Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по развитию речи по теме
В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важнейших видов знаков (образно-двигательных, графических, вербальных).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Международный научно-практический семинар:
«Россия – Финляндия: образовательные системы.
Преемственность и межпредметные связи»
Развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Автор: учитель-дефектолог ГБДОУ №79
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Петрова Ирина Аркадьевна
Апрель 2014 г
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Создание условий для развития всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода, особенно в отношении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушениями речи различной степени тяжести. Речевые нарушения детей с ОВЗ определяются как «системное недоразвитие речи».
Формирование связной речи как в норме, так и в случае нарушенного онтогенеза имеет широкий диапазон уровней речевого развития (от первых «детских» слов-предложений до развёрнутой фразовой речи и свободного выражения своих мыслей).
Опыт работы по обучению детей с ОВЗ рассказыванию по картине иллюстрируют эту особенность речевого развития и свидетельствует о том, что один и тот же ребёнок охотно передаёт содержание только что «проигранной» картины, пользуется фразой, составляет рассказ и негативно реагирует на просьбу рассказать о незнакомой картине. Поэтому в процессе логопедического воздействия необходимо использовать такие коррекционные технологии, которые бы позволяли влиять на формирование и коррекцию нарушений речи ребёнка в различных аспектах.
Другая «проблемная» в отношении развития связной речи категория детей – дети с ОВЗ. Этиология ОВЗ преимущественно связывается с органической недостаточностью ЦНС резидуального или генетического характера, конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями и неблагоприятными условиями воспитания (К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова и др.).
Отмечается, что группа детей с ОВЗ церебрально-органического генеза представляет наибольшую трудность для коррекции и характеризуется нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, недостаточностью моторных функций и др. Парциальные нарушения корковых структур вызывают вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, эмоционально-волевой незрелости, слабости воображения, импульсивности или наоборот в заторможенности.
Для детей с ОВЗ характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность процессов приёма переработки сенсорной информации, несформированность способности к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У этих детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария, изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Б. И. Белый, Л. И. Переслени, М. Н. Фишман).
Приступая к обучению детей рассказыванию по картине, специалист должен иметь хотя бы общие представления о данных физиологических исследований, которые свидетельствуют о том, что в период рассматривания картины наибольшее усиление процессов пространственной синхронизации биопотенциалов мозга происходит именно в левом полушарии при ведущей роли ассоциативных образований мозга. У детей с отклонениями в умственном развитии наблюдается ослабление включения в деятельность ассоциативных структур левого полушария, что приводит к нарушению целостности восприятия, к трудностям в установлении вербальных связей и вербального опосредования, то есть к нарушениям познавательной деятельности. На основании можно сделать вывод о физиологической обусловленности особенностей восприятия картины детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Опираясь на современные исследования в области коррекционной педагогики и собственный практический опыт, дошкольники с ОВЗ могут воспринимать и понимать окружающий мир при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. При этом особую значимость приобретает качество педагогических усилий, которые должны быть направлены на овладение универсальными способностями, культурными, социальными формами познаниями отражения окружающего мира.
В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребёнка, взаимосвязь важнейших видов знаков (образно-двигательных, графических, вербальных).
Важными направлениями в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ считаются следующие:
- формирование механизмов предметной и игровой деятельности, основанных на содержании картины;
- развитие продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), источником содержания которых служит картина;
- ознакомление с окружающим миром (на основании формирования или уточнения представлений по картинным образам);
- развитие лексико-грамматических средств языка на основе системы специальных упражнений по содержанию картины;
- развитие речи и коммуникативного поведения в ситуации «рассказывание – слушание»;
Для педагога, занимающегося обучением рассказыванию по картине детей с ОВЗ, важно:
- рассматривать картину как некий образно-графический текст, содержание которого может быть «переведено» другие алфавиты кодирования (образно-двигательный, речевой, изобразительный) в рамках знаково-символический деятельности;
- иметь представление о взаимопроникновении этапов развития речи в норме и при дизонтогенезе;
- понимать особую важность создания педагогических условий для обучения детей рассказыванию по картине;
- адекватно оценивать уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка, чтобы иметь возможность подобрать наиболее подходящий наглядный материал для обучения рассказыванию и приёмы развития связной речи.
Для целенаправленного обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по картинке им необходимо и достаточно освоить три вида знака – вербальный, образно-жестовый (образно-двигательный) и образно-графический. При этом образно-двигательный знак является исходным. Именно поэтому в психическом развитии ребёнка огромное значение принадлежит ролевой игре, речи и рисованию, то есть символико-моделирующим видам деятельности, основанным на отражении и преобразовании деятельности с помощью различных видов знака (алфавитов кодирования). Овладение различными видами знака рассматривается как главное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, когда познание социальной деятельности («социальное исследование») становится основной линией его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен опыт раб...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...
«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...
«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди детей имеющих ОВЗ...
Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...
Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения
В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...