Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
статья по теме
В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
Опыт работы воспитателя
МАДОУ «Детский сад №382 «КОРАБЛИК»
Юдиной Елены Петровны
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть в группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие. Наблюдая за детьми в ходе педагогического процесса, я с тревогой отмечаю, что определенная группа моих воспитанников испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Вследствие чего у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и со взрослыми. И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал препятствием на пути развития личности. Это определило тематику моей работы: формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения.
На практике я использую технологии нового поколения, что позволяет решать задачи по разностороннему, полноценному развитию каждого ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и требованиями современного общества (Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать Месяцев» Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев и др.)
Для достижения поставленной цели в ходе образовательного процесса мною используются различные средства:
– театрализованная деятельность (театрализованная игра на праздниках, развлечениях, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, самостоятельная театрализованная художественно-творческая деятельность);
- ритуалы приветствия в начале дня (игра-приветствие «С добрым утром!», игра «Веселый воробей»), ритуалы прощания в конце дня («Лови мяч», «Согреем друг друга»);
- обучение правилам поведения в группах через ситуации, связанные с высказываниями просьбы, выражением благодарности на занятиях и в повседневной жизни;
- этюды («Фея доброты», «Фея ласковых слов»),
- беседы («В мире вежливых слов», «Если с другом вышел в путь»);
- моделирование ситуаций («Как ты поступишь, если…», «Если Маша грустная…», «Как можно узнать настроение человека?»);
- развивающие игры («Интервью», «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай», «Зеркала»).
При планировании совместной и самостоятельной деятельности по формированию социально-коммуникативных умений и навыков, я учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы, что позволяет мне организовать ежедневную жизнедеятельность детей с использованием игровых методов и приемов. Игры я подбираю по принципу от простого к сложному (например, для развития у детей эмпатии сначала я предлагаю детям игру «Угадай эмоции» с использованием картинок, в дальнейшем – «Конструктор эмоций» с различными вариантами – «Послушай и собери», «Покажи на себе», «Собиралки»). Они разнообразны и затрагивают все основные виды деятельности дошкольников:
- подвижные - «Акулы и матросы»;
- рисование: «Кто на свете всех добрее?», «Это я. А это все мои друзья» «Создание рисунка по кругу»;
- словесные - подбери пословицу, вспомни песню, сказку о доброте, щедрости, дружбе;
- конструктивные - «Строим дом», «Стой!».
Разнообразные игровые приемы способствуют формированию у детей качеств необходимых для жизни в коллективе: общительности «Интервью», «Секрет»; чуткости, отзывчивости, доброты «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Ласковое слово», «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты»; взаимопомощи «Получаем медицинскую помощь», «Семья».
Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и развивающая предметно-пространственная среда. Для этого я расширила ассортимент дидактических игр: “Куб”, «Домино эмоций»; пополнила виды театров (театр игрушек-самоделок, пальчиковый театр).
Чтобы побуждать детей совершать добрые поступки в группе «появился» дом «Добрых дел». В нем отображаются добрые поступки и хорошие дела детей. В конце каждой недели мы подводим итог и выясняем, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел.
Я осуществляю тесное сотрудничество с родителями, так как только при взаимодействии детского сада с семьей поставленные задачи могут быть решены полностью.
В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, а затем в течение года осуществляла просветительскую работу в разных формах. Это и консультации («Коммуникативные навыки общения», «Адаптация ребенка в детском саду»), выставка совместных работ «Зимняя сказка», индивидуальные беседы («Как отвечать на детские вопросы»). Родители поддержали меня и стали активными участниками образовательного процесса.
Совместно с родителями была проведена акция «Дружная неделя», было предложено создать «Цветик-семицветик» пожеланий, цель этого задания – развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками. Предварительно в группе была проведена с детьми беседа о дружбе. Дома ребенок с родителями рисует себя на листочке и пишет на нем пожелания друзьям. В детском саду цветок «собирается», вместе с детьми зачитываем пожелания. Происходит обсуждение.
В ходе работы я стала замечать, что климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, заводить новых знакомых среди своих сверстников. Кроме того, заметно снизилась недоброжелательность многих “проблемных” детей. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.
Дети уверенно чувствуют себя не только в группе детского сада, но и при общении вне детского сада (на игровой площадке, в учреждениях дополнительного образования, в поликлинике, в магазине и т.п.), успешно реализуют свои способности в групповой деятельности, умеют договариваться, согласованно действовать, достигать успешного результата в совместном действии. Поэтому, твердо можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
Полученные результаты подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются социально-коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими
В перспективе я планирую продолжить работу по выбранной теме до выпуска детей в школу, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни– к лучшей адаптации в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи
Доклад об использовании игровых методов на логопедических занятиях...
Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации
Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...
Использование игровых методов и приемов в работе логопеда в обучении дошкольников грамоте.
В статье рассматриваются особенности русской письменной речи, предпосылки ее формирования у дошкольников и этапы формирования основ грамоты у детей 6-7 лет....
Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....
Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».
Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....