Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)
«Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обосновывается связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга. Систематизированы принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с ОВЗ. Данная разработка способствует развитию мелкой моторики и отделам головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Таким образом, детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
346405,Ростовская область, г .Новочеркасск, ул. Привокзальная, 8
телефон (88635) 23-36-25, e-mail:detsckysad47@yandex.ru
Методическое пособие на тему: «Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Составила педагог-психолог:
Кротенко Елена Сергеевна,
г. Новочеркасск
2024г.
Актуальность: Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно. Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая формы работы. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляции с предметами развивают тактильное, зрительнотактильное, кинетическое, мышечное восприятие.
Особенности развития мелкой моторики у детей с РАС.
Дети с РАС отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. Преобладают повторяющиеся движении.
При помощи взрослого они могут осваивать некоторые дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
«Фундамент» строительства мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Это модель «дома» навыков мелкой моторики, на которую опиралась Марианна Бруни в руководстве для родителей и специалистов. Возводя здание, строители никогда не начинают с последнего этажа. Они закладывают фундамент и только после этого приступают к строительству первого этажа, затем второго и так далее. Так же обстоит дело с навыками мелкой моторики. В раннем детстве формируются «плиты фундамента» – основы, на которых зарождаются и развиваются ловкость, необходимая для навыков повседневной жизни. «Фундамент» строительства мелкой моторики стабильность – это то, что позволяет открыть тяжелую дверь. Стабильность – это то, что дает возможность надеть обувь и не упасть, надеть и вывернуть одежду, помогает убирать за собой посуду после каждого приема пищи. Благодаря стабильности ребенок любой приобретенный в дошкольном учреждении сможем закреплять его дома. Одним словом, в ресурсной группе для детей с ОВЗ стабильность – это сочетание силы и равновесия, позволяющее нам сохранять одну часть тела неподвижной, пока другая находится в движении.
Двусторонняя координация – это способность одной рукой держать чашку, помешивая в ней держащей ложку другой рукой; одной рукой держать бумагу, а другой – резать ее ножницами. Это умение застегивать молнию и завязывать шнурки. Двусторонняя координация отвечает за эффективное использование обеих рук. Большинство повседневных действий требуют координации движений обеих рук: «деятеля» и «помощника». Двусторонняя координация, в конечном итоге, приводит к развитию преобладающей руки (превращению в правшу или левшу).
Стабильность, двусторонняя координация, ловкость - это навыки повседневной жизни. Ловкость – это умелость и легкость в использовании рук. Типы движений у детей с ОВЗ постепенно развиваются и способствуют развитию ловкости.
«Пинцетный» захват и контроль над движениями большого пальца
1. Умения хватать и отпускать. Схватить – дотянуться до предмета, взять его в руку и удержать. Отпустить – намеренно дать предмету выскользнуть из рук.
2. «Пинцетный» захват и контроль над движениями большого пальца. «Пинцетный» захват обеспечивается способностью располагать кончики большого и указательного пальцев друг против друга, чтобы брать ими очень мелкие предметы. Это заключительная стадия развития захвата. Для достижения этой стадии ребенку необходимо развивать контроль над движениями большого пальца.
3. Координация движений пальцев. По мере развития мелкой моторики ребенок учится двигать каждым пальцем независимо от других и координировать эти движения.
4. Движения запястья. Движения запястья помогают соответствующим образом располагать руку для выполнения тех или иных функций. Лучезапястный сустав может двигать кисть вверх и вниз (разгибать или сгибать запястье), в стороны и вместе с локтевым суставом обеспечивать вращательное движение предплечья для поворота кисти ладонью вверх или вниз. Каждый из указанных элементов будет рассмотрен ниже.
Пульверизаторы и водяные пистолеты
Для того чтобы выстрелить из водяного пистолета, ребенок должен зажать его в руке, обеспечив таким образом его стабильность, а большим и указательным пальцами спускать курок. Неплохое занятие, развивающее координацию движений руки и глаза – попытка пускать мыльные пузыри с помощью водяного пистолета. Пусть ваш ребенок помогает вам мыть окна и зеркала или поливать цветы, пользуясь пульверизатором.
Вырезание
Вырезание относится к навыкам высшего уровня мелкой моторики, поскольку оно включает в себя многие более простые навыки:
Двусторонняя координация. Рука-помощник придерживает и прилаживает лист бумаги таким образом, чтобы ведущая рука могла должным образом расположить ножницы относительно бумаги для вырезания тех или иных форм.
Стабильность. Стабильность корпуса и плеч позволяет ребенку совершать точные движения обеими руками.
Ловкость. Поворот запястья помогает ребенку устанавливать кисть ведущей руки в такое положение, когда большой палец «смотрит» вверх, а сама кисть сориентирована по средней линии. Умение управлять большим пальцем позволяет ребенку двигать суставами и открывать лезвия ножниц, не совершая движений всей кистью. Стабильность кисти позволяет ребенку открывать и закрывать ножницы большим и указательным пальцем, в то время как остальная часть руки неподвижна и обеспечивает контроль.
Дети начинают экспериментировать с ножницами, как и с карандашом, в раннем возрасте. Укрепляя «плиты фундамента» и развивая ловкость в течение последующих нескольких лет, они постепенно учатся держать ножницы и пользоваться ими наиболее эффективно и рационально.
Развитие умения резать ножницами
Учась резать ножницами, дети с синдромом Дауна обычно проходят те же этапы, что и все остальные дети. Однако им сложнее научится управлять ножницами из-за гипотонии и трудностей, связанных с особенностью движений большого пальца. Начиная экспериментировать с ножницами, дети часто держат их обеими руками. Это нормальная стадия исследования нового процесса. Начиная держать ножницы одной рукой, дети обычно разворачивают ладонь вниз, то есть их ладонь и большой палец опущены вниз и отведены в сторону от тела. Зачастую их пальцы вы вер ну ты наружу. В таком положении трудно резать даже отрывистыми быстрыми движениями. Если ваш ребенок находится на этом этапе развития, не ожидайте от не го, что он сможет вырезать углы и резать по изогнутой или даже прямой линии; для него это чересчур сложно.
Игра с игрушками, имеющими движущиеся части
На полках магазина игрушек найдется множество игрушек, в которые играют двумя руками. Вот некоторые примеры:
заводные игрушки, например, «чертик, выскакивающий из коробочки», музыкальные шкатулки, которые одной рукой заводят, а другой держат;
калейдоскоп, который одной рукой держат у глаза, а другой поворачивают обод, меняя цветной дисплей.
Нанизывание бусин и шнурование ботинок
Простое шнурование и нанизывание дает детям возможность экспериментировать с ведущей рукой. Обычно ведущая рука шнурует, пока другая рука держит нить или ботинок. Если на первом этапе ваш ребенок меняет руки во время таких занятий, тут не о чем беспокоиться; это нормальный процесс развития. Научившись лучше управлять ими, он становится более последователен в использовании рук: одной и той же рукой он всегда держит бусины, а другой – нить.
Учебно-тематический план
№ п/п | Навык | Предполагаемый результат |
1 | Умения хватать и отпускать. | Ребенок учится брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и средним («захват щепотью»), затем – двумя пальцами: большим и указательным («несовершенный пинцетный захват») и, наконец, кончиками большого и указательного пальцев («совершенный пинцетный захват»). |
2 | «Пинцетный» захват и контроль над движениями большого пальца. | Развивать способность располагать кончики большого и указательного пальцев друг против друга, чтобы брать ими очень мелкие предметы. |
3 | Координация движений пальцев | Ребенок учится двигать каждым пальцем независимо от других и координировать эти движения |
4 | Умение пользоваться пульверизатором и водяным пистолетом. | Ребенок тренируется зажимать и спускать курок большим и указательным пальцами, чтобы выстрелить из водяного пистолета. |
5 | Вырезание из бумаги | Ребенок обучается навыкам высшего уровня мелкой моторики, поскольку оно включает в себя более простые навыки. |
6 | Двусторонняя координация с предметами, игрушками | Ребенок сможет скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению. |
7 | Стабильность выполнения последовательности действий | Неизменные привычки и ожидания делают жизнь ребенка с ОВЗ более безопасной и менее напряжённой. |
8 | Ловкость в выполнении движений | Ребенок учиться управлять запястьем, с развитием которой у ребенка появляется возможность поворачивать его так, чтобы ладонь была направлена вверх, а также возможность совершать кистью точные действия при разогнутом запястье. |
9 | Игра с игрушками, имеющими движущиеся части | Ребенок развивает силу пальцев в разных направлениях: вниз, вверх, от себя, к себе и т.д. |
10 | Нанизывание бусин и шнурование ботинок | Ребенок развивает ведущую руку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен опыт раб...
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движе...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...
«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...
Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...
Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения
В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...