Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».
проект по психологии
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает, что за последние несколько лет значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, попадая в коллектив, не могут самовыразиться, самореализоваться, самостоятельно выйти из критических ситуаций, у детей не эмоциональная и не чистая речь, низкий уровень развития творческих способностей (креативности). Проект “Детство без границ” направлен на развитие творческих способностей и социализации детей с ОВЗ (ОНР III уровня развития, ЗПР) в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detstvo_bez_granits.docx | 78.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ
«Детство без границ»
Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОНР III уровня развития и ЗПР) посредством театрализованной деятельности»
2018 г.
Паспорт проекта | 3 стр. |
Пояснительная записка | 3 стр. |
Актуальность проекта | 4 стр. |
Цель, задачи проекта | 5 стр. |
Принципы реализации проекта | 6 стр. |
Риски, пути решения | 6 стр. |
Предполагаемые результаты реализации проекта | 7 стр. |
Критерии оценки реализации проекта | 7 стр. |
Ресурсное обеспечение проекта | 8 стр. |
Координация деятельности участников проекта | 9 стр. |
Основные формы реализации проекта | 11 стр. |
Структура проекта | 12 стр. |
Модель реализации проекта | 13 стр. |
План работы педагога-психолога в рамках реализации проекта | 18 стр. |
План работы учителя - логопеда в рамках реализации проекта | 19 стр. |
Оценка результатов проектной деятельности | 23 стр. |
Список используемой литературы | 23 стр. |
Оглавление
Паспорт проекта
Вид проекта: практико-ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный
Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР III уровня развития и ЗПР)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР III уровня развития и ЗПР), родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта: в течение 2018-2019 учебного года
Авторы проекта: Котикова Марина Николаевна - старший воспитатель, Контарёва Анжелика Николаевна - воспитатель, Жарикова Стелла Александровна педагог-психолог, Соловьёва Ольга Васильевна-учитель-логопед, Шульга Галина Николавевна – музыкальный руководитель
Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает, что за последние несколько лет значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, попадая в коллектив, не могут самовыразиться, самореализоваться, самостоятельно выйти из критических ситуаций, у детей не эмоциональная и не чистая речь, низкий уровень развития творческих способностей (креативности).
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у таких детей меньше. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проект “Детство без границ” направлен на развитие творческих способностей и социализации детей с ОВЗ (ОНР III уровня развития, ЗПР) в условиях ДОУ.
Данный проект задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста с ОВЗ, гармонизации процесса личностного становления. Реализация проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любое дошкольное учреждение, адаптировав его содержание к своим образовательным условиям.
« Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
Актуальность
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания детей дошкольного возраста средствами театрального искусства, что позволяет обратиться к театральной деятельности в дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественно-эстетического воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития творческих способностей детей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез танца, музыки, живописи, актерского мастерства, риторики, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств и, тем самым, создаёт условия для воспитания творческой личности, что способствует осуществлению цели современного образования.
Самой эффективной и интересной формой работы была и остаётся игра. Одним из видов которой является театрализованная деятельность, способствующая социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развитию у них речи и формированию коммуникативных навыков. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Через театрализованные игры дошкольник учится не только распознавать состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции. Детям с ОВЗ театральная деятельность помогает раскрепоститься, повышает самооценку, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и этим самым развиваем творческие способности детей.
Цель проекта:
Создать условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного с ОВЗ через театрализованную деятельность
Задачи проекта:
для педагогов
- повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития творческих способностей детей с ОВЗ (артистические, музыкальные).
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- установление тесной взаимосвязи с семьями воспитанников для совместного воспитания творческой личности ребёнка.
для детей
- Формировать устойчивый интерес к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Развивать, корректировать речь детей, дикцию, обогащать словарь, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Учить навыкам общения и коллективному творчеству, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- Снимать зажатость и скованность.
- Развивать эстетический вкус, творческую активность, музыкальные и артистические способности детей.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Воспитывать личностные качества у детей: эмпатию, доброту, отзывчивость, вежливость.
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития творческих способностей детей.
для родителей
- привлечение родителей к проблеме творческого развития ребенка, используя различные формы работы с ними( круглые столы, консультации, беседы, информационные стендами т.д.)
- стимулирование творческой активности родителей через участие в совместных творческих мероприятиях.
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей
Принципы реализации проекта:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе)
- принцип учета структуры дефекта;
- деятельностный принцип;
- принцип создания ситуации успеха;
- принцип доступности материала, учитывая возрастные и физиологические особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей;
- принцип эмоциональной насыщенности;
- принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
- принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
- принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.
Риски | Пути решения |
Недостаточная заинтересованность родителей и педагогов в участии мероприятий в рамках проекта. | Мотивировать педагогов и родителей через привлечение к участию в мероприятиях. По результатам проведения выражать благодарность, награждать активных участников (грамоты, дипломы). |
Недостаток временных ресурсов воспитателей. | Рациональное распределение мероприятий и степень включенности педагогов в процесс проведения проекта. |
Предполагаемые результаты реализации проекта:
дети
- Обогащение речи за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, эмоциональная выразительность.
- Развитие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации, пластичности, певческие, артистические способности)
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазия).
- Развитие личностных качеств ( эмпатия, дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность в себе).
- Овладение навыками общения, умением быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
педагоги
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей у детей с ОВЗ.
- Создание условий для развития творческих задатков детей.
Пополнение методического материала по теме проекта
родители
- Повысится компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей, театрализованной деятельности.
- Установление партнёрских отношений с семьями детей.
- Приобретение родителями знаний и практических навыков по изготовлению театральных атрибутов;
- Активное участие родителей в совместных с детьми праздниках.
Критерии оценки:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
- В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);
- педагог демонстрирует видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;на занятиях по изодеятельности изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Ресурсное обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
- наличие методической литературы по театрализованной деятельности дошкольников
- наличие диагностического инструментария
- наличие демонстрационного материала
- дидактические пособия по речевому развитию
- различные виды театров
Кадровое обеспечение:
- педагоги
- музыкальный руководитель
- учитель-логопед
- педагог-психолог
Материально-техническое обеспечение:
- Музыкальный зал
- микрофоны
- ширмы
- костюмы
- ноутбуки;
- мультимедиа
- наличие DWD, MP3 проигрывателей
- аудиозаписи фонограмм
- наличие аудио и видео – картотеки
- костюмы и декорации
Координация деятельности участников проекта
Воспитатели:
- Планируют познавательную, речевую и театрально – игровую деятельность детей;
- Разрабатывают систему занятий, игр, упражнений;
- Отбирают методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям;
- анкетирование родителей;
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультирование, беседы).
Музыкальный руководитель:
- Подбирает музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально – речевых связей;
- Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений;
- Подбирает пьесы для постановки с детьми;
- Совместно с воспитателями и родителями разрабатывает сценарии утренников.
Учитель логопед:
- Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнения на развитие мелкой моторики (с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами);
- Массаж пальцев рук;
- Логоритмика;
- Инсценировка стихотворений и отрывков произведений.
Педагог - психолог:
- Изучает творческие способности детей через анкетирование родителей и педагогов;
- Занятия с элементами тренинга по развитию творческого мышления (дивергентного), воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;
- Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов: память, внимание, восприятие;
- «Игры с песком» по формированию коммуникативных навыков детей, уверенности в себе;
- Занятия с элементами арт-терапии, куклотерапии по развитию эмоциональной сферы (способы выражение эмоций);
- семинары-практикумы и консультирование для педагогов и родителей по формированию психолого-педагогической компетентности в вопросах развития творческих способностей детей.
Родители:
Активно участвуют в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, принимают участие в утренниках, посещают открытые мероприятия и праздники.
Чтение сказок и стихов с детьми.
Рекомендации для родителей:
- По развитию интонационной выразительности речи,
- По разучиванию диалогов между героями сказок;
- По развитию мелкой моторики
- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;
- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- Знакомство с речевыми играми.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- познавательная
- продуктивная
- музыкально-художественная
Основные формы реализации проекта:
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой, интонационной выразительности;
• игры-превращения (учись владеть своим телом);
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементов искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• просмотр кукольных спектаклей;
• разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
• пальчиковый игротренинг;
- речевые и дыхательные упражнения;
- художественное слово;
- чтение художественной литературы;
- праздники и развлечения, беседы;
- работа с родителями;
- анкетирование родителей;
- игры – драматизации.
Основные направления работы по образовательным областям
Социально - коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
•воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• развитие монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к художественной литературе, фольклору, музыке,;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Структура проекта
Проект состоит из трёх этапов:
- 1 этап подготовительный или формирующий (подготовка к реализации проекта)
- 2 этап практический (реализация проекта). Данный этап является основным
- 3 этап итоговый этап (обобщение проекта, итоговое мероприятие связанное с проектом, результат).
Модель реализации проекта
Этапы | Цель | Деятельность проектной группы | Основные мероприятие | Целевая группа | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | Сбор информации, методического материала по проблеме. Определение, анализ проблемы. Выбор группы участников Постановка задач и выбор критериев оценки. | уточнение имеющейся информации, составление проекта, планирование деятельности воспитателей и специалистов Анкетирование родителей по проблеме. | педагогический совет, консультации, круглый стол, заседание проектной группы | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель | Август-сентябрь | проектная группа |
Практический | Реализация проекта: 1.Создание развивающей среды
| Координирование процесса создания развивающей среды, участие в процессе создания ППРС | Оформление театральных центров театральных студий в группах старшего дошкольного возраста, подбор музыкального материала и театрализованных игр. Приобретение технического оборудования. Смотр – конкурс театральных центров в группах. | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители | сентябрь | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели старших групп, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель |
2. Реализация планов воспитателей и специалистов, основных мероприятий проекта.
| Реализация проекта | 1.Круглый стол «Проблемы развития творческих способностей у детей с ОВЗ (ОНР III уровня развития и ЗПР). Пути решения средствами театрализованной деятельности. | Воспитатели, родители педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель | октябрь | Старший воспитатель | |
2.Родительское собрание: «Развитие творческого потенциала ребёнка в разных видах деятельности (театрализованной, музыкальной, изобразительной) | родители | ноябрь | старший воспитатель, воспитатель старшей группы, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель | |||
3.Семинар-практикум: «Методы и приемы развития дивергентного мышления у дошкольников» | педагоги | старший воспитатель, педагог-психолог, | ||||
4. реализация творческого проекта «Сказка в мире музыки» (музыкально-театрализованная деятельность) | дети | декабрь-май | музыкальный руководитель, воспитатели старших групп, педагог-психолог, учитель-логопед, родители | |||
5.Консультативная помощь | родители, педагоги | в течение реализации проекта | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель | |||
6. Приобретение и изготовление декораций, костю- мов и театральных кукол. | родители, педагоги | в течение реализации проекта | старший воспитатель, музыкальный руководитель воспитатели, | |||
7.Работа театральной студии «Маленький актёр» | Дети старшей и подготовительной к школе группе | в течение реализации проекта | Педагоги старших групп | |||
8. Проведение коррекционных игр и упражнений (артикуляционная гимнастика, игры с пальчиками, логоритмические упражнения, динамические паузы). | Дети старшей и подготовительной к школе группе | ежедневно | Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель | |||
9.Неделя театрализации | Педагоги, родители, дети старшей и подготовительной к школе группе | февраль | старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель | |||
10.Конкурс чтецов, посвящённый Международному женскому дню 8 марта: «Милой маме посвящаю!» | Дети старшей и подготовительной к школе группе | март | воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. | |||
итоговый | обобщение проекта, итоговое мероприятие связанное с проектом, результат. Распространение опыта | 11. Семинар для руководителей ДОУ «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОНР III уровня развития и ЗПР) посредством театрализованной деятельности» | Руководители ДОУ, старшие воспитатели | апрель | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели старших групп, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель | |
12.Педагогический совет. Оценка результатов деятельности Родительское собрание. Подведение итогов реализации проекта. Показ детского мюзикла «Летучий корабль» | Дети, родители, педагоги и специалисты ДОУ | май | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели старших групп, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель |
План работы педагога - психолога в рамках реализации проекта
Мероприятие | Формы работы | Цель | Адресная группа | Сроки |
Диагностика: «Карта выявления одаренных детей», «Таблица экспресс – опроса». | анкетирование | выявление уровня творческих способностей детей | педагоги, родители | Сентябрь |
Диагностика: «Экспресс диагностика» | Беседа, интервью, диагностические анкеты, тесты. | Изучение уровня самооценки, воображения, уровня дивергентного мышления, ориентации в пространстве, мышления, восприятия, познавательных процессов. | дети | Сентябрь |
Выступление на родительском собрании: «Особенности развития творческих способностей у детей с ОВЗ» | Психологический лекторий | Повышение психологической грамотности родителей в вопросах детской одаренности. | родители | сентябрь |
Реализация коррекционно-развивающей программы «В гостях у песочной Феи» (элементы технологии песочной терапии) | Игры | Развитие воображения, конструктивного общения | Дети | октябрь-январь 8 занятий |
Семинар-практикум: «Методы и приемы развития дивергентного мышления у дошкольников» | Беседа, мозговой штурм, игра. | Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов | Педагоги | Ноябрь |
Мини-тренинг: «Развитие творческого мышления у дошкольников». | Беседа, мозговой штурм, игра. | Обучение родителей приемам развития творческого мышления детей в семье. | Родители | декабрь |
Психологическая игра: «В стане Вообразилии» | Игра | дети | декабрь | |
«Использование различных видов коррекционной терапии в работе с детьми дошкольного возраста». (Сказкотерапия, су-джок терапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия)". | Беседа, мозговой штурм, игра. | Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, практические знания. | педагоги | Февраль |
Психологическая гостиная: «Влияние эмоций на развитие детей» | Беседа | Повышение педагогической компетентности родителей | родители | март |
Психологическое занятие с элементами тренинга: «Удивительный мир эмоций» | Мини-тренинг | Развитие эмоциональной сферы детей | дети | апрель |
План работы учителя-логопеда в рамках реализации проекта
Мероприятие | Формы работы | Цель | Адресная группа | Сроки | Результат | |||
Диагностика | Беседа, проективная методика. | Изучение уровня речевых и творческих способностей. | Дети | Сентябрь | Диаграмма | |||
Интонационная выразительность | ||||||||
Речевое дыхание | Тренинг | Научить правильному дыханию для создания условий поддержания нормальной грамотности речи, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. | Дети | Сентябрь | Выразительное чтение произведений на праздниках. Участие в конкурсе чтецов районного уровня и внутри ДОУ. Выступление перед детьми младших групп детского сада. | |||
Темп | Игра, упражнение, тренинг | Развивать восприятие и воспроизведение темпа речи, упражнять в ускорении и замедлении речи. | Дети | Октябрь | ||||
Ритм | Игра, упражнение | Развивать навык восприятия и воспроизведения ритма, выполнять движения со словами и жестами. (Логоритмика) | Дети | Октябрь | ||||
Сила голоса | Игра, упражнение | Развивать умение изменять силу голоса, произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. | Дети | Октябрь | ||||
Тембр | Игра, упражнение | Упражнять детей в произнесении голосом реплик разного тембра изменяя окраску голоса. | Дети | Октябрь | ||||
Мимика и жесты | Игра, упражнение | Учить сопровождать, подходящее по смыслу мимикой, подбирать жесты к фразам стихотворениям, сказкам. | Дети | Ноябрь | ||||
Логическое ударение | Игра, упражнение | Формировать умения выделять ударение в слове и во фразе, выделение групп слов или главного по смыслу слова во фразе с помощью пауз, повышения голоса, большей напряжённостью и долготой произношения. | Дети | Ноябрь | ||||
Пауза | Тренинг | Учить прерывать звучание речи. | Дети | Ноябрь | ||||
Развитие речи и творческих способностей | ||||||||
Мнемодорожки | Игра, образовательная ситуация | Формирование навыков графического изображения, развитие связной речи детей. | Дети | Ноябрь | Составление творческих рассказов, сказок. Выставка работ по ИЗО сказкам и детских книжек- малышек созданных руками детей | |||
Мнемотаблицы | Игра, образовательная ситуация | Развитие связной речи детей через методы и приёмы речевого творчества. | Дети | Декабрь | ||||
Коллаж | Игра, образовательная ситуация | Формирование умение связно мыслить, составлять связно рассказ. | Дети | Декабрь | ||||
Наглядное моделирование | Игра, образовательная ситуация | Учиться обобщённо представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. | Дети | Декабрь | ||||
ТРИЗ | Игра, образовательная ситуация | Развитие творчества, памяти, логики, связной речи. | Дети | Декабрь | ||||
Постановка проблемного вопроса | Игровое диалогическое общение | Учить детей рассуждать, установление смысловых ситуаций, непосредственно связанных с развитием логического мышления. | Дети | Январь | ||||
ИЗОсказка | Игра, образовательная ситуация | Активизировать связную речь детей, формировать творческие способности, повышать интерес к рассказыванию сказки слепленной или нарисованной своими руками, развитие мелкой моторики. | Дети | Январь | ||||
Словесное творчество Детское словотворчество | Игра, упражнение | Учить составлять устные сочинения, новые интересные рассказы и сказки. | Дети | Январь | ||||
Составление загадок | Игра, упражнение | Учить составлять описательные загадки, развивать фантазию, связную речь. | Дети | Февраль | ||||
Театрализованная деятельность | ||||||||
Чтение и знакомство с художественными произведениями | Круглый стол | Развивать интерес к литературе и театральному искусству. Научить понимать, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, проникнуть в его внутренний мир в процессе слушания произведения. | Дети | Февраль | Театрализованные представления, утренники, развлечения, участие в конкурсах различного уровня | |||
Дидактические игры | Лепбук | Развивать игровое поведение, эстетического чувства, умение общаться со сверстниками и взрослыми. | Дети | Февраль | ||||
Игры драматизации | Игровое диалогическое общение | Обогащение знаниями, умениями, навыками; развитие интереса к литературе и театру; развивать психических процессы; формировать нормы поведения; воспитывать морально-волевые качеств личности; закрепление навыков правильной речи; активизация и пополнение словаря; совершенствование грамматического строя речи; развитие тонкой моторики рук. | Дети | Март | ||||
Проигрывание ролей | Этюды | Учить ребёнка входить в образ героя, находить основные черты, действия, переживания. | Дети | Март | ||||
Разыгрывание небольших эпизодов | Игровое диалогическое общение | Учить входить в роль, передавая черты характера персонажа, проявлять творческий подход к проигрыванию роли. | Дети | Март | ||||
Озвучивание фрагментов мультфильмов | Игра, диалогическое общение | Учить передавать интонацией, мимикой, жестами, силой голоса образ героя, которого озвучивает ребёнок. | Дети | Апрель | ||||
Творческие игры | Игра | Активизация познавательного интереса, развивать умение координировать свои поступки с другими ребятами, т.е соотнести себя с коллективом. | Дети | Апрель | ||||
Драматизация знакомых произведений | Игра | Развивать самостоятельность в драматизации знакомых произведений. | Дети | Май | ||||
Участие в театрализованных представлениях | Игра | Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передачи образа; отчетливость произношения, закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движение). | Дети | Май | ||||
Диагностика | Беседа, проективная методика, наблюдение. | Выявление уровня речевых и творческих способностей ребёнка. | Дети | Май | Диаграмма |
Оценка результатов проектной деятельности
В ходе реализации данного проекта педагоги пришли к выводу, что театрализованная деятельность способствуют развитию постоянного интереса к театральному искусству и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, объединяет детей общими эмоциями впечатлениями, переживаниями.
- Дети стали больше проявлять участвовать в театрализованной игре, активность и инициативность
- У детей развиваются нравственные, коммуникативные и волевые качества личности (эмпатия, общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи
- У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- У детей появилось желание придумывать и рассказывать и сочинять сказки, истории, придумывать танцевальные движения и т.д.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях самих педагогов, создание ими условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театральной деятельности, развитию таких важнейших компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки и театра, он постепенно тоже признает эти ценности. Необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать посредством создания новых программ, методик, и умело сочетать с уже существующим материалом, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.
Список используемой литературы
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М.
- Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998
- Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.
- Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007
- Доронова Т.Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка дошкольника: Программно - методическое. Пособие/ Л.В., Куцакова С.И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2004
- Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г., Москва 1995 г. Программа "Театр-творчество-детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен опыт раб...
Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...
Формирование речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на интегрированной образовательной деятельности по тестопластике.
Описаны приемы в тестопластике для речевого развития детей....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...
«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...
Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения
В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...