Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.
консультация по обучению грамоте на тему
Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этого обучение необходимо начинать не с решения элементарных частных задач на практическом уровне, а с усвоения ребёнком общих принципов действия, основанных на научных теоретических понятиях, которые раскрывают свойства и отношения изучаемых объектов (слово, слог, звук, буква).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_formirovaniya_fonetiko-graficheskikh_umeniy_i_navykov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этого обучение необходимо начинать не с решения элементарных частных задач на практическом уровне, а с усвоения ребёнком общих принципов действия, основанных на научных теоретических понятиях, которые раскрывают свойства и отношения изучаемых объектов (слово, слог, звук, буква).
Данный подход в обучении грамоте диктует особую логику развёртывания изучаемого материала.
Начальным и основополагающим моментом в обучении грамоте дошкольников является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка и обучение звуковому анализу слова.
Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действия, если в самом начале своего формирования оно складывается осознанно и целенаправленно, а ребёнок не только осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.
Способ вычленения звука из слова обоснован и подробно описан Д.Б.Элькониным. Он охарактеризовал это действие как интонационное выделение (протягивание) каждого последующего звука в полном слове, при котором каждый звук становиться отчётливо слышимым.
Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется слухом. Звуковая оболочка слова представляет собой закономерную целостность. Нарушение этой целостности приводит либо к появлению нового слова, либо к искажению или разрушению данного.
Переход на новый этап звукового анализа вызывает потребность обозначения звуков буквами. Для того, чтобы собственно звуковой анализ составлял первоначальную ступень звуко-буквенного и входил в него, необходимо сохранить уже сложившийся порядок собственно звукового разбора слова, дополнив его ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему? Иначе говоря, ребёнок объясняет выбор букв не одновременно с выделением звуков, а только после того, как звуковой анализ уже полностью им выполнен.
При переходе от собственно звукового анализа к звуко-буквенному необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой буквы.
Способ обозначения твердости-мягкости согласных звуков зависит от позиции, которую занимает данный звук: перед гласной или не перед гласной. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласного звука обозначается гласной буквой, во второй – мягким знаком или его отсутствием.
Одной из важных задач обучения детей звуко–буквенному анализу является формирование умения обозначать твердость–мягкость с помощью гласных букв. Дети должны усвоить, что буквы А, О, У, Ы, Э пишутся после твердых согласных, а буквы Я, Е, Ё, Ю, И – после мягких согласных. В связи с этим изучение букв должно начинаться с гласных. Буквы обозначающие один и тот же гласный звук изучаются парами А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Итогом изучения гласных букв является противопоставление двух групп «А, У, О, Ы, Э» и «Я, Ю, Ё, И, Е». Гласные из первой группы пишутся после твердых согласных, а гласные из второй группы – после мягких.
В дальнейшем, когда дети познакомятся с согласными буквами и будут читать слоги, эти две группы гласных букв будут противопоставляться по обозначению твердости (мягкости согласных звуков.). Детям можно сказать, что гласные буквы выполняют два очень важных дела: обозначают гласные звуки и командуют согласными буквами, которые находятся перед ними. Буквы А, О, У, Ы, Э дают команду «Читай твердо!», а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – «Читай мягко!»
Знакомство с обозначением твердости – мягкости согласных звуков в конце слов с помощью буквы «Ь» происходит после того, как дети выучили несколько согласных букв.
Большинство согласных букв русского алфавита обозначают два звука (согласный твердый и согласный мягкий). Сначала дети знакомятся именно с такими согласными буквами. С ними составляют слоги – слияния и закрепляют умение обозначать твердость – мягкость согласного с помощью гласной буквы.
При знакомстве с буквами обозначающими один твердый звук ([ц], [ж], [ш]) и один согласный мягкий звук ([ч], [щ], [й]), дети узнают, что эти буквы «не слушают команды гласных букв», что это «капризные» буквы. И поэтому после «чу» и «щу» мы пишем с буквой «У», хотя всегда после мягких согласных писали букву «Ю». Также слоги «ча» и «ща». А «жи» и «ши» пишутся с буквой «И», хотя слышим звук [ы].
С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует познакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.
Таким образом, одним из условий развития у детей способности слышать звучащее слово и выделять в нём последовательность звуков является использование в обучении собственно звукового анализа, как особого типа упражнений со звуковой формой слова. Для того, чтобы собственно звуковой анализ вошел, как необходимая первоначальная ступень и основа в разбор звуко-буквенный, и у детей не возникла переориентация на букву при анализе звукового состава слова, необходимо соблюдать определённую последовательность перехода от одного этапа звукового анализа к другому, более сложному. А предложенный порядок изучения букв позволяет наиболее полно раскрыть особенности русской графики, понять соотношение букв и основных звуковых единиц на уровне обобщений, в определенной системе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...
Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
подвижные игры...
Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» старшая группа
Перспективный план разработат в соотвествии с современными требованиями и возраста детей....
Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» подготовительная группа
Перспективный план позволит педагогам в формировании двигательных умений и навыков у детей 6-7 лет. (программа Детство Т.И. Бабаева)...
Использование подвижных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
Характерная особенность игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое...
5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...
"Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Презентация для родительского собрания на тему: "Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"...