; ИП-УП-ИП и т.д.

Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного ввозраста

В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее,  уметь адекватно себя оцени...

Мастер класс инструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции стопы».

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с...

Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог...

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....

Логопедические странички для родителей: Рекомендации логопеда по закреплению произносительных умений и навыков

Логопедические странички - это методические советы и рекомендации по вопросам развития и коррекции речи, организации занятий для родителей дошколят....

Опыт эффективных партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогами по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников.

Создание условий для успешной адаптации  дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи....

АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий

Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....