Знакомство со звуком Ы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Знать звук «Ы» – гласный - ,
бывает только в середине /мышь, бык, сын/ или в конце слов /усы, грибы/
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове зв. «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.
Послушай слова со зв. «Ы» в середине, запомни и повтори:
- тыква, рыбка;
- пыль, бык, сын, мышь;
- был, жил, мыл;
Послушай слова со зв. «Ы» в конце, запомни и повтори:
- коты, листы;
- носы, усы, весы;
- львы, швы, шары, шкафы.
Где стоит звук «Ы» в слове? /в середине или в конце/:
крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.
Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.
Выучи и проговаривай: «Мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы».
Назови 3 слова со звуком «Ы».
Знать звук «Ы» – гласный - ,
бывает только в середине /мышь, бык, сын/ или в конце слов /усы, грибы/
Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове зв. «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.
Послушай слова со зв. «Ы» в середине, запомни и повтори:
- тыква, рыбка;
- пыль, бык, сын, мышь;
- был, жил, мыл;
Послушай слова со зв. «Ы» в конце, запомни и повтори:
- коты, листы;
- носы, усы, весы;
- львы, швы, шары, шкафы.
Где стоит звук «Ы» в слове? /в середине или в конце/:
крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.
Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.
Выучи и проговаривай: «Мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы».
Назови 3 слова со звуком «Ы».
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Звук и буква Ы».
Задачи:
- Уточнение правильной артикуляции и произношения звука «Ы».
- Дифференциация понятий «звук - буква».
- Уточнение понятия «гласный звук».
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие звукового синтеза.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Упражнение в делении слов на слоги.
- Упражнение в чтении.
1.Орг.момент
Сюрпризный момент (приход мышонка Мыша с буквой Ы)
Логопед: -Кто это к нам пришел? (Мышонок Мыша). Что это за буква у Мыша, дети? (буква Ы)
Логопед: Какой звук мы обозначаем этой буквой? (Звук Ы)
Логопед: Что вы знаете об этом звуке? (Это гласный звук)
Логопед: Почему мы называем его гласным? (Его можно петь, тянуть)
Гласному легко живется,
Голосок свободно льется.
2. Логопед: С какими еще гласными звуками и буквами вы познакомились? (А, О, У, И)
Логопед: Как можно отличить звук Ы от других гласных (на слух, по артикуляции).
Звук Ы- сердитый звук.
Губки улыбаются, а шея напрягается.
Язычок наш убегает от зубов подальше в ротик,
Спинку горкой выгибает, как сердитый котик.
3.Артикуляционная разминка.
Слушайте меня внимательно,
Повторяйте все старательно:
Ды-ды-ды- очень плохо без воды.
Ты-ты-ты- маме подарю цветы.
Ны-ны-ны – спят медведи до весны.
Вы-вы-вы- испугались мы совы.
Зы-зы-зы-убежали от грозы.
Ры-ры-ры- у ребят в руках шары.
4.А сейчас не зевай, слово с Ы лишь повторяй:
Дом-дым сон-сын бак-бык сор-сыр рис-рысь Дина-дыня Мало-мыло тина – тыква Дирол-дырокол весь-весы
5. Игра с Незнайкой
Слышал мальчик в синей шляпе с желтой челкой на лице:
Нету слов, где Ы в начале, есть слова, где Ы – в конце.
Ы бывает в середине. Закружилась голова….
Помогите же, ребята, разгадать эти слова.
(Дети подбирают к схемам картинки- сыр, бык, дым, усы, косы).
6. Динамическая пауза (выполняют движения по тексту)
Ы-Ы-Ы –гудит наш пылесос, (разводят руки в стороны)
Пыль сосет он через нос. (пылесосят)
Хочет, чтоб мы жили
В чистоте, без пыли. (стряхивают с себя воображаемую пыль)
7.Упражнение в делении слов на слоги :
Мы с ребятами шагаем, части слова называем (по картинкам – крыша, пылесос, рысь, усы, козы, часы, тыква, рыба, сыр, бык, мыло, мышка…. )
8. Дружные звуки (упражнение в звуковом синтезе)
Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки.
С, ы, н. Д, ы, м. У, с, ы. Б, ы, к.
9.Игра «Маленький-большой)- по картинкам
усики-усы, горки-горы, котята-коты, нотки-ноты, зубки-зубы, шарики-шары, рыбки-рыбы, косички-косы)
10. Упражнение в чтении «Шары»
В праздниках на улице в руках у детворы
Горят, переливаются воздушные шары.
Но шары-то не простые,
На них буковки какие!
Дети буквы прочитают,
Что написано-узнают! (на разноцветных шариках написаны буквы –АУ, ИА, УА, УИ, АО, АЫ и т.д.)
11.Итог. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какое задание было для вас трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»
Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...