Знакомство со звуком Ы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гуня Виктория Владимировна

Знакомство со звуком Ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx15.41 КБ
Файл zvuk_i_bukvy_y_.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Знать звук «Ы» – гласный -    ,

бывает только в середине /мышь, бык, сын/ или в конце слов /усы, грибы/

Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове зв. «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.

Послушай слова со зв. «Ы» в середине, запомни и повтори:

- тыква, рыбка;                

- пыль, бык, сын, мышь;

- был, жил, мыл;

Послушай слова со зв. «Ы» в конце, запомни и повтори:

- коты, листы;              

- носы, усы, весы;

- львы, швы, шары, шкафы.

Где стоит звук «Ы» в слове? /в середине или в конце/:

крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.

Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.

Выучи и проговаривай: «Мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы».

Назови 3 слова со звуком «Ы».

Знать звук «Ы» – гласный -    ,

бывает только в середине /мышь, бык, сын/ или в конце слов /усы, грибы/

Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове зв. «Ы»: дырка, зима, сыр, лужа, дети, сады, крыша, лимон, шары, зайка, дуб, дубы, рыбка.

Послушай слова со зв. «Ы» в середине, запомни и повтори:

- тыква, рыбка;                

- пыль, бык, сын, мышь;

- был, жил, мыл;

Послушай слова со зв. «Ы» в конце, запомни и повтори:

- коты, листы;              

- носы, усы, весы;

- львы, швы, шары, шкафы.

Где стоит звук «Ы» в слове? /в середине или в конце/:

крыша, комары, кусты, крысы, рыба, шары, лыжи.

Выбери из ряда слов слова со звуком «Ы»: бак-бык-бок, рис-рысь, сыпь-суп, сон-сын-сам, лыжи-лужи-лежи, мишка-мышка-мошка.

Выучи и проговаривай: «Мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы».

Назови 3 слова со звуком «Ы».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР

 Тема: «Звук и буква Ы».

Задачи: 

  1. Уточнение правильной артикуляции и произношения звука  «Ы».
  2. Дифференциация понятий «звук - буква».
  3. Уточнение понятия «гласный звук».
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Развитие звукового синтеза.
  6. Развитие слухового и зрительного внимания.
  7. Упражнение в делении слов на слоги.
  8. Упражнение в чтении.

1.Орг.момент

Сюрпризный момент  (приход мышонка Мыша с буквой Ы)

Логопед: -Кто это к нам пришел? (Мышонок Мыша). Что это за буква у Мыша, дети? (буква Ы)

Логопед: Какой звук мы обозначаем этой буквой? (Звук Ы)

Логопед: Что вы знаете об этом звуке? (Это гласный звук)

Логопед: Почему мы называем его гласным? (Его можно петь, тянуть)

Гласному легко живется,

Голосок свободно льется.

2. Логопед: С какими еще гласными звуками и буквами вы   познакомились? (А, О, У, И)

Логопед: Как можно отличить звук Ы от других гласных (на слух, по артикуляции).

Звук Ы- сердитый звук.

Губки улыбаются, а шея напрягается.

 Язычок наш убегает от зубов подальше в ротик,

Спинку горкой  выгибает, как сердитый котик.

3.Артикуляционная разминка.

Слушайте меня внимательно,

Повторяйте все старательно:

Ды-ды-ды- очень плохо без воды.

Ты-ты-ты- маме подарю цветы.

Ны-ны-ны – спят медведи до весны.

Вы-вы-вы- испугались мы совы.

Зы-зы-зы-убежали от грозы.

Ры-ры-ры- у ребят в руках шары.

4.А сейчас не зевай, слово с Ы лишь повторяй:

Дом-дым             сон-сын          бак-бык         сор-сыр           рис-рысь          Дина-дыня   Мало-мыло     тина – тыква      Дирол-дырокол        весь-весы

5. Игра с Незнайкой

Слышал мальчик в синей шляпе с желтой челкой на лице:

Нету слов, где Ы в начале, есть слова, где Ы – в конце.

 Ы бывает в середине. Закружилась голова….

Помогите же, ребята, разгадать эти слова.

(Дети подбирают к схемам картинки- сыр, бык, дым, усы, косы).

6. Динамическая пауза (выполняют движения по тексту)

Ы-Ы-Ы –гудит наш пылесос, (разводят руки в стороны)

Пыль сосет он через нос. (пылесосят)

Хочет, чтоб мы жили

 В чистоте, без пыли. (стряхивают с себя воображаемую пыль)

7.Упражнение в делении слов на слоги :

Мы с ребятами шагаем, части слова называем (по картинкам – крыша, пылесос, рысь, усы, козы, часы, тыква, рыба, сыр, бык, мыло, мышка…. )

8. Дружные звуки (упражнение в звуковом синтезе)

Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки.

С, ы, н.  Д, ы, м.   У, с, ы.  Б, ы, к.

9.Игра «Маленький-большой)- по картинкам

усики-усы, горки-горы, котята-коты, нотки-ноты, зубки-зубы, шарики-шары, рыбки-рыбы, косички-косы)

10. Упражнение в чтении «Шары»

В праздниках на улице в руках у детворы

Горят, переливаются воздушные шары.

Но шары-то не простые,

На них буковки какие!

Дети буквы прочитают,

 Что написано-узнают! (на разноцветных шариках написаны буквы –АУ, ИА, УА, УИ, АО, АЫ и т.д.)

11.Итог. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какое задание было для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...