Игры и упражнения на формирование первичных произносительных умений и навыков
консультация (старшая группа)

Полицинская Наталия Александровна

Консультация для родителей по формированию первичных  произносительных навыков и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ № 28 «Ромашка»

Игры и упражнения

на формирование первичных произносительных

умений и навыков

Учитель – логопед: Полицинская Н.А.

  • Учить детей выполнять действия, связанные с игровой ситуацией: покажи, возьми, принеси – упражнение «Поручение» (одноступенчатая инструкция).
  • Формировать внимание  к неречевым звукам, развивать чувство ритма – упражнение «Хлопай, как я», «Топай, как я».
  • Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, издаваемых различными звучащими игрушками – упражнение «Что звучит?».
  • Учить понимать грамматические категории числа существительных – игра «Где много, а где мало?».
  • Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода – упражнение «Звуки дома».
  • Учить понимать слова обобщающего значения – упражнение «Покажи картинку».
  • Развивать речевой слух, учить различать на слух голоса знакомых людей и называть их по именам – упражнение «Кто позвал?».
  • Развивать внимание к неречевым звукам, различать их по одной из характеристик (тихий – громкий) – упражнение «Внимательные ушки».
  • Уточнять и расширять предметный словарь по теме, обучать узнаванию предметов по их назначению – «Отгадай загадку – покажи отгадку» (На чём можно сидеть? На чём спать?).
  • Учить понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, около, за – упражнение «Кто где?
  • Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около – упражнение «Белочка и грибы».
  • Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких  ребёнку людей (мама, папа, баба, тётя, дядя, ляля)
  • Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А,У, преодолевать  твёрдую атаку  голоса – упражнение «Послушай и повтори»:

А-а-а! – мама качает;

Уа!Уа! – плачет малыш;

О-о-ох! – стонет старая бабушка.

  • Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение «музыкальный пузырёк»
  • Учить подражать бытовым и музыкальным шумам, издаваемым разными игрушками:

О-о-о – рычит мишка,

И-и-и – ржёт лошадка,

Пи-пи-пи – пищит цыплёнок,

Бум – бум – гремит барабан,

Оп – оп-оп – прыгает мячик,

Бах – упали кубики.

Формировать умение договаривать звуки, слоги:

У-у-у – самолёт

Ы-ы-ы – пароход

Ту-ту-ту – паровоз

Би-би-би – машина

  • Развивать правильное речевое дыхание

- пропевать на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ,УА, ОУ, ОИ, ИА

  • Обучать плавному свободному выдоху

 - дыхательные упражнения «Листопад», «Подуй на цветок», «Снежинки».

  • Развивать подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ.
  • Развивать умение втягивать и надувать щёки – дыхательное упражнение «Овощи – толстушки и овощи – худышки».
  • Обучать пониманию вопросов по сюжетной картинке, развивать диалогическую речь, зрительное внимание – работа по сюжетной картинке «Птичий двор».
  • Совершенствовать навык договаривания звукоподражаний, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, учить на одном выдохе произносить 3-4 слога, уточнить произношение звуков: - упражнение «Кто как голос подает?»:

Ко-ко-ко – курочка,

Га-га-га – густ,

Пи-пи-пи – цыплята,

Куд-куд-куд – куры

Гена, гуси, беги, гони.

  • Учить проговаривать слова и предложения: Это кот. Тут Тома. У Томы кот. Вот бык.
  • Учить строить фразы из двух слов.
  • Закреплять умение образовывать форму повелительного наклонения глаголов – упражнение «Воробышки» (сиди,иди,беги,спи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного ввозраста

В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее,  уметь адекватно себя оцени...

Логопедические странички для родителей: Рекомендации логопеда по закреплению произносительных умений и навыков

Логопедические странички - это методические советы и рекомендации по вопросам развития и коррекции речи, организации занятий для родителей дошколят....

Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции.

Развивать способность эмоциональных состояний :грусти, радости......

Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции

Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоцииПиктограммы в работе психолога на формирование умения выражать эмоции и чувстваПиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоци...

«Формирование первичных произносительных умений и навыков».

Конспекты коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....